Что Понимают Под Национальной Системой Стандартизации?

Что Понимают Под Национальной Системой Стандартизации
Национальная система стандартизации – совокупность правил и процедур, с помощью которых участники рабочих действий по стандартизации взаимодействуют друг с другом, реализуя нормативное регулирование в данной сфере.

Что понимается под стандартизацией?

Стандартизация — деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Кто является национальным органом по стандартизации?

По состоянию на 1 января 2013 года функции национального органа по стандартизации возложены Правительством Российской Федерации на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

В чем заключается сущность системы стандартизации?

Сущность, задачи, элементы — Сущность стандартизации состоит в составлении и утверждении как рекомендуемых, так и обязательных норм и характеристик для многократного использования, направленного на обеспечение надлежащего качества товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности в сферах обращения продукции, а также обеспечение безопасности труда.

  • 1) обеспечение соответствия товаров и услуг нормам и правилам безопасности для жизни и здоровья потребителя, собственности физических, юридических лиц, государственной собственности, экологии, окружающей среды, в частности, безопасности животных и растений;
  • 2) обеспечение безопасности объектов, для которых существует возможность возникновения различного рода чрезвычайных ситуаций;
  • 3) содействие научно—техническому прогрессу;
  • 4) обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг;
  • 5) экономичное использование всех видов ресурсов;
  • 6) совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • 7) единая система измерений.
  • Результатом стандартизации является, в первую очередь, нормативный документ.
  • Нормативный документ – документ, в котором утверждаются общие нормы, правила и характеристики для продукции, работ или услуг.
  • Стандарт – нормативный документ, утвержденный соответствующим органом, в котором утверждаются общие принципы, нормы и характеристики для продукции, работ или услуг, причем данные правила устанавливаются для добровольного многократного использования.

Технические условия – документ, который утверждает основные технические требования к продукции, работам и услугам. По форме технические условия могут представлять собой стандарт, либо его часть или даже отдельный документ.

  1. Областью стандартизации называют систему связанных между собой объектов стандартизации.
  2. Орган стандартизации – орган, признанный уполномоченным разрабатывать и утверждать стандарты на региональном или международном уровне.
  3. На практике выделяют 4 основные этапа стандартизации.

1. Выбор продукции, работ или услуг, для которых будет проводиться стандартизация.2. Создание модели для стандартизируемой продукции, работ или услуг.3. Утверждение оптимального качества созданной модели 4. Утверждение стандартов для созданной модели, стандартизация.

Что относится к национальным стандартам?

Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону ( Россия ), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения, Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Национальный (государственный) стандарт — стандарт, принятый органом по стандартизации государства-члена Евразийского экономического союза :п.2, В более широком смысле: стандарт, принятый национальным органом по стандартизации любого государства и доступный широкому кругу пользователей,

Что такое стандартизация своими словами?

Стандартиза́ция — деятельность по разработке, опубликованию и применению стандартов, по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости и качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, единства измерений, экономии всех видов ресурсов, безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

  • Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач,
  • За реализацию норм стандартизации отвечают органы стандартизации, наделенные законным правом руководить разработкой и утверждать нормативные документы и другие правила, придавая им статус стандартов.

В области промышленности стандартизация ведет к снижению себестоимости продукции, поскольку:

позволяет экономить время и средства за счет применения уже разработанных типовых ситуаций и объектов; повышает надежность изделия или результатов расчетов, поскольку применяемые технические решения уже неоднократно проверены на практике; упрощает ремонт и обслуживание изделий, так как стандартные узлы и детали — взаимозаменяемые (при условии, что сборка осуществлялась без пригоночных операций).

Стандартизация может быть малоэффективной в случаях, когда основной целью разработки изделия является достижение очень высоких функциональных характеристик, которые возможны при значениях основных параметров, не соответствующих стандартным.

Каковы основные цели стандартизации?

Цели стандартизации

Целями стандартизации являются: 1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;3) улучшение качества жизни населения страны;4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;5) техническое перевооружение промышленности;6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:

внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики; повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию; применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов; предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее — потребитель) в заблуждение; обеспечение рационального использования ресурсов; устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Последнее обновление: 8 февраля 2018 г., 13:07 Читать подробнее: Цели стандартизации

Для чего нужны национальные стандарты?

Национальный стандарт – стандарт, принятый Национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей. Разработка российских национальных стандартов осуществляется для достижения целей стандартизации в соответствии с принципами стандартизации.

в действующем законодательстве (например, если есть соответствующая ссылка в техническом регламенте); в правомерно принятых документах федеральных органов исполнительной власти; в договорах, контрактах предприятий любой формы собственности.

Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г. (т.е. до вступления в вилу Федерального закона «О техническом регулировании»), сохраняется до принятия соответствующего технического регламента в части:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; необходимости государственного контроля (надзора) за соблюдением требований стандартов.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

основополагающие стандарты; стандарты на продукцию, услуги; стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Применение стандарта – это его использование с выполнением требований, установленных в стандарте, в соответствии с областью его распространения и сферой действия. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом независимо от страны или места происхождения продукции, процессов ее производства, или особенностей сделок, или лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

  1. Пользователь стандарта – это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей производственной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической, учебно-педагогической и других видах деятельности.
  2. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия стандарту.

Дата введения стандарта в действие – это дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу. Ростехрегулирование все действующие государственные стандарты перевело в категорию национальных стандартов без замены аббревиатуры ГОСТ Р. Национальная система стандартизации России изложена в следующих нормативных документах:

Читайте также:  Что Должно Быть В Руководстве По Качеству?

ГОСТ Р 1.0-2004, Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. ГОСТ 1.1-2002, Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения. ГОСТ Р 1.2-2004, Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. ГОСТ Р 1.4-2004, Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения. ГОСТ Р 1.5-2012, Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. ГОСТ Р 1.8-2011, Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения Российской Федерацией работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения. ГОСТ Р 1.9-2004, Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порадок применения. ГОСТ Р 1.10-2004, Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены. ГОСТ Р 1.12-2004, Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. ГОСТ Р 1.13-2004, Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования. ГОСТ Р 1.14-2009, Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией. ИСО/МЭК 2. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности. Р 50.1.065-2008, Стандартизация в Российской Федерации. Типовое положение о технических комитетах по стандартизации. ПР 50-718-99, Правила заполнения и представления каталожных листов продукции. ПР 50.1.024-2005, Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов. Р 50.1.004-2002, Подготовка для принятия и введения в действие в Российской Федерации межгосударственных стандартов и подготовка к прекращению их действия. Р 50-605-79-93. Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предприятия. Положение об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2003 г. №287. Правила по стандартизации. Порядок проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора. Утверждены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. №91.

Какие методы используются в стандартизации?

Наиболее применяемыми в работах по стандартизации методами являются: 1) упорядочение объектов стандартизации ; 2) параметрическая стандартизация ; 3) унификация; 4) агрегатирование; 5) комплексная стандартизация ; 6) опережающая стандартизация.

Что такое объект стандартизации?

Объектами стандартизации могут являться процессы или услуги в различных сферах деятельности, продовольственная и непродовольственная продукция, в том числе материалы и компоненты их составляющие, оборудование, промышленные и непромышленные системы, их совместимость между собой и с другими системами, процедуры, правила,

Кто является разработчиком национального стандарта?

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены (с Изменениями N 1, 2, 3)

  • ГОСТ Р 1.2-2004Группа Т50
  • ОКС 01.120
  • Дата введения 2005-07-01
  • Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
  • Сведения о стандарте
  • 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт)
  • 2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 153-ст
  • 4 В настоящем стандарте реализована глава 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»
  • 5 ВЗАМЕН

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет ВНЕСЕНЫ:, утвержденное и введенное в действие c 01.04.2012;, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2012 N 1145-ст c 01.07.2013;, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1971-ст c 01.07.2014 Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 5, 2012 год; ИУС N 7, 2013 год, ИУС N 3, 2014 год 1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов.

Примечание — В настоящем стандарте применены термины которые установлены и определены в действующих в Российской Федерации стандартах на термины и определения в области стандартизации,,1.2 Разделы 5 и 6 распространяются также на государственные стандарты Российской Федерации, которые признаны национальными стандартами в силу,

  1. Примечание — Данное постановление зарегистрировано в Минюсте России 13 февраля 2004 г.
  2. N 5546 в качестве нормативного правового акта.
  3. Измененная редакция,, ) В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: Межгосударственная система стандартизации.
  4. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации.

Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие требования и нормы Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения Стандартизация в Российской Федерации.

  1. Технические комитеты по стандартизации.
  2. Правила создания и деятельности Стандартизация в Российской Федерации.
  3. Стандарты национальные.
  4. Правила построения, изложения, оформления и обозначения Стандартизация в Российской Федерации.
  5. Проекты стандартов.
  6. Правила организации и проведения экспертизы Стандартизация в Российской Федерации.

Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения Стандартизация в Российской Федерации.

  1. Уведомления о проектах документов в области стандартизации.
  2. Общие требования Стандартизация в Российской Федерации.
  3. Программа разработки национальных стандартов.
  4. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год.

Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия).

Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

(Измененная редакция, Изм. N,, ) 3.1 Разработку национальных стандартов Российской Федерации (далее — национальные стандарты) осуществляют для достижения целей стандартизации, решения задач и в соответствии с принципами стандартизации, которые установлены в (разделы 3 и 4), в том числе с соблюдением принципа обоснованности разработки национальных стандартов, исходя из стратегических целей и приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период.

  1. 3.3 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:
  2. — организация разработки стандарта;
  3. — разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;
  4. — разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза;
  5. — подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

3.2, 3.3 (Измененная редакция, ).3.4 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).3.4.1 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны противоречить техническим регламентам Таможенного союза, федеральным законам, техническим регламентам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые распространяются на данный объект и/или аспект стандартизации.

Читайте также:  Каковы Методы Оценки Уровня Качества Продукции?

Измененная редакция,, ) 3.4.2 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны быть увязаны с требованиями стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.2) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов), а также со сводами правил.

Если требования действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов устарели и противоречат требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с разработкой нового стандарта целесообразно проводить работы по обновлению (изменению или пересмотру) этих стандартов в соответствии с подразделами 5.2 или 5.3 или их отмену в соответствии с разделом 6.

  • Примечание — Данные работы может осуществлять не только разработчик, но и другие организации (лица), которым будет заказано их проведение.
  • Противоречия между разрабатываемым стандартом и действующим сводом правил устраняют по согласованию с национальным органом Российской Федерации по стандартизации и федеральным органом исполнительной власти, который утвердил данный свод правил.
  • (Измненная редакция, ).

3.4.3 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны соответствовать современному уровню развития техники и способствовать научно-техническому прогрессу, а также отражать законные интересы заинтересованных лиц. С этой целью проводят публичное обсуждение проекта стандарта и его научно-техническую экспертизу в соответствии с,3.4.1-3.4.3 (Измененная редакция, ).3.4.4 Разработку национальных стандартов Российской Федерации осуществляют на основе применения международных стандартов за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и/или технологическим различиям, или по иным основаниям, или когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия этих стандартов.

Не допускается разработка национального стандарта Российской Федерации, когда на данный объект и аспект стандартизации планируется или уже осуществляется разработка международного, европейского регионального или межгосударственного стандарта. Разработка национальных стандартов Российской Федерации допускается только на те объекты и аспекты стандартизации, которые не могут быть стандартизованы на межгосударственном уровне в силу политических или экономических причин.

(Введен дополнительно.).3.5 Проект национального стандарта оформляют по (раздел 5) в электронно-цифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также при оформлении всех документов, используемых в процессе разработки проекта стандарта. (Измененная редакция, ).4.1.1 В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта органы власти, юридические и физические лица направляют предложения по включению соответствующей темы в программу разработки национальных стандартов с соблюдением правил, установленных в,

(Измененная редакция, ).4.1.1.1 (Исключен, ).4.1.2 Заказчиком разработки национального стандарта может быть национальный орган Российской Федерации по стандартизации, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, общественные объединения, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

(Измененная редакция, ).4.1.3 Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы. Примечание — Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика.

Их взаимодействие при разработке проекта национального стандарта определяется техническим заданием на разработку стандарта и/или соответствующим договором. В частности, в них может быть оговорена необходимость представления проекта стандарта заказчику для рассмотрения на любой стадии разработки. Для разработки национального стандарта может быть создана соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.4.1.4 Если после принятия национальным органом Российской Федерации по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то оно может направить в секретариат ТК или его подкомитет (далее — ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации (при его отсутствии — в научно-исследовательскую организацию по стандартизации, за которой закреплена соответствующая тематика), запрос о рассмотрении целесообразности разработки данного стандарта.

(Измененная редакция, ).4.1.4.1 В запросе приводят собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного или регионального стандарта.

  1. Вместе с запросом могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального) стандарта.
  2. Читать подробнее: ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации.
  3. Стандарты национальные Российской Федерации.

Правила разработки, утверждения, обновления и отмены (с Изменениями N 1, 2, 3)

Что такое стандартизация в статистике?

Стандартизация – статистический метод, используемый при сравнении интенсивных показателей в совокупностях, отличающихся по составу (по возрасту, полу, профессиям и т.д.).

Что такое стандартизация и сертификация?

Стандартизация и сертификация Человеку, который не имеет опыта и знаний в области стандартизации и сертификации, иной раз кажется, что это разные имена для той же процедуры, предназначенной для контроля качества продукции. Действительно, эти два понятия относятся к сфере управления.

Но, скорее стандартизация и сертификация — это две стороны одной медали. Стандартизация нацелена главным образом на создание норм, правил, а спецификация обеспечивает единства измерений на дальнейшие процедуры контроля. Таким образом, стандартизация — это совокупность, СНиП и т.д., необходимых для осуществления контроля над всеми сферами деятельности.

Сертификация основывается на основе существующих стандартов, разработанных и утвержденных в государстве. В результате сертификации производитель получает сертификат соответствия на определенные виды сертифицированных видов товаров. Сертификат соответствия — это официальный документ, который идентифицирует конкретный продукт на соответствие принятым стандартам.

Поэтому, можно сказать, что стандартизация и сертификация — эти две составляющие осуществления процедуры контроля качества продукции. В то же время, в зависимости от требований сертификации может быть обязательной, или же на добровольной основе. В дополнение к обязательной сертификации продукции и оформлению сертификата соответствия, каждый производитель имеет возможность сделать добровольный сертификат соответствия качества.

Такой документ, подтверждает тот факт, что продукция полностью соответствует стандартам и является безопасным продуктом для жизни и здоровья и соответствует всем экологическим стандартам. Совсем не удивительно, что потребители привыкли к сертифицированной продукции, и очень недоверчиво относятся к отмене процедуры обязательной сертификации в некоторых сферах и областях, например, не все продукты питания подвергаются обязательной сертификации.

Что такое стандартизация документов?

Стандартизация документов — форма юридического закрепления проведенной унификации и уровня ее обязательности. Установлены следующие категории стандартов: государственные стандарты (ГОСТ); отраслевые стандарты (ОСТ);

На чем базируется стандартизация?

Стандартизация. Принципы стандартизации Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Выступая в качестве одного из элементов технического регулирования, стандартизация базируется на определенных исходных положениях — принципах, которые отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обеспечивают достижение целей и задач развития стандартизации, определяют условия ее эффективной реализации.1) Принцип добровольного применения стандартов,

В контексте Закона «О техническом регулировании» добровольность стандартов — это не только главный принцип стандартизации, но и основной элемент, определяющий правовой статус стандартов в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются исключительно на добровольной основе.

Читайте также:  Какие Объекты Устанавливает Стандарт На Методы Контроля?

Однако, говоря о добровольности стандартов, необходимо учитывать ряд следующих положений. Во-первых, требования, предусмотренные в стандартах, например, для изготовителя той или иной продукции, который добровольно пожелал следовать им, указав на это, например, при маркировании продукции, приобретают обязательную силу.

  1. Во-вторых, нельзя исключать возможности обязательного применения стандартов, как в целом, так и отдельных положений, в случае прямого указания на это в договорах, контрактах.
  2. Если стороны договора выразили свое волеизъявление придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то и исполнение этих требований будет обязательным.

Такое положение соответствует общим нормам Гражданского кодекса РФ о договорах и обязательствах (в т.ч. их исполнении). Таким образом, принцип добровольного применения стандартов указывает на право изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно (т.е.

  1. По собственному желанию, без принуждения) возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах.
  2. Добровольность — это всегда возможность выбора.2) Принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц,
  3. Посредством объективного учета мнения при разработке стандартов обеспечивается удовлетворение необходимых потребностей всех заинтересованных в этом сторон.

Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и (или) физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта.

  • Учет мнения заинтересованных сторон при разработке национальных стандартов достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при которой принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны, и сближаются несовпадающие точки зрения.
  • При разработке стандартов организации, также должны обеспечиваться условия для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации.

При разработке стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги, следует учитывать мнение и представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.3) Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Международные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок.

Поэтому преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным. Данный принцип в целом отражает положения абз.1 п.8 ст.7 Закона «О техническом регулировании», с той лишь разницей, что при разработке проектов технических регламентов международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве их основы.

При этом долженствование подразумевает обязательность. В рассматриваемом принципе такая обязательность не предусматривается.4) Принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации,

Настоящий принцип указывает на недопущение установления в стандартах требований (например, необоснованных ограничений или завышенных требований) к продукции, связанным с ней процессам, а также работам и услугам, которые могут создать дополнительные барьеры, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности, и тем самым препятствующие достижению целей стандартизации, либо противоречащие им.5) Принцип недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам,

  • Одной из целей стандартизации является содействие соблюдению требований технических регламентов.
  • Соответственно этой цели стандарты могут дополнять, конкретизировать (но не дублировать) какие-либо требования технических регламентов, обеспечивая тем самым повышение минимально установленного в них уровня безопасности, но никак не противоречить им.6) Принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов необходимо воспринимать с учетом положений абз.2 п.2 ст.15 Закона «О техническом регулировании», в соответствии с которыми национальные стандарты подлежат применению равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объектов технического регулирования, а также выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

В стандартах организаций могут содержаться сведения, составляющие коммерческую тайну (секрет производства), Применение таких стандартов лицами, не являющимися работниками организации, разработавшей и утвердившей стандарт, может осуществляться только с согласия самой организации на договорной основе.

  1. Кроме того, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.
  2. В соответствии с этим представляется весьма затруднительным обеспечить условия для единообразного применения стандартов организаций.
  3. Единообразие в применении может проявляться в том случае, если стандарты организаций разработаны, например, в рамках холдинга или акционерного общества, имеющего разветвленную сеть дочерних обществ.

В таком случае входящие в их состав общества будут равным образом и в равной мере применять утвержденные головной организацией стандарты. Интересно отметить, что ранее в Законе РФ «О стандартизации» было напрямую указано, что государственные (ныне — национальные) стандарты, а также стандарты отраслей не являются объектом авторского права (п.4 ст.6).

обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации; обоснованность разработки национальных стандартов; открытость процессов разработки национальных стандартов; обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей; однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты; прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов; применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.

Особо следует обратить внимание на то, что в Концепции в качестве первостепенного указан принцип добровольности применения национальных стандартов и обязательности их соблюдения в случае принятия решения об их использовании, В ГОСТ Р 1.0-2004 также закреплено, что национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения (п.6.2.).

В Законе «О техническом регулировании» (ни в одной из его статей, ни в одной из существующих редакций) не содержится оговорки о том, что если изготовитель (продавец, исполнитель) добровольно принимает на себя обязательства в части выполнения требований стандартов (например, производит продукцию в соответствии с определенным стандартом), то соблюдение этих требований становится для него обязательным.

Такое дополнение весьма важно, поскольку позволяет связать нормы гражданского законодательства (в т.ч. в сфере защиты прав потребителей) и законодательства в области технического регулирования, и вполне заслуживает официального закрепления в Законе. Не будет лишним дополнить Закон принципом обязательного соблюдения требований стандартов в случае указания на применение их в договорах, контрактах, заключаемых между изготовителем (продавцом, исполнителем) и приобретателем.

  1. К слову сказать, подобное положение, касающееся стандартов предприятий, которые также как и ныне существующие национальные стандарты и стандарты организаций имели статус добровольных, содержалось в Законе РФ «О стандартизации».
  2. Так, в частности, в абз.2 п.2 ст.8 регламентировалось, что требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Читать подробнее: Стандартизация. Принципы стандартизации