Что Разрабатывают Службы Стандартизации На Предприятиях?

Что Разрабатывают Службы Стандартизации На Предприятиях
Планирование работ по стандартизации — В соответствии с ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» работы по стандартизации в РФ проводятся в плановом порядке. Для проведения этих работ Федеральное агентство по техническому регулированию формирует и утверждает программы по стандартизации на 5 лет.

В программу включаются задания на разработку стандартов, обеспечивающих реализацию федеральных и иных государственных программ, гармонизацию стандартов с международными и региональными стандартами, безопасность продукции, процессов и услуг, защиту интересов потребителей. Первый раздел включает задания на разработку новых стандартов, в следующих разделах находятся задания на пересмотр стандартов и внесение изменений в стандарты.

В программе указывают обозначение и наименование проекта стандарта, организацию — разработчика проекта стандарта, источники финансирования и сроки проведения работ. Предприятия разрабатывают и утверждают собственные программы, наряду с государственными.

При этом в программы обязательно включаются задания, которые имеются в государственных программах. Эти программы разрабатывают службы стандартизации предприятий или технические отделы. При составлении программ по стандартизации в них закладывается принцип комплексной стандартизации. Комплексная стандартизация состоит в целенаправленной и планомерной разработке комплекса взаимосвязанных стандартов для обеспечения наилучшего качества готовой продукции.

Требования комплексности – это требования к последовательной разработке стандартов на все виды продукции, участвующие в получении готовой продукции: стандарты на сырье, комплектующие, отделочные материалы, красители, полуфабрикаты и т.д. То есть до установления норм на готовую продукцию предварительно устанавливают требования на всю продукцию, участвующую в ее изготовлении.

  1. При составлении программ по стандартизации учитываются требования комплексной стандартизации, поэтому программы составляют в последовательности, обратной ходу производства продукции.
  2. Комплексная стандартизация основывается на принципах: системности; оптимальности; перспективности; программного планирования.

В стандартах учитывается требование опережающей стандартизации, Опережающая стандартизация заключается в установлении параметров продукции на основе динамической оптимизации их значений с учетом прогнозов исходных данных. Опережающая стандартизация проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 18301-76 «Методы обеспечения опережающей стандартизации.

Основные положения». При опережающей стандартизации устанавливают повышенные требования к продукции, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. Если предприятия не согласовывают стандарт с более высокими требованиями к продукции, то эти требования вводят постепенно, с отсрочкой во времени, т.е.«ступенчато»: в стандарте записывают норму фактическую, затем — более высокую норму с растянутым по годам сроком введения ее в действие, например, через 2-3 года.

Одновременно разрабатывают план мероприятий по внедрению стандарта. Он предусматривает мероприятия, которые нужно провести на предприятиях для достижения более высоких значений нормативных показателей: Источник

Что обеспечивает Служба стандартизации?

Органы и службы стандартизации Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

  • Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
  • Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии – Ростехрегулирование.

Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации. Ростехрегулирование осуществляет:

принятие программы разработки национальных стандартов; утверждение национальных стандартов; учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам; введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации. В структуру Ростехрегулирования входят:

Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Москва); Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Санкт-Петербург); Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Ростов-на-Дону); Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Нижний Новгород); Уральское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Екатеринбург); Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Новосибирск); Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Хабаровск).

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организации). Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Ростехрегулирования России и технические комитеты по стандартизации.К научно-исследовательским институтам, например, относятся: НИИ стандартизации () – головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции () – головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении () – головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; – головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 350 ТК.

  • Любой стандарт – продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей).
  • Задача Технического комитета заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта.
  • Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области.

ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ. Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

  1. Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях.
  2. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

Читать подробнее: Органы и службы стандартизации

Что такое Службы стандартизации?

Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Что является результатом работы по стандартизации?

Глава 2.СТАНДАРТИЗАЦИЯ. содержание стандартизации Глава 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ 1. Содержание стандартизации 1.1.Сущность стандартизации Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения Объект стандартизации — продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие ли подвергающиеся стандартизации.

  • В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание и т.д.
  • Существуют различные варианты решения этих задач.

Цель стандартизации — выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Для того, чтобы наилучшее решение позволило достичь упорядочения в определенной области необходимо, чтобы это наилучшее решение стало достоянием большого числа предприятий и специалистов.

  • отбор объектов стандартизации;
  • моделирование объекта стандартизации;
  • оптимизация модели;
  • стандартизация модели.

Если основная цель ТР заключается в защите жизни и здоровья граждан, охране окружающей среды, то применение стандартов в первую очередь направлено на повышение конкурентоспособности продукции. Основным результатом работ по стандартизации является принятие такого нормативного документа, как стандарт.1.2.Нормативные документы по стандартизации

  • Реальные условия функционирования российской экономики и интегрирование в мировую экономику потребовали принятия ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающего государственное регулирование в области определения, подтверждения соответствия и государственного надзора обязательных требований, а также иных требований, на добровольной основе, позволяющих повысить уровень безопасности и качество продукции, обеспечивающих ее экологическую безопасность и конкурентоспособность.
  • Таким образом, просматривается двухуровневая модель технического регулирования, которая предполагает наличие двух основных видов документов:
  • — технических регламентов, имеющих статус законодательного документа, содержащего требования, обязательные к исполнению;
  • — национальных стандартов — добровольно применяемых документов, содействующих соблюдению требований технических регламентов, являющихся доказательной базой при их реализации.
  • Нормативный документ — это документ, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
  • Принцип добровольного использования стандарта, прежде всего, означает добровольность его выбора субъектом хозяйственной деятельности. Но выбранный стандарт может предусматривать его обязательное выполнение (в целом или отдельных разделов) в случае, если этот документ:
  • — конкретизирует общие требования технического регламента (закона, директивы);
  • — включен в контракт, между субъектами хозяйственной деятельности, который имеет ссылку на стандарт.

В зависимости от сферы действия в нашей стране и за рубежом различают стандарты разного статуса: международные, региональные, национальные (рис.4). К международным стандартам относятся стандарты Международной организации по стандартизации — ИСО, Международной электротехнической промышленности — МЭК, Международный союз электросвязи — МСЭ, Европейская экономическая комиссия — ЕЭК ООН, Международный союз по атомной энергии — МАГАТЕ.

В практике международной стандартизации основное значение при разработке стандартов на продукцию придается установлению единых методов ее испытаний, требований к маркировке, терминологии. Международными стандартами также устанавливаются требования к продукции с точки зрения безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.

Международные стандарты не являются обязательными, однако, в условиях острой конкуренции изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены обеспечивать соответствие своей продукции требованиям международных стандартов. Рис.4 Пирамида нормативных документов Рис.5. Знак соответствия европейским нормам Нормативные документы регионального уровня представлены документами ЕС, СНГ и др. В рамках ЕС действует техническое законодательство, представленное постановлениями и директивами Совета ЕС, а также евростандартами.

Если евростандарт направлен на обеспечение конкретной директивы, то он имеет обязательный характер и называется гармонизированным стандартом, Продукция, отвечающая требованиям гармонизированного евростандарта и соответствующей директивы, маркируется знаком СЄ (рис.5). Маркировка товара этим знаком дает ему дополнительные преимущества.

Особенность большинства евростандартов заключается в том, что в их основу закладываются, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран. Стандарты СНГ — это региональные стандарты — ГОСТы, существующие как категория нормативных документов с 1992 г.

  1. К нормативным документам по стандартизации в России согласно закону «О техническом регулировании» относятся:
  2. — национальные стандарты;
  3. — общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
  4. — нормы, правила и рекомендации по стандартизации;
  5. — стандарты организаций.
  6. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы представляют собой национальную систему стандартизации.

1.3. Функции стандартизации Стандартизация имеет 4 функции. Экономическая функция выражает себя через вклад стандартизации в научно-технический прогресс, поскольку она оказывает активное влияние на все составляющие производственного процесса, способствует совершенствованию предметов и средств труда, технологии и самого труда.

С помощью нормативных документов предупреждается неоправданное разнообразие деталей, изделий, материалов, технологических процессов, устанавливается рациональная их номенклатура, определяются оптимальные параметрические и размерные ряды, обеспечивается высокий уровень взаимозаменяемости, устанавливаются оптимальные качественные характеристики.

Информационная функция стандартизации проявляет себя через создание нормативных документов, классификаторов и каталогов продукции, эталонных мер и т.п. Социальная функция стандартизации проявляется через включение в нормативные документы и достижение в производстве таких показателей качества продукции и услуг, которые содействовали бы здравоохранению, отвечали бы санитарно0-гигиеническим нормам и возможности экологической утилизации отходов.

Коммуникативная функция выражает себя через достижение взаимопонимания в обществе путем обмена информацией. Этому служат стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила оформления деловой, конструкторской и технологической документации.1.4. Роль стандартизации в современных условиях Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий.

По данным экспертов в Германии, например, треть ежегодного экономического прироста относилась к эффекту от применения стандартов. О масштабах и эффективности работ по стандартизации свидетельствует такой факт. Общая сумма вложений промышленности и правительственных организаций в различные виды деятельности, связанные с разработкой и применением стандартов в США достигла 70 млрд.

  1. Низкий динамизм стандартизации. При парке в 24600 стандартов его ежегодное обновление должно составлять минимум 3,5 -4 тыс. стандартов. В последнее время максимальное число пересмотренных и вновь утвержденных стандартов составило 900 единиц в год. Фонд стандартов стремительно стареет, и при этом нет ясной перспективы ускорения темпов этой работы. Планирование стандартизации осуществляется в годовом разрезе, тогда как, например, в Японии действует система 5-10 летнего и годового планирования. При разработке стандартов не учитываются прогнозы развития науки и техники, хотя Академия стандартизации, метрологии и сертификации имеет материалы прогнозирования с глубиной 30 лет. Другая сторона низкого динамизма — недостаточные темпы освоения международных, региональных и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многие международные стандарты даже не переведены.
  2. Слабая работа в области технологической стандартизации. Работы по стандартизации и внедрению передовой технологии взаимно не увязаны. Особо эффективно такая увязка действовала бы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Яркий пример такой работы показывает Национальный институт стандартов и технологии США, осуществляющий национальную технологическую программу преимущественно среди предприятий малого бизнеса.
  3. Низкое качество работы технических комитетов. Имея глубокие познания в конкретных отраслях деятельности, члены комитетов слабо знакомы с теорией и практикой международной и отечественной стандартизации.
  4. Необходимо восстанавливать утерянные в последние десятилетия службы по стандартизации на предприятиях.

По закону «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольного применения стандартов;
  • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным.
  • недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат ТР;
  • обеспечение условий для единообразного применения стандартов (национальны стандарт применяется независимо от страны и места происхождения продукции)
  • К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:
  • — национальные стандарты;
  • — правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • — общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • — стандарты организаций.
  • Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. Национальный орган по стандартизации — это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Постановлением Госстандарта России от 2.09.2003г № 100 определено, что до введения в действие основополагающих стандартов национальной системы стандартизации РФ разработку, оформление, изложение, утверждение, учет, официальное опубликование национальных стандартов РФ, внесение в них изменений и отмену следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.2- 92 «Государственная система стандартизации РФ.

Порядок разработки государственных стандартов». ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» и ПР 50-74-94 «Правила по стандартизации. Подготовка проектов государственных стандартов РФ и проектов изменений к ним для принятия, государственной регистрации и издания».

  1. Разработку и применение межгосударственных стандартов следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСР Р 1.8-95 «ГСС РФ Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов».
  2. Постановление Госстандарта от 27.06.2003 г.
  3. 63 признало национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г.
Читайте также:  В Чем Различие В Процедурах Обязательной Сертификации И Декларирования Соответствия?

для применения в РФ. В соответствии с этим же постановлением до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации признано целесообразным сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ России».

  • Уже сложилось мнение, что принцип добровольного применения стандарта нужно было бы сформулировать по-другому.
  • В Европейских документах добровольность обозначена более корректно: рекомендуется к применению.
  • По европейскому законодательству и на практике нет понятия «добровольность»: если вы пришли работать в ту или иную сферу деятельности, то все, что рекомендуется для этой сферы, вы должны использовать целиком.

И в США, где стандарты добровольные, в случае судебного разбирательства при нарушении контракта суды констатируют: данная фирма пренебрегла национальным стандартом. И с этого момента ни одна фирма не заключит с ней ни одного контракта. Вот так рынок регулирует партнерские отношения.

  1. Федеральный закон «О техническом регулировании» определяет следующие цели стандартизации:
  2. ¨ повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  3. ¨ повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  4. ¨ обеспечение научно-технического прогресса;
  5. ¨ повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  6. ¨ рационального использования ресурсов;
  7. ¨ технической и информационной совместимости;
  8. ¨ сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  9. ¨ взаимозаменяемости продукции.
  10. Таким образом, в современных условиях у стандартов две функции:
  11. ¨ Прежде всего, стандарты должны быть взяты за основу при разработке технических регламентов.

¨ Стандарты могут служить той доказательной базой, которая позволяет выполнять требования ТР. Каждый ТР публикует перечень стандартов, которые можно использовать для соблюдения требований регламентов, тогда, применяя такой стандарт, автоматически выполняются требования регламента.

Понятно, что при этом роль стандартов существенно возрастает. В основе технического регулирования был, есть и остается стандарт. ТР есть ничто иное, как стандарт высшего уровня, принимаемый законодателями и правительством. Одна из основных задач, которые стоят перед стандартизацией в настоящее время — это реформирование национальной системы стандартизации.

Сейчас уже разработан проект документа Национальная система стандартизации». Проект реформы национальной системы стандартизации разработан на основе анализа научно-методических материалов и организационных структур национальной и зарубежной стандартизации, а также нормативного обеспечения участия России в ВТО.

При этом были рассмотрены вопросы методологии и организации работ по национальной стандартизации ряда зарубежных стран, в том числе США, Великобритании, ФРГ, Франции, Украины. Сегодня возникает закономерный вопрос, достаточна ли действующая нормативная база с точки зрения полноты охвата выпускаемой и импортируемой продукции, методов ее контроля, требований к упаковке, маркировке, транспортированию, а также способам утилизации и уничтожения, требованиям к отходам ее производства, требованиям к вторичным материалам.

Проведем небольшой анализ фонда национальных стандартов на отдельные группы продукции с учетом предлагаемых к разработке и введению технических регламентов. Фонд национальных стандартов нашей страны составляет более 24600 стандартов, Структура фонда национальных стандартов представлена на рис.6, из них с международными стандартами гармонизировано около 37% (рис.7).

В отечественной индустрии нефтегазовая отрасль является одной из ведущих Накоплен большой опыт по разработке и внедрению стандартов на нефть, нефтепродукты и газ. Основную долю около 90 %, составляют стандарты на нефтепродукты, их них около 65%- на методы испытаний. Работы по стандартизации нефтепродуктов ведут 4 технических комитета, по газу.

Работы в области стандартизации нефти проводит институт проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР). Из 216 международных стандартов (в основном на методы испытаний) в РФ введено 40. В лесном комплексе, как одном из самых сложных и разнообразных главное внимание уделяется лесоматериалам, являющимся объектом экспортно-импортных поставок, в части методов измерений, а также подготовки комплекта нормативных документов для поэтапной интеграции лесобумажной продукции на мировой рынок, повышения эффективности российского лесного экспорта, что определено Основными направлениями развития лесной промышленности, утвержденными Правительством РФ.

  1. В настоящее время на лесопромышленную продукцию действуют 685 стандартов, половина из которых — на методы измерений и испытаний.
  2. Работы по стандартизации осуществляют 9 технических комитетов.
  3. Из 345 международных стандартов введено в России только 53.
  4. Химическая промышленность является базовой отраслью российской экономики, где сосредоточены большие материальные и людские ресурсы.

Отрасль является поставщиком сырья, материалов, полупродуктов огромного числа производителей практически во всех отраслях промышленности, оборонного комплекса и сельского хозяйства, а также обеспечивает многочисленными и разнообразными товарами народного потребления.

Общий фонд стандартов на химическую продукцию составляет 1700, из них около 90 % — на промышленную продукцию На методы испытаний разработано и введено 685 стандартов. Из действующих международных стандартов, большинство из которых составляют стандарты на методы испытаний, введено 330, что составляет 29% от числа действующих.

Работы по стандартизации осуществляются 35 техническими комитетами. Таким образом, перед стандартизацией России стоит еще очень важная задача — это гармонизация стандартов. Рис.6 Структура фонда национальных стандартов Рис.7. Уровень гармонизации стандартов по отдельным секторам промышленности 1.5. Стандарты организаций В Федеральном законе «О техническом регулировании» появилась, на первый взгляд, новая категория документов в области стандартизации — «стандарты организаций» В законе определено как следует понимать термин «организации», в том числе коммерческие, общественные, научные организации.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» указано, что, что организации могут самостоятельно устанавливать порядок разработки своих стандартов, то, следовательно, они могут принять документально оформленное решение о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятия или стандартов общественного объединения в качестве стандартов данной организации с использованием индекса «СТП» могут в дальнейшем не применяться.

В законе «О техническом регулировании» установлен порядок применения стандартов организаций «равным образом и в равно мере независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП». Следовательно, данный закон не предполагает наличия каких-либо ограничений для применения стандартов организаций в договорных отношениях, в том числе в договорах на поставку продукции, применение процессов, выполнения работ и оказания услуг.

  • совершенствование производства;
  • обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;
  • распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований, измерений и разработок.

К общим целям стандартизации согласно ФЗ относятся:

  • повышение уровня безопасности, жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений.
  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечение научно-технического прогресса;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  • рационального использования ресурсов;
  • техническая и информационная совместимость;
  • сопоставимость результатов исследований и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  • взаимозаменяемость продукции.

Таким, образом, в любой организации можно выявить значительное число задач, которые целесообразно решать с помощью стандартизации, производимой на уровне данной организации, исходя из определения термина «стандартизация». Преимуществом стандартизации на уровне организации (перед национальной стандартизацией является возможность установить свои четкие правила разработки и применения своих собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и области ее деятельности.1.6.

  1. Технические условия — роль в переходный период Технические условия (ТУ) — нормативный документ, разрабатываемый предприятиями и организациями в том случае, когда создавать стандарты нецелесообразно.
  2. Фонд ТУ в настоящее время насчитывает около 600 тыс.
  3. Наименований.
  4. В современных условиях значение ТУ значительно меняется.

Именно ТУ в полной мере отвечают целям принятия ТР и целям стандартизации, включая повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан и охраны природы, обеспечение научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности продукции, рациональное использование ресурсов, взаимозаменяемость продукции и др.

Как правило, ТУ появляются в результате разработки новой продукции. В этом случае ТУ являются пионерским документом научно-технического прогресса. Ежегодно в информационном указателе «Технические условия», публикуемом издательством стандартов, дается информация примерно о 8 тыс. новых ТУ. При этом по ТУ выпускается примерно 80-85% пищевых продуктов, а в машиностроении — примерно 70-75 % продукции.

ТУ — документы, в которых конкретный изготовитель добровольно устанавливает требования к качеству и безопасности конкретной продукции, необходимые и достаточные для ее идентификации, контроля качества и безопасности при изготовлении, хранении и транспортировании.

ТУ устанавливает полный набор требований к выпускаемой конкретной продукции (марки, типы и т.п.) и включает такие разделы, как область применения, требования к качеству и безопасности или технические требования, маркировка, упаковка, гарантии изготовителя и др. В ТУ в полной мере реализован принцип добровольного применения стандартов, предусмотренный законом «О техническом регулировании», поскольку разработчику ТУ удобно и выгодно использовать применительно к своей продукции стандартные требования, например, по методам контроля, правилам приемки, отбора проб и т.д.

При этом в большинстве случаев достаточно дать ссылки на соответствующие стандарты. Требования стандартов, на которые даны ссылки в ТУ, становятся обязательными, т.е. в договоре на приобретение конкретной продукции указывается ее наименование и обозначение ТУ.

  1. И если потребитель заметил, что поставляемая ему продукция не соответствует требованиям ТУ, он имеет все основания обратиться в судебные органы.
  2. Фактически ТУ — документы межотраслевого применения, они устанавливают требования к продукции, которые должны соблюдать не только изготовитель, но и приобретатель в части применения и эксплуатации, а также субъекты хозяйственной деятельности, транспортирующие и хранящие продукцию.

Кроме того, ТУ является документом, способствующим обеспечению целей подтверждения соответствия. Используются технологии Читать подробнее: Глава 2.СТАНДАРТИЗАЦИЯ. содержание стандартизации

Какие работы осуществляют службы стандартизации на территории РФ?

ГОСТ Р 1.15-2017 Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования ГОСТ Р 1.15-2017 _Текст Сравнения ГОСТ Р 1.15-2017 с см. по, — Примечание изготовителя базы данных.

  • _
  • ОКС 01.120,

03.100.30

  1. Дата введения 2018-03-01
  2. 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)
  3. 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»
  4. 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
  5. 4 ВЗАМЕН

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г. Правила применения настоящего стандарта установлены в, Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru) 1.1 Настоящий стандарт устанавливает единые для организаций* правила создания и функционирования служб стандартизации, а также включает рекомендуемое типовое положение о службе стандартизации организации.

_ * Под организациями в настоящем стандарте понимаются юридические лица, в том числе корпорации (включая государственные), другие коммерческие организации, их объединения (ассоциации и союзы) и некоммерческие организации, а также созданные на территории Российской Федерации филиалы и представительства иностранных компаний и других корпоративных образований.1.2 В заинтересованных организациях настоящий стандарт (или его отдельные положения) применяют на основании ссылок на него в организационно-распорядительном документе, определяющем порядок функционирования службы стандартизации конкретной организации, и (или) в положении об этой службе или в ином нормативном документе данной организации.1.3 Если в организации служба стандартизации была создана до введения в действие настоящего стандарта, приведение положения об этой службе в соответствие с установленным в настоящем стандарте типовым положением рекомендуется осуществлять только в том случае, когда это не противоречит интересам данной организации.1.4 При разработке на основе настоящего стандарта в корпорации или в ином объединении организаций внутреннего стандарта, в котором учитывают особенности функционирования служб стандартизации отдельных организаций в этой корпорации (объединении), отдельные из приведенных ниже положений могут быть дополнены, конкретизированы и (или) не использованы.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов Межгосударственная система стандартизации.

Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам Единая система конструкторской документации.

  1. Технические условия Стандартизация в Российской Федерации.
  2. Стандарты национальные Российской Федерации.
  3. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены Стандартизация в Российской Федерации.
  4. Стандарты национальные.
  5. Правила построения, изложения, оформления и обозначения Стандартизация в Российской Федерации.

Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов Стандартизация в Российской Федерации.

  • Стандарты межгосударственные.
  • Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения Стандартизация в Российской Федерации.
  • Стандарты национальные предварительные.
  • Правила разработки, утверждения, применения и отмены Технические условия на пищевую продукцию.

Общие требования к разработке и оформлению Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверять действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год.

Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия).

Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены термины по, а также следующий термин с соответствующим определением: техническая документация (на продукцию): Совокупность документов, которые в зависимости от их назначения содержат данные, необходимые и достаточные для обеспечения каждой стадии жизненного цикла продукции.

Примечание — К технической документации относится конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация и т.п. В ряде отраслей технические условия рассматривают в составе технической документации, но в соответствии с федеральным законодательством технические условия одновременно являются одним из видов документов по стандартизации.

  • 4.1 Службу стандартизации в организации создают для проведения различных работ с использованием методов и средств стандартизации, направленных на реализацию следующих целей:
  • — выполнение требований технических регламентов, установленных в организации;
  • — повышение уровня безопасности для жизни и здоровья персонала организации и других граждан;
  • — повышение уровня безопасности различных объектов организации с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • — сохранность различного имущества организации;
  • — нормативное обеспечение защиты окружающей среды при проведении технологических процессов и иных работ на объектах организации;
  • — повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг, выпускаемой (оказываемых) организацией;
  • — обеспечение взаимопонимания между заказчиками, разработчиками, изготовителями, поставщиками, продавцами и потребителями продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, между поставщиками и потребителями услуг, а также между исполнителями различных работ, в том числе при проведении технологических процессов;
  • — экономия и рациональное использование ресурсов, в том числе путем установления требований к технологическим процессам, направленным на снижение материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости и обеспечение применения малоотходных технологий на объектах организации;
  • — повышение уровня унификации технологических процессов и оборудования, применяемых на объектах организации;
  • — защита внутренней информации от ее несанкционированного использования;
  • — нормативное обеспечение сопоставимости результатов измерений, испытаний, иных технических и экономико-статистических данных на объектах организации, а также иных видов технической и информационной совместимости;
  • — обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и материалов, выпускаемых или применяемых в организации;
  • — нормативное обеспечение международных, федеральных и отраслевых экономических и научно-технических программ (проектов) и иных видов международных и двухсторонних связей, в которых участвует организация;
  • — нормативное обеспечение управления производством, в том числе при создании и функционировании интегрированных систем менеджмента;
  • — распространение в организации результатов исследований и разработок, полученных в различных областях знаний, а также содействие их практическому использованию.
  • Для достижения указанных целей стандартизации служба стандартизации разрабатывает стандарты организации и технические условия или организует их разработку силами других подразделений, а также содействует применению в организации национальных стандартов Российской Федерации (в том числе действующих в этом качестве межгосударственных стандартов), предварительных национальных стандартов Российской Федерации, информационно-технических справочников, сводов правил и прочих нормативных документов федеральных и иных органов исполнительной власти, стандартов общественных научно-технических и иных организаций, а при необходимости международных, региональных и зарубежных национальных стандартов.
Читайте также:  Какие Документы Относятся К Нормативным Документам По Стандартизации Дайте Их Характеристику?

4.2 Решение о создании в организации службы стандартизации принимают исходя из общего объема и характера работ по стандартизации и организационных особенностей проводимых работ, обусловленных спецификой структуры организации.4.3 Службу стандартизации создают как самостоятельное структурное подразделение, предназначенное для выполнения соответствующих функций.

  • При этом наименование данного подразделения устанавливают исходя из особенностей структуры организации и сферы ее деятельности, а положение об этой службе готовят с учетом типового положения, приведенного в,
  • Примечание — В положении о конкретной службе стандартизации организации ее задачи, функции и права могут быть сокращены, дополнены и (или) конкретизированы с учетом особенностей структуры данной организации, объема и характера работ по стандартизации.4.4 В тех случаях, когда создание службы стандартизации в виде самостоятельного структурного подразделения представляется нецелесообразным, выполнение ее функций может быть возложено на структурное подразделение, которое в основном (или частично) выполняет иные функции, например менеджмента качества, метрологической службы, научно-исследовательского или инновационного подразделения.

При этом в данное структурное подразделение вводят дополнительные штатные единицы, а в положение о данном подразделении вносят соответствующие коррективы, приводя ссылку на положение о службе стандартизации или излагая его содержание в составе целей, задач, функций и прав данного подразделения.4.5 При создании в организации службы стандартизации или возложении ее функций на иное подразделение учитывают рекомендации, приведенные в,5.1 Основные задачи службы стандартизации 5.1.1 Служба стандартизации осуществляет организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации в организации, а также непосредственно проводит работы, предусмотренные в положении о службе стандартизации.5.1.2 Служба стандартизации решает следующие основные задачи:

  1. — организационно-методическое и консультационное обеспечение работ по стандартизации;
  2. — организация и проведение (или участие в проведении) исследований в области стандартизации;
  3. — разработка или участие в разработке стандартов и других документов по стандартизации, необходимых для деятельности организации;
  4. — представление интересов организации при разработке национальных, межгосударственных и международных стандартов, сводов правил, информационно-технических справочников, общероссийских классификаторов, технических регламентов, других нормативных и правовых документов в сфере технического регулирования в целом и стандартизации в частности;
  5. — организация и проведение (или участие в проведении) работ по внедрению стандартов, информационно-технических справочников, сводов правил и других документов по стандартизации, а также по обеспечению соблюдения технических регламентов;
  6. — организация и проведение (или участие в проведении) контроля за применением технических регламентов, стандартов и сводов правил;
  7. — формирование и ведение (или участие в формировании и ведении) фонда документов в этой сфере стандартизации и (или) организационно-методическое обеспечение использования данного фонда в организации;
  8. — организация и проведение (или участие в проведении) комплекса работ, направленных на повышение уровня знаний сотрудников организации в области технического регулирования в целом и стандартизации в частности;
  9. — взаимодействие с другими организациями и органами при проведении работ по стандартизации.

5.1.3 Кроме основных задач служба стандартизации может решать дополнительные (факультативные) задачи, которые связаны с проведением работ по стандартизации, например подготавливать жалобы организации, направляемые в созданную Росстандартом комиссию по апелляциям, в отношении нарушения процедур разработки национальных стандартов или создания технических комитетов по стандартизации либо проектных технических комитетов по стандартизации.

Кто занимается стандартизацией?

Международная организация по стандартизации, ИСО (англ. International Organization for Standardization, ISO; фр. Organisation internationale de normalisation, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Какие методы используются в стандартизации?

Наиболее применяемыми в работах по стандартизации методами являются: 1) упорядочение объектов стандартизации ; 2) параметрическая стандартизация ; 3) унификация; 4) агрегатирование; 5) комплексная стандартизация ; 6) опережающая стандартизация.

Что такое объект стандартизации?

Объектами стандартизации могут являться процессы или услуги в различных сферах деятельности, продовольственная и непродовольственная продукция, в том числе материалы и компоненты их составляющие, оборудование, промышленные и непромышленные системы, их совместимость между собой и с другими системами, процедуры, правила,

В чем заключается сущность стандартизации?

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного исполь- зования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспо- собности продукции, работ или услуг.

Какие вопросы решает стандартизация?

Поэтому задачей стандартизации является обеспечение технической совместимости различных машин и приборов, взаимозаменяемости составных частей технических устройств, требуемого качества исходного сырья и комплектующих изделий.

Кто разрабатывает стандарты в РФ?

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены (с Изменениями N 1, 2, 3)

  • ГОСТ Р 1.2-2004Группа Т50
  • ОКС 01.120
  • Дата введения 2005-07-01
  • Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
  • Сведения о стандарте
  • 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт)
  • 2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 153-ст
  • 4 В настоящем стандарте реализована глава 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»
  • 5 ВЗАМЕН

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет ВНЕСЕНЫ:, утвержденное и введенное в действие c 01.04.2012;, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2012 N 1145-ст c 01.07.2013;, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1971-ст c 01.07.2014 Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 5, 2012 год; ИУС N 7, 2013 год, ИУС N 3, 2014 год 1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов.

Примечание — В настоящем стандарте применены термины которые установлены и определены в действующих в Российской Федерации стандартах на термины и определения в области стандартизации,,1.2 Разделы 5 и 6 распространяются также на государственные стандарты Российской Федерации, которые признаны национальными стандартами в силу,

  1. Примечание — Данное постановление зарегистрировано в Минюсте России 13 февраля 2004 г.
  2. N 5546 в качестве нормативного правового акта.
  3. Измененная редакция,, ) В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: Межгосударственная система стандартизации.
  4. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации.

Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие требования и нормы Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения Стандартизация в Российской Федерации.

Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы Стандартизация в Российской Федерации.

Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения Стандартизация в Российской Федерации.

Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год.

Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия).

Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

(Измененная редакция, Изм. N,, ) 3.1 Разработку национальных стандартов Российской Федерации (далее — национальные стандарты) осуществляют для достижения целей стандартизации, решения задач и в соответствии с принципами стандартизации, которые установлены в (разделы 3 и 4), в том числе с соблюдением принципа обоснованности разработки национальных стандартов, исходя из стратегических целей и приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период.

  1. 3.3 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:
  2. — организация разработки стандарта;
  3. — разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;
  4. — разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза;
  5. — подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

3.2, 3.3 (Измененная редакция, ).3.4 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).3.4.1 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны противоречить техническим регламентам Таможенного союза, федеральным законам, техническим регламентам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые распространяются на данный объект и/или аспект стандартизации.

(Измененная редакция,, ) 3.4.2 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны быть увязаны с требованиями стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.2) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов), а также со сводами правил.

Если требования действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов устарели и противоречат требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с разработкой нового стандарта целесообразно проводить работы по обновлению (изменению или пересмотру) этих стандартов в соответствии с подразделами 5.2 или 5.3 или их отмену в соответствии с разделом 6.

  • Примечание — Данные работы может осуществлять не только разработчик, но и другие организации (лица), которым будет заказано их проведение.
  • Противоречия между разрабатываемым стандартом и действующим сводом правил устраняют по согласованию с национальным органом Российской Федерации по стандартизации и федеральным органом исполнительной власти, который утвердил данный свод правил.
  • (Измненная редакция, ).

3.4.3 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны соответствовать современному уровню развития техники и способствовать научно-техническому прогрессу, а также отражать законные интересы заинтересованных лиц. С этой целью проводят публичное обсуждение проекта стандарта и его научно-техническую экспертизу в соответствии с,3.4.1-3.4.3 (Измененная редакция, ).3.4.4 Разработку национальных стандартов Российской Федерации осуществляют на основе применения международных стандартов за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и/или технологическим различиям, или по иным основаниям, или когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия этих стандартов.

  1. Не допускается разработка национального стандарта Российской Федерации, когда на данный объект и аспект стандартизации планируется или уже осуществляется разработка международного, европейского регионального или межгосударственного стандарта.
  2. Разработка национальных стандартов Российской Федерации допускается только на те объекты и аспекты стандартизации, которые не могут быть стандартизованы на межгосударственном уровне в силу политических или экономических причин.

(Введен дополнительно.).3.5 Проект национального стандарта оформляют по (раздел 5) в электронно-цифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также при оформлении всех документов, используемых в процессе разработки проекта стандарта. (Измененная редакция, ).4.1.1 В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта органы власти, юридические и физические лица направляют предложения по включению соответствующей темы в программу разработки национальных стандартов с соблюдением правил, установленных в,

(Измененная редакция, ).4.1.1.1 (Исключен, ).4.1.2 Заказчиком разработки национального стандарта может быть национальный орган Российской Федерации по стандартизации, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, общественные объединения, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

(Измененная редакция, ).4.1.3 Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы. Примечание — Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика.

Их взаимодействие при разработке проекта национального стандарта определяется техническим заданием на разработку стандарта и/или соответствующим договором. В частности, в них может быть оговорена необходимость представления проекта стандарта заказчику для рассмотрения на любой стадии разработки. Для разработки национального стандарта может быть создана соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.4.1.4 Если после принятия национальным органом Российской Федерации по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то оно может направить в секретариат ТК или его подкомитет (далее — ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации (при его отсутствии — в научно-исследовательскую организацию по стандартизации, за которой закреплена соответствующая тематика), запрос о рассмотрении целесообразности разработки данного стандарта.

(Измененная редакция, ).4.1.4.1 В запросе приводят собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного или регионального стандарта.

  1. Вместе с запросом могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального) стандарта.
  2. Читать подробнее: ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации.
  3. Стандарты национальные Российской Федерации.
Читайте также:  Чем Грозит Повышение Цен На Нефть?

Правила разработки, утверждения, обновления и отмены (с Изменениями N 1, 2, 3)

На чем базируется стандартизация?

Стандартизация. Принципы стандартизации Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Выступая в качестве одного из элементов технического регулирования, стандартизация базируется на определенных исходных положениях — принципах, которые отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обеспечивают достижение целей и задач развития стандартизации, определяют условия ее эффективной реализации.1) Принцип добровольного применения стандартов,

В контексте Закона «О техническом регулировании» добровольность стандартов — это не только главный принцип стандартизации, но и основной элемент, определяющий правовой статус стандартов в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются исключительно на добровольной основе.

Однако, говоря о добровольности стандартов, необходимо учитывать ряд следующих положений. Во-первых, требования, предусмотренные в стандартах, например, для изготовителя той или иной продукции, который добровольно пожелал следовать им, указав на это, например, при маркировании продукции, приобретают обязательную силу.

  • Во-вторых, нельзя исключать возможности обязательного применения стандартов, как в целом, так и отдельных положений, в случае прямого указания на это в договорах, контрактах.
  • Если стороны договора выразили свое волеизъявление придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то и исполнение этих требований будет обязательным.

Такое положение соответствует общим нормам Гражданского кодекса РФ о договорах и обязательствах (в т.ч. их исполнении). Таким образом, принцип добровольного применения стандартов указывает на право изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно (т.е.

  1. По собственному желанию, без принуждения) возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах.
  2. Добровольность — это всегда возможность выбора.2) Принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц,
  3. Посредством объективного учета мнения при разработке стандартов обеспечивается удовлетворение необходимых потребностей всех заинтересованных в этом сторон.

Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и (или) физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта.

Учет мнения заинтересованных сторон при разработке национальных стандартов достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при которой принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны, и сближаются несовпадающие точки зрения. При разработке стандартов организации, также должны обеспечиваться условия для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации.

При разработке стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги, следует учитывать мнение и представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.3) Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Международные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок.

Поэтому преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным. Данный принцип в целом отражает положения абз.1 п.8 ст.7 Закона «О техническом регулировании», с той лишь разницей, что при разработке проектов технических регламентов международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве их основы.

  • При этом долженствование подразумевает обязательность.
  • В рассматриваемом принципе такая обязательность не предусматривается.4) Принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации,

Настоящий принцип указывает на недопущение установления в стандартах требований (например, необоснованных ограничений или завышенных требований) к продукции, связанным с ней процессам, а также работам и услугам, которые могут создать дополнительные барьеры, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности, и тем самым препятствующие достижению целей стандартизации, либо противоречащие им.5) Принцип недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам,

Одной из целей стандартизации является содействие соблюдению требований технических регламентов. Соответственно этой цели стандарты могут дополнять, конкретизировать (но не дублировать) какие-либо требования технических регламентов, обеспечивая тем самым повышение минимально установленного в них уровня безопасности, но никак не противоречить им.6) Принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов необходимо воспринимать с учетом положений абз.2 п.2 ст.15 Закона «О техническом регулировании», в соответствии с которыми национальные стандарты подлежат применению равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объектов технического регулирования, а также выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

В стандартах организаций могут содержаться сведения, составляющие коммерческую тайну (секрет производства), Применение таких стандартов лицами, не являющимися работниками организации, разработавшей и утвердившей стандарт, может осуществляться только с согласия самой организации на договорной основе.

  1. Кроме того, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.
  2. В соответствии с этим представляется весьма затруднительным обеспечить условия для единообразного применения стандартов организаций.
  3. Единообразие в применении может проявляться в том случае, если стандарты организаций разработаны, например, в рамках холдинга или акционерного общества, имеющего разветвленную сеть дочерних обществ.

В таком случае входящие в их состав общества будут равным образом и в равной мере применять утвержденные головной организацией стандарты. Интересно отметить, что ранее в Законе РФ «О стандартизации» было напрямую указано, что государственные (ныне — национальные) стандарты, а также стандарты отраслей не являются объектом авторского права (п.4 ст.6).

обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации; обоснованность разработки национальных стандартов; открытость процессов разработки национальных стандартов; обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей; однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты; прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов; применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.

Особо следует обратить внимание на то, что в Концепции в качестве первостепенного указан принцип добровольности применения национальных стандартов и обязательности их соблюдения в случае принятия решения об их использовании, В ГОСТ Р 1.0-2004 также закреплено, что национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения (п.6.2.).

В Законе «О техническом регулировании» (ни в одной из его статей, ни в одной из существующих редакций) не содержится оговорки о том, что если изготовитель (продавец, исполнитель) добровольно принимает на себя обязательства в части выполнения требований стандартов (например, производит продукцию в соответствии с определенным стандартом), то соблюдение этих требований становится для него обязательным.

Такое дополнение весьма важно, поскольку позволяет связать нормы гражданского законодательства (в т.ч. в сфере защиты прав потребителей) и законодательства в области технического регулирования, и вполне заслуживает официального закрепления в Законе. Не будет лишним дополнить Закон принципом обязательного соблюдения требований стандартов в случае указания на применение их в договорах, контрактах, заключаемых между изготовителем (продавцом, исполнителем) и приобретателем.

К слову сказать, подобное положение, касающееся стандартов предприятий, которые также как и ныне существующие национальные стандарты и стандарты организаций имели статус добровольных, содержалось в Законе РФ «О стандартизации». Так, в частности, в абз.2 п.2 ст.8 регламентировалось, что требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Читать подробнее: Стандартизация. Принципы стандартизации

Кто разрабатывает и утверждает нормативные документы по стандартизации?

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации: 1) осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации; 2) реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации; 3) разрабатывает (формирует) и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения; (в ред.

  • Федерального закона от 30.12.2020 N 523-ФЗ) (см.
  • Текст в предыдущей редакции ) 4) организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации; 5) организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере; 6) организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации; 7) организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах; 8) утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов; 9) устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов; 10) определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации; 11) организует разработку документов национальной системы стандартизации; 12) утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие; 13) вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов; 14) регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, технические спецификации (отчеты), стандарты организаций, в том числе технические условия, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств; (в ред.

Федерального закона от 30.12.2020 N 523-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 15) организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов; 16) организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения; 17) организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ; 18) утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации; 19) организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации; 20) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации; 21) представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации; 22) определяет порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств; (в ред.

Что такое технический комитет по стандартизации?

Технический комитет (ТК) по стандартизации – это объединение специалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий (организаций) – членов ТК, создаваемое на добровольной основе для разработки национальных стандартов РФ, проведения работ в области международной (региональной) стандартизации

Что такое объект стандартизации?

Объектами стандартизации могут являться процессы или услуги в различных сферах деятельности, продовольственная и непродовольственная продукция, в том числе материалы и компоненты их составляющие, оборудование, промышленные и непромышленные системы, их совместимость между собой и с другими системами, процедуры, правила,

Что такое вид стандарта?

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

Что относят к российским службам стандартизации?

К российским службам стандартизации относятся научно-исследователь- ские институты Ростехрегулирования (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.