Что Будет Если Педагог Не Прошел Аттестацию?

Что Будет Если Педагог Не Прошел Аттестацию
Аттестация педагогов — Поздравляем педагогов, успешно прошедших процедуру аттестации!!!

  • Декабрь 2014 года -, воспитатель
  • Январь 2015 года-, учитель- логопед
  • , учитель- логопед
  • , педагог-психолог
  • , воспитатель
  • , воспитатель
  • , воспитатель
  • , воспитатель
  • Февраль 2015 -, воспитатель
  • __
  • По старым правилам педагог, желающий больше зарабатывать, по собственному желанию мог подать заявление о присвоении второй, первой или высшей категории.

По новым правилам вторую категорию отменили вовсе, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Те же педагоги, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.

Если педагог вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого: педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия; педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.

  1. Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности
  2. Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.
  3. Цели и задачи квалификационного испытания
  1. Цель квалификационного испытания: объективная оценка уровня квалификации педагогических работников в ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
  2. Задачи:
    • Стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников;
    • Повысить их профессиональную компетентность по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемым должностям;
    • Повысить качество педагогической деятельности.
  • Кто обязан пройти аттестацию
  • Педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.
  • Кому не надо проходить аттестацию

педагогическим работникам, проработавшие менее 2 лет на данной должности; беременным женщинам и женщинам, находящимся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Их аттестация проводится не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

  1. Кто подает заявление об аттестации К аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности педагогов представляет их работодатель.
  2. В случае, если педагогический работник работает в разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, в на которых он состоит.

Если педагог совмещает работу по специальности у нескольких работодателей, каждый из них имеет право направить его для прохождения аттестации. Как подать документы на аттестацию Работодатель оформляет представление на педагога. Представление заполняется по установленной форме (есть образец).

В этом документе работодатель всесторонне оценивает профессиональные навыки педагога и его работу на занимаемой должности. Также в документе должна содержаться информация о прохождении учителем курсов повышения квалификации и сведения о результатах предыдущих аттестаций. Не позднее чем за месяц до начала проведения аттестации работодатель под роспись знакомит педагога с представлением.

Работодатель подает документы в аттестационную комиссию субъекта РФ, где получает информацию о дате, месте и времени проведения аттестации педагога. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца. Не позднее чем за месяц до проведения аттестации работодатель доводит до сведения педагогического работника информацию о дате, месте и времени проведения его аттестации.

  1. Как проходит аттестация
  2. В ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности педагоги проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное тестирование, позволяющее определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания.
  3. Решение комиссии

В соответствии с пунктом 13 «Порядка аттестации педагогических работников» решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Этот документ, а также выписка из распорядительного акта аттестационной комиссии хранятся в личном деле педагога.

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия выносит вердикт: «соответствует занимаемой должности».
  2. Если испытания были завалены, комиссия принимает решение, что учитель «не соответствует занимаемой должности».
  3. В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п.3.ч.1.

ст.81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию педагога. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию. Кроме того, увольнение не допускается, если есть возможность перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую работу (например — вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

  • работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске;
  • беременную женщину, а также женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет;
  • одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида — до восемнадцати лет;
  • других лиц, воспитывающих указанных детей без матери. Не подлежат аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности педагогические работники:
    • Проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет;
    • Находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
    • Проработавшие в занимаемой должности после выхода из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, либо после отпуска по беременности и родам менее 2 лет;
    • Имеющие квалификационную категорию («Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 24.03.2010. №209, п.18).

Перечень документов, необходимых для прохождения аттестации

  • Заявление;
  • Представление работодателя на педагогического работника;
  • Согласие педагогического работника на обработку персональных данных;
  • Аттестационный лист
  • Копия(и) диплома(ов) об образовании;
  • Копия(и) документа(ов) о прохождении курсов повышения квалификации либо профессиональной переподготовки (не менее 72 часов);
  • Копия(и) дипломов, документа(ов) о награде(ах).
  • Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории
  • Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.
  • Кто имеет право пройти аттестацию

1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать: педагогические работники, не имеющий категорий; педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.2.

На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать: педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения; педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

Педагоги, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

  • Кто подает заявление об аттестации Каждый педагог делает это самостоятельно.
  • Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы на аттестацию в любое время.
  • Педагогам, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации.

Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации. Как подать документы на аттестацию 1. Педагог, решивший подать заявление о добровольной аттестации собирает пакет документов:

  • заявление по установленной форме (есть образец);
  • ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);
  • портфолио своих профессиональных достижений (есть рекомендации по составлению), которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.

2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию 3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, месту и время проведения аттестации педагога. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.

  1. Требования к категориям
  2. Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.
  3. Требования к первой квалификационной категории:
  4. владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике; личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.
  5. Требования к высшей квалификационной категории:
  6. установлена первая квалификационная категория; владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике; стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен. Как проходит аттестация Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений педагога.

Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия педагога, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании нужно заранее написать в заявлении. Если педагог заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

Решение комиссии В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ.

  • Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.1.
  • Если учитель прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
  • В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

С этого же числа учитель имеет право на оплату труда в соответствии со своей категорией. Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например: «Установлена первая квалификационная категория по должности «********» — при этом преподаваемый предмет не указывается.2.

  • Если педагог не прошел аттестацию, выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории».
  • В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию, остаются без категории, и должны пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.
  • Тем, кто «не сдал» на высшую — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.

После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории, либо на установление высшей. Обжалование решения аттестационной комиссии Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников».

Что будет если не прошел аттестацию?

Вопрос: Если работник не прошёл аттестацию, как несоответствующий занимаемой должности, в связи с несоответствием требованиям к образованию и вакансии в учреждении отсутствуют, то в течение 2-х месяцев со дня аттестации руководитель имеет право уволить работника, как не прошедшего аттестацию.

Какова должна быть формулировка причины увольнения в трудовой книжке работника? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.) Если работник не прошёл аттестацию, как несоответствующий занимаемой должности, в связи с несоответствием требованиям к образованию и вакансии в учреждении отсутствуют, то в течение 2-х месяцев со дня аттестации руководитель имеет право уволить работника, как не прошедшего аттестацию.

Какова должна быть формулировка причины увольнения в трудовой книжке работника?

В работника при увольнении следует внести формулировку «уволен в связи с несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, Трудового кодекса Российской Федерации». Правовое обоснование: На основании ТК РФ в трудовую книжку вносятся сведения об увольнении работника.Согласно ТК РФ запись в трудовую книжку об основании и причине прекращения трудового договора должна точно соответствовать формулировкам ТК РФ или иного федерального закона и производиться со ссылкой на соответствующие нормы указанного кодекса или иного федерального закона.Согласно ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

В соответствии с Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69, При расторжении трудового договора по инициативе работодателя в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующий пункт Трудового кодекса Российской Федерации либо иные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные законодательством.

Например: «Уволен в связи с ликвидацией организации, Трудового кодекса Российской Федерации» или «Уволен в связи с прекращением допуска к государственной тайне, Трудового кодекса Российской Федерации». Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г. Читать подробнее: Вопрос: Если работник не прошёл аттестацию, как несоответствующий занимаемой должности, в связи с несоответствием требованиям к образованию и вакансии в учреждении отсутствуют, то в течение 2-х месяцев со дня аттестации руководитель имеет право уволить работника, как не прошедшего аттестацию.

Какова должна быть формулировка причины увольнения в трудовой книжке работника? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

Можно ли не проходить аттестацию?

Особенности прохождения аттестации. Возможно вы чего то не знали? Вот и подошел год аттестации. На первом методическом собрании оглашают списки. Даже «бывалые» коллеги испытывают волнение. А что уж говорить о молодых специалистах? У многих крутятся вопросы: «А вдруг мое портфолио завернут? А вдруг не хватит баллов? А вдруг я не успею? А вдруг что-то изменилось и нужно еще к чему-то готовиться? А что делать, если я не пройду аттестацию?».

  1. Давайте разбираться по порядку.
  2. Во-первых, не волнуйтесь.
  3. Вы все успеете сделать.
  4. Да и сама процедура аттестации не так запутана, как может показаться на первый взгляд.
  5. Порядок прохождения аттестации закреплен Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года № 276.
  6. А мы в этом разделе расскажем о практике прохождения аттестации в соответствии с этим приказом.

Аттестация: добровольная или обязательная? На методическом собрании Вам скажут, какая аттестации Вам предстоит: обязательная (на соответствие должности) или добровольная (на первую/высшую категорию). Если вы молодой специалист, только вышли из отпуска по уходу за ребенком, или вышли на работу после длительной болезни (более 4 месяцев), то первые 2 года можно не волноваться – Вы не будете проходить обязательную аттестацию.

Также ее не проходят беременные женщины, женщины в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Обязательная аттестация проводится раз в 5 лет, и отказаться от нее нельзя. При совмещении должностей обязательная аттестация проводится по каждой должности. Обычно руководство убеждает педагогов проходить добровольную аттестацию.

Читайте также:  Что Собой Представляет Национальная Система Стандартизации?

Во-первых, категория повышает престиж педагога и доверие к учреждению. Во-вторых, для педагога категория предполагает прибавку к зарплате: не очень большую, но на хороший кофе с пирожными хватит. Кстати, познакомьтесь с Особенности обязательной аттестации.

Если Вы проходите обязательную аттестацию, то единственное, о чем Вам придется побеспокоиться при подготовке документов, — это собрать портфолио. Да и то, по желанию. Все остальное делает руководитель и заместитель. Сама аттестация будет проходить в Вашем учреждении, комиссию сформируют из Ваших коллег.

Процедура будет следующая:

  1. Работодатель подготовит представления на аттестуемых, издаст приказ о включении Вас в аттестацию, утвердит график. Вас ознакомят с этим графиком, не позднее, чем за 1 месяц до аттестации. Главное – знать день Вашей аттестации.
  2. В назначенный день Вы придете на заседание аттестационной комиссии, по желанию, представите свое портфолио. В Вашем присутствии комиссия рассмотрит представление и портфолио (если есть). Затем, уже без Вас, вынесет решение. Естественно, все будет протоколироваться.

На практике к этой процедуре нередко добавляются квалификационные испытания: в письменной форме (например, подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций, тестирование) или устной (собеседование). Поэтому, если Вам не сообщили на педагогическом совещании о форме испытаний, поинтересуйтесь у методиста и попросите примеры заданий.

  • День в день комиссия знакомит аттестуемого с решением.
  • А у работодателя не более 3 дней, чтобы ознакомить Вас с выпиской из протокола.
  • Эта выписка пойдет в Ваше личное дело.
  • А если не удалось пройти обязательную аттестацию? Мы не встречали в практике ситуаций, когда сотрудники не смогли пройти обязательную аттестацию.

Но даже в этом случае работодатель не обязан увольнять сотрудника. В частности, работодатель может предложить сотруднику пройти повышение квалификации и повторно пройти аттестацию. Или может предложить сотруднику перейти на другую должность, не предъявляющую подобных требований к квалификации.

  • Особенности добровольной аттестации.
  • По желанию педагог может пройти аттестацию на присвоение первой или высшей категории.
  • Вы можете сразу аттестоваться на первую квалификационную категорию, без прохождения обязательной аттестации.
  • Есть «счастливчики», которые получали первую категорию через полгода работы на педагогической должности.

Однако, если сначала Вы пройдете обязательную аттестацию (на соответствие должности), то подать заявление на первую категорию сможете не ранее, чем через год. Так что в год аттестации примите для себя решение. А вот на высшую категорию можно пройти аттестацию не ранее чем через 2 года после получения первой.

  1. Срок действия категории — 5 лет.
  2. На саму аттестацию- с момента подачи заявления до решения комиссии — отводится не более 60 дней.
  3. А если не удалось пройти добровольную аттестацию? Если в итоге комиссия примет отрицательное решение, то повторно подать заявление Вы сможете не ранее, чем через год.
  4. Поэтому лучше сразу обратиться за помощью к коллегам.

Тем более, в педагогической среде очень сильна профессиональная солидарность. Чаще всего именно методист учреждения следит за аттестацией сотрудников, он в курсе последних изменений. Он не обязан Вам помогать, но скорее всего не останется равнодушным к Вашей просьбе.

  • Процедура добровольной аттестации.
  • Вам необходимо будет подать заявление в аттестационную комиссию одним из 3 способов:
  • 1) передать непосредственно секретарю комиссии,
  • 2) направить в адрес комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении,
  • 3) направить по интернет в форме электронного документа с уведомлением (чаще всего через портал Госуслуг).

Узнайте у эксперта, как Вам это лучше сделать, т.к. практика на местах различается. Чаще всего аттестационная комиссия самостоятельно утверждает форму заявления и размещает ее на своем сайте.

  1. Заявление рассматривается не более 30 дней, после чего Вас письменно уведомят о сроке и месте проведения аттестации. К этому сроку необходимо будет предоставить в аттестационную комиссию Ваше портфолио.
  2. Заседание комиссии может проходить как без участия аттестуемого, так и в его присутствии (вы это укажете в заявлении). Квалификационные испытания будут проходить в форме экспертизы портфолио. В каждом регионе устанавливается свое количество баллов, необходимое для присвоения категории. При подготовке портфолио ориентируйтесь на образец экспертного заключения аттестационной комиссии. Какие-то пункты могут не засчитать, поэтому опытные педагоги советуют набирать баллы «с запасом».

Имейте ввиду, что здесь, как и в практике обязательной аттестации, могут добавиться квалификационные испытания. Чаще всего в формате интервью или тестирования. Поинтересуйтесь этим вопросом заранее.

  1. Решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органом управления образованием субъекта РФ. Если педагог находился на заседании аттестационной комиссии, результаты аттестации сообщаются ему сразу после подведения итогов голосования.
  2. Аттестационный лист и выписка из акта органа управления образованием высылаются работодателю. Работодатель знакомит работника с данными документами. Аттестационный лист в течение 5 лет хранится в личном деле работника. В трудовой книжке педагога делается запись о присвоении категории.
  3. Если решение комиссии будет отрицательным, его можно обжаловать: либо через комиссию по трудовым спорам при региональном органе управления образованием, либо через суд.

Теперь, когда Вы знаете все о процедуре, можете спокойно готовиться к грядущему испытанию. Желаем Вам успехов в Вашем профессиональном росте. Читать подробнее: Особенности прохождения аттестации. Возможно вы чего то не знали?

Что дает аттестация учителю?

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» педагогические работники должны проходить аттестацию. Аттестация — инструмент управления качеством образования, она стимулирует профессиональный и личностный рост педагогических работников, дает основания для повышения размеров оплаты труда, позволяет решать вопрос о допуске педагогов к работе.

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N276. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

В соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.

Можно ли работать без аттестации?

ТК РФ не требует проведения аттестации при приеме на работу. Дальнейшее подтверждение квалификации через аттестацию проводят 1 раз в 5 лет. По желанию сотрудника может быть проведена внеочередная аттестация на присвоение более высокой квалификационной категории.

Кого нельзя уволить по результатам аттестации?

Работников, проработавших в занимаемой должности менее 1 года. А по отрицательным итогам аттестации нельзя уволить целую группу лиц. В том числе женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, и одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет).

Можно ли учителю не проходить аттестацию?

Если учитель не походит аттестацию, то его увольняют? — Если педагог не соответствует занимаемой должности, то руководитель может его уволить. Но не обязан этого делать: иногда работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку, а затем пройти аттестацию снова. Кого работодатель не имеет право увольнять, даже если аттестация не пройдена?

  • Женщин с детьми до 3 лет
  • Одиноких матерей с детьми до 14 лет
  • Одиноких матерей с детьми-инвалидами до 18 лет
  • Тех, кто воспитывает детей без участия матери

Как будет проходить аттестация учителей в 2022 году?

Новая система взамен прежней — На существовавшую в России систему аттестации часто жаловались учителя – для ее прохождения приходилось собирать массу документов, формировать портфолио и отвлекаться из-за этого от преподавания. Все это умножалось на отсутствие единых стандартов по России и тот факт, что пользы реальной работе педагога все это не приносило.

  1. Поэтому уже достаточно давно начался постепенный переход на новую систему аттестации.
  2. Все это происходит в рамках новой Национальной системы учительского роста (НСУР) – она описывает то, как учитель должен шаг за шагом повышать свой уровень.
  3. В прежней системе учитель проходил ступени от начинающего педагога к учителю первой категории и учителю высшей категории,

При этом стать учителем первой категории можно, если учащиеся демонстрируют стабильные положительные результаты, а высшей – если у них есть положительная динамика в успеваемости. Проблема в том, что критерии оценивания не всегда прозрачны, и отличаются в разных регионах.

  • письменная работа по предмету, который преподает учитель;
  • анализ образца профессиональной деятельности. Сначала планировалось, что учитель будет сдавать фрагмент видеозаписи урока, но впоследствии от этой идеи отказались;
  • решение педагогического кейса – сложной ситуации из реальной практики учителя.

За каждый блок учитель получит определенные баллы, максимум по результатам оценки согласно ЕФОМ можно получить максимум 60 баллов. Кроме этого, учителя будут оценивать и по другим критериям:

  • динамика образовательных результатов учеников – максимум 20 баллов;
  • за условия профессиональной деятельности дадут до 5 баллов;
  • за индивидуальные достижения учителя могут дать до 15 баллов.

Всего можно получить до 100 баллов. Правда, до сих пор неизвестно, на какие баллы нужно пройти аттестацию, чтобы сохранить свой статус или получить более высокую категорию. Зато уже известно, как будут присваиваться новые категории учителям:

  • молодой специалист – это выпускник педагогического вуза, который только пришел в школу и еще не имеет категории;
  • учитель, соответствующий должности – спустя 3 года работы, молодой специалист проходит аттестацию и получает новую категорию;
  • учитель-методист – получив первую категорию спустя 8 лет работы, учитель может получить должность, дающую ему право участвовать в разработке учебных материалов, быть экспертом, разрабатывать программы повышения квалификации и т.д.;
  • учитель-наставник – это самая высокая должность, которую можно получить с высшей категорией, и ради которой нужно неоднократно проходить аттестацию. Такой учитель сможет помогать новым педагогам, выявлять у них пробелы в знаниях и передавать свой опыт.

Правда, до сих пор неизвестно, сохранят ли первую и высшую категории учителям, или полностью заменят их на новые должности и статусы. По некоторым данным, срок действия трудового договора с учителем будет привязан к сроку, остающемуся до следующей аттестации (пока закон не поменяли, это по-прежнему 5 лет). Однако более-менее официальной информации об этом найти не удалось,

Сколько действует аттестация учителя?

Через процедуру аттестации в той или иной форме проходили все учителя, поэтому каждому знакомы связанные с этим проблемы. Многие педагоги за несколько лет до начала аттестации начинают копить «баллы» и до последнего не понимают, хватит ли им их для получения категории или нет.

Несмотря на то, что из-за коронавируса действие квалификационных категорий было продлено до конца 2021 года, рано или поздно учителям снова придется через все это проходить. В соответствии с «Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость и недопустимость дискриминации.

Эти принципы должны гарантировать объективное отношение к педагогическим работникам в ходе аттестации, что, как мы увидим далее, не всегда соблюдается. Аттестация на соответствие занимаемой должности Подтверждать свое соответствие всем требованиям, которые предъявляются к должности, педагог должен каждые пять лет.

От прохождения этой аттестации освобождаются учителя, имеющие квалификационные категории, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет, беременные женщины, а также лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, беременности или в связи с заболеванием. Остальные педагоги должны регулярно проходить аттестацию, даже если они работают на свой должности много лет.

Аттестация на соответствие должности проводится образовательной организацией самостоятельно, а точнее, специальной аттестационной комиссией, которая создается указом директора. Последний единолично назначает председателя, заместителя председателя, секретаря и остальных членов комиссии.

Закон не мешает директору самому войти в состав комиссии и даже возглавить ее, а также включить в состав комиссии лиц, не являющимися работниками данной организации. При этом Минобрнауки в своих разъяснениях от 2014 года называло такие действия «нецелесообразными», однако нормативной силой данный документ не обладает.

Единственным обязательным условием здесь является наличие в составе комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии таковой). Однако эту норму нельзя назвать надежной защитой интересов работников, так как комиссия может выносить решения об аттестации не единогласно, а простым большинством, что позволяет при желании легко обойти голос представителя профсоюза.

При проведении аттестации работодатель составляет на каждого работника представление, в котором среди прочего содержится «мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором».

Никаких конкретных критериев, на основе которых должна проходиться эта оценка профессиональных качеств педагога, в законе не установлено. Конечное решение об аттестации педагога выносит комиссия, предварительно рассмотрев представление работодателя. Комиссия не обязана соглашаться с оценкой, данной работодателем, и может самостоятельно принять любое решение, опираясь в том числе и на данные, предоставленные самим педагогом.

  1. Однако в силу практически полной зависимости аттестационной комиссии от директора школы сложно представить, что она пойдет против его мнения.
  2. Таким образом, аттестация на соответствие педагога занимаемой должности фактически дает директору возможность произвольно увольнять не угодивших ему учителей якобы по причине их непрофессионализма.

Что делать, если вам угрожают проблемами при аттестации? В такой ситуации средств индивидуальной защиты трудовых прав у учителя остается мало. Обжаловать решение аттестационной комиссии можно будет в суде, однако суд рассматривает ситуацию исключительно с точки зрения наличия формальных нарушений правил проведения аттестации.

Суд не может самостоятельно оценить ни профессиональные качества работника, ни адекватность критериев их оценки, используемых аттестационной комиссией. Если учителю по той или иной причине угрожают аттестацией, то ему следует по возможности собрать соответствующие доказательства, которые при дальнейшем судебном разбирательстве свидетельствовали бы о нарушении принципа недопустимости дискриминации.

Впрочем, сделать это непросто. Даже если у вас на руках будет аудиозапись, на которой директор прямо признается в своих намерениях, суд скорее всего ее не примет из-за отсутствия согласия на запись или невозможности удостоверить ее подлинность. В этой связи учителю могут помочь только показания его коллег, которые подтвердят наличие подобных угроз или то, что другим работникам при аттестации предъявляются меньшие требования.

  1. Однако убедить работников пойти на конфликт с работодателем, дав показания против него, может быть сложно.
  2. Более того, даже наличие свидетельских показаний может быть недостаточным для суда, который может счесть их субъективными и предвзятыми.
  3. Даже если учитель все-таки сможет добиться успеха в суде, это не решит всей его проблемы, ведь после восстановления на работе он вновь должен будет проходить аттестацию перед той же комиссией и по той же процедуре.

Поэтому ситуацию до суда лучше не доводить. Если учителю угрожают непрохождением аттестации, ему следует заручиться поддержкой коллег, родителей учеников и профсоюзной организации, которая сможет привлечь юриста и обратить внимание СМИ на эту проблему.

Читайте также:  Для Чего Нужен Сертификат Продукции Собственного Производства?

Таким образом, можно будет повысить издержки администрации от продолжения конфликта и избежать увольнения. Какие гарантии можно включить в коллективный договор? Для того чтобы в принципе исключить возможность злоупотребления процедурой аттестации и не доводить ситуацию до конфликта, целесообразно было бы заранее ее урегулировать на уровне коллективного договора.

Положения, регулирующие проведение аттестации, могут быть внесены в коллективный договор в виде как отдельных статей, так и специального приложения, в котором будет прописан подробный порядок ее проведения. Коллективной договор должен обеспечить независимость аттестационной комиссии от администрации школы, для чего следует обратить внимание на процесс ее формирования.

  • обязать директора согласовывать состав комиссии с первичной профсоюзной организацией или вовсе предусмотреть выборность членов комиссии педагогическим коллективом;
  • увеличить количество представителей первичной профсоюзной организации в составе комиссии;
  • запретить включать в состав комиссии лиц, не являющихся работниками данной образовательной организации;
  • запретить директору и/или работникам администрации входить в состав комиссии;
  • установить фиксированное количество членов аттестационной комиссии (например, 3 или 5). Это необходимо для того, чтобы не допустить ослабления голоса представителя профсоюзной организации путем включения в состав комиссии новых членов;
  • закрепить право быть представленными в составе комиссии за всеми первичными профсоюзными организациями, если их в школе несколько.

В коллективном договоре можно установить конкретные формы проведения аттестации. Так, в зависимости от желания коллектива можно запретить проведение тестирования или, наоборот, обязать проводить аттестацию исключительно на основе тестирования. В таком случае целесообразно прописать, как должны составляться тестовые задания и кем они должны проверяться.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории Аттестация на категорию проводится исключительно по желанию педагога на основе его заявления. По результатам аттестации устанавливается первая или высшая квалификационная категория, действующая в течение пяти лет. Решение о присвоении работнику квалификационной категории принимается аттестационными комиссиями, формируемыми региональными органами власти (за исключением работников федеральных образовательных организаций, аттестация которых находится в ведении соответствующих федеральных органов).

Уполномоченной орган государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяет, кто именно может входить в состав аттестационной комиссии. Это могут быть, например, представители определенных региональных органов власти, органов местного самоуправления, научных организаций и общественных объединений, работники образовательных учреждений и так далее.

Общим требованием к составу комиссии является, как и в случае с аттестацией на соответствие занимаемой должности, включение в нее «представителя соответствующего профессионального союза». Однако из текста соответствующего Приказа Минобрнауки не до конца понятно, какой именно профсоюз (в случае наличия нескольких таковых) имеет право быть представленным в комиссии.

В свою очередь, в региональных документах иногда может прямо называться конкретная профсоюзная организация, представитель которой должен входить в состав аттестационной комиссии. Так, в Положении об Аттестационной комиссии в Ленинградской области сказано, что в состав комиссии входят представители территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

  1. Квалификационные категории присваиваются учителям в первую очередь с целью дифференциации оплаты их труда.
  2. Предполагается, что более квалифицированные преподаватели должны получать больше своих коллег, что являлось бы стимулом их профессионального и личностного роста.
  3. Однако на практике возникает проблема определения критериев соответствия педагога той или иной квалификационной категории.

Ведь работу учителей, имеющую сложный и во многом творческий характер, сложно формально оценить. Общие условия присвоения первой и высшей категории содержатся в пунктах 36 и 37 Приказа Минобрнауки «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

  1. стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  2. стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662;
  3. выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  4. личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  1. достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  2. достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662;
  3. выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  4. личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  5. активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Конкретизацию эти общие критерии получают в региональных документах, таких как «Регламент работы аттестационной комиссии» или «Порядок всестороннего анализа, критерии и показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников при аттестации» (названия варьируются в зависимости от региона).

  • Как правило, эти документы устанавливают балльную систему оценивания, которая имеет свои особенности в каждом субъекте РФ.
  • Эти особенности связаны с тем, по каким конкретным критериям ставятся баллы, сколько баллов ставится за каждый критерий и сколько баллов нужно для получения той или иной квалификационной категории.

В некоторых регионах (Санкт-Петербург, Московская область и т.д.) критерии оценки профессиональной деятельности учителей совпадают для первой и высшей категории, однако количество баллов, которое нужно получить по этим критериям для получения категории, будет разным.

  1. В других регионах (например, в Бурятии) существуют разные критерии для первой и для высшей категории и, как следствие, разное значение максимальных и пороговых баллов.
  2. Подсчет баллов, как правило, осуществляют экспертные группы, формируемые аттестационными комиссиями.
  3. Эксперты проводят «всесторонний анализ профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника».

В ходе этого анализа экспертные группы рассматривают материалы, предоставленные педагогом и его образовательной организаций, а также, например, могут присутствовать на открытом занятии, в случае если оно необходимо для получения категории. Что учитывается при проведении аттестации на категорию? Несмотря на то, что в разных регионах системы оценивания профессиональной деятельности педагогов имеют свои особенности, многие используемые в них критерии часто совпадают.

  • результаты (динамика результатов) освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • результаты (динамика результатов) освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;
  • результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах;
  • результаты внеурочной деятельности обучающихся (участие в рекомендованных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д.);
  • результаты ЕГЭ и ОГЭ по соответствующему предмету среди учеников;
  • проведение педагогом открытых уроков, занятий, мероприятий, мастер-классов и др.;
  • наличие у педагога почетных званий, профессиональных наград и премий;
  • руководство методическими объединениями.

Первые два пункта встречаются повсеместно, в то время как остальные критерии могут комбинироваться в каждом регионе по-разному. В некоторых регионах можно увидеть и другие способы оценивания. Например, в Саратовской области часть баллов присуждается по результатам предметного тестирования, структура которого аналогична структуре Единого государственного экзамена по соответствующему предмету.

Стоит отметить, что критерии оценивания деятельности педагогов не обязательно должны быть такими формальными и детализированными. Так, в Свердловской области эксперты по результатам проводимого ими анализа выставляют баллы за определенные «компоненты деятельности педагога», к которым относится эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий и компонент самосовершенствования.

Эти достаточно широко сформулированные критерии в определенной степени дебюрократизируют процесс аттестации и теоретически позволяют более справедливо оценивать труд педагога, ценность которого не сводится к наличию открытых уроков, публикаций, грамот и так далее.

  1. Однако такая система целиком зависит от добросовестности и профессионализма экспертов, при отсутствии которого результаты аттестации становятся абсолютно непредсказуемыми для педагога.
  2. Но еще более непредсказуемой является ситуация, когда четкие критерии оценивания просто не публикуются, как это происходит в Москве.

Московским учителям остается лишь догадываться, как и на каком основании Городская аттестационная комиссия принимает свои решения, что явно противоречит принципам открытости и гласности аттестации. Можно ли отменить аттестацию? В связи с тем, как много проблем возникает у учителей из-за аттестации, может возникнуть предложение вовсе отменить эту процедуру, в пользу которого можно привести различные аргументы.

Так, аттестация (в особенности аттестация на категорию) концентрируется на измеряемых аспектах педагогических деятельности, а более тонкие и сложные качества при этом не принимаются во внимание. Также аттестация не может учесть разнообразие и уникальность педагогических подходов и недооценивает творческую составляющую работы учителя.

С точки зрения наших работодателей и чиновников муниципальных и региональных органов управления образованием, аттестация на соответствие занимаемой играет важную роль в обеспечении контроля за результатами обучения, что способствует его совершенствованию, а также повышает престиж профессии учителя, не допуская к ней неквалифицированные кадры.

  1. А аттестация на категорию, в свою очередь, позволяет дифференцировать зарплаты учитель в соответчики с их профессиональным уровнем и создать стимулы к его развитию.
  2. Зарубежный опыт Если мы обратимся к опыту зарубежных стран, то увидим, что в подавляющем большинстве из них процедура аттестации существует, но при этом сильно отличается от российской.

Так, в США будущий учитель сдает несколько тестов, которые проводятся неправительственными организациями, уполномоченными властями штата. Эти тесты проверяют как «базовые образовательные навыки», так и знания по предметам, которые соискатель планирует преподавать.

После успешной сдачи всех необходимых тестов кандидат получает лицензию, позволяющую ему преподавать в школах этого штата. В некоторых штатах учитель после получения лицензии больше не должен будет ее подтверждать. В других же штатах, таких как Нью-Йорк, после первых 5 лет практики учителю нужно продлить лицензию, которая уже будет действовать бессрочно, при условии, что педагог проходит определенное количество часов повышения квалификации каждые пять лет.

Аналогичные модели существуют в Великобритании и Финляндии. Такая система кажется более разумной, чем ее российский аналог. Во-первых, она освобождает опытных педагогов со значительным стажем от порой унизительной обязанности регулярно подтверждать право заниматься своим делом.

Во-вторых, такая система исключает возможность использования процедуры аттестации администрацией школы для увольнения неугодных учителей, так как она проводится независимыми организациями на региональном уровне. Что же касается аттестации на категорию, то ее как единого государственного механизма дифференциации зарплат учителей во многих странах просто не существует.

В США учителя могут в частном порядке проходить курсы повышения квалификации, сдавать тесты (за прохождение которых зачастую взимается плата) в надежде, что работодатель учтет все это при определении размера заработной платы. При этом при переходе к другому работодателю те же самые заслуги учителя могут быть проигнорированы.

  • В этом отношении российская система формально предоставляет учителям больше социальных гарантий.
  • Как можно улучшить порядок проведения аттестации? В целях совершенствования процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности можно предпринять следующие меры.
  • Во-первых, можно поручить региональным аттестационным комиссиям, которые сейчас занимаются проведением аттестации на категорию, рассматривать жалобы учителей, не прошедших процедуру аттестации в своей школе.

Это позволит избежать неприятной процедуры обжалования увольнения через суд и повысит шансы работников защитить свои права. Региональная аттестационная комиссия, в отличие от суда, может непосредственно оценить профессиональные качества учителя, а также в отличие от школьной комиссии, контролируемой администрацией, будет более беспристрастной.

  • Во-вторых, можно освободить от прохождения аттестации работников, имеющих определенный стаж (например, более 10 лет) или ученые степени и звания.
  • Аттестация на категорию также нуждается в реформировании в силу наличия ряда проблем.
  • Во-первых, учителю приходится тратить много сил и времени на составление своего портфолио.

Во-вторых, из-за того, что в каждом субъекте процедура аттестации имеет свои особенности, учителя из разных регионов оказываются в неравных условиях. Решить эти проблемы теоретически могла бы единая федеральная система проведения аттестации, чем по сути является так называемая система ЕФОМ (Единые федеральные оценочные материалы), которая, вероятно, в ближайшие годы заменит все соответствующие региональные процедуры.

  • Однако в настоящее время существуют сомнения по поводу того, насколько с помощью ЕФОМ можно будет адекватно оценивать профессиональные качества педагогов.
  • Да и у самих разработчиков новой системы пока нет окончательного представления о том, как она будет выглядеть, в частности, не понятно, будет в ее состав входить оценивание видеозаписи уроков или нет.

ЕФОМ заменят собой как аттестацию на категорию, так и аттестацию на соответствие занимаемой должности. В первом можно увидеть смысл, так как система ЕФОМ, вероятно, освободит учителей от необходимости подготовки портфолио и тем самым упростит процедуру аттестации на категорию.

При этом идея заменить аттестацию на соответствие занимаемой должности единым федеральным экзаменом представляется спорной. С одной стороны, это лишит администрацию школы возможности использовать аттестацию как инструмент незаконного увольнения учителей. С другой стороны, встает о вопрос о том, насколько целесообразно так стандартизировать процедуру проведения аттестации.

Школьные комиссии, обладающие большей информацией о работе учителя, могут (при условии их добросовестности) всестороннее оценить его профессиональные качества, не сводя их к результатам тестирования. Пока же ЕФОМ не вступили в силу, улучшить процедуру проведения аттестации на категорию можно на уровне субъекта путем внесения предложений в региональные министерства (департаменты) образования.

  1. Так, можно предложить предоставить учителям выбор между двумя разными процедурами аттестации.
  2. Первый вариант (наиболее распространённый сейчас) будет заключаться в накапливании баллов за различного рода заслуги и высокие показатели успеваемости.
  3. Второй вариант будет опираться исключительно на показания экспертной группы, которая, непосредственно присутствуя на уроках, будет оценивать качественные характеристики работы учителя.

Первый подход можно назвать количественным, а второй качественным. Количественный вариант требует от учителей больших затрат времени и сил, однако позволит им заранее понимать, на какую категорию они могут претендовать. При качественном подходе к проведению аттестации ее результаты становятся менее предсказуемыми, так как будут зависеть от субъективного мнения экспертов.

Однако в таком случае аттестация станет проще и удобнее и не будет требовать от учителей сбора «бумажек» для портфолио. Так же, как и в случае с аттестацией на соответствие занимаемой должности, положение учителей может улучшить появление внесудебной апелляционной инстанции, которая сможет по существу рассматривать жалобы учителей.

В этих целях можно создать двухуровневую систему аттестационных комиссий, где будут существовать муниципальные комиссии, принимающие решения о присвоении категории, и региональная комиссия, которая будет рассматривать жалобы на решения муниципальных.

В региональном положении об аттестации можно указать, что аттестационная комиссия формируется из представителей научных организаций и общественных объединений, которые можно поименно перечислить и за каждым из них закрепить норму представительства. Например, можно каждой такой организации предоставить 1 или 2 места в комиссии.

В свою очередь, количество представителей государственных и муниципальных органов в комиссии следует, наоборот, ограничить. Данная мера повысит как независимость аттестационной комиссии, так и ее профессионализм. Авторы: Никита Николаев, Всеволод Луховицкий PS Статья не отражает мнение профсоюза «Учитель» и является приглашением к дискуссии.

Читайте также:  Какие Существуют Приборы Для Измерения Давления И Вакуума?

Кто не допускается к аттестации?

Ни один законодательный и нормативный правовой акт не содержит исчерпывающего перечня работников, не подлежащих аттестации. В статье рассматриваются категории работников, которые — как правило — освобождаются от аттестации, а также указываются нормативные документы, на основании которых это возможно.

Конечно, необходимо законодательно закрепить указанный перечень, это позволило бы значительно снизить количество трудовых споров по данному поводу. Положение о том, что работники, проработавшие в данной должности менее трех (шести) месяцев, не подлежат аттестации, законодательными актами прямо не предусмотрено.

Исходит оно из норм статьи 70 ТК РФ, которая устанавливает по общему правилу испытательный срок продолжительностью три и шесть месяцев для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций.

  • Логично предположить, что если с работником заключен трудовой договор, как с успешно прошедшим испытательный срок, то нет оснований говорить о несоответствии занимаемой должности, а следовательно, и об аттестации работника.
  • Лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года ; молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, освобождаются от аттестации согласно п.4 Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (утверждено постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 № 470/267, в ред.

от 14.11.1986). В настоящее время данный нормативный акт применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, и является единственным документом, в котором приведен перечень работников, не подлежащих аттестации. Одинокие матери и одинокие отцы, имеющие детей в возрасте до 14 лет, а также родители детей-инвалидов и инвалидов детства в соответствии с трудовым законодательством, пользуются всеми льготами.

Статья 261 ТК РФ предусматривает, что расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя, не допускается.

Исключение составляют увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5–8, 10 или 11 ч.1 ст.81 или п.2 ст.336 ТК РФ. Среди указанных оснований отсутствует п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ, предусматривающий увольнение работника по инициативе работодателя в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Переводить указанных лиц без их согласия на другую, ниже оплачиваемую работу трудовым законодательством также запрещено, поэтому проводить их аттестацию на предмет соответствия занимаемой должности нет никакого смысла. Что касается работников, прошедших повышение квалификации по своей должности, а также работников, обучающихся без отрыва от производства на последних курсах высших учебных заведений по тому же профилю деятельности, по которому проводится аттестация, то здесь вопрос также не урегулирован законодательством, но на практике, как правило, такие работники не подлежат аттестации.

Данные нормы предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях. Подготовлено при содействии Издательского центра IPR Media Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 8, 2009.

Сколько платят за первую категорию учителю?

Доплата за квалификационную категорию — Сколько : 15-25 процентов от оклада за первую категорию, 25-35 процентов — за высшую. Кто может рассчитывать :

специалист, отработавший два года в учебном заведении (первая категория); педагог, имеющий первую категорию не менее двух лет (высшая категория).

Как получить :

пройти аттестацию; раз в пять лет подтверждать квалификацию.

Претенденты на первую категорию собирают профессиональное портфолио и демонстрируют квалификационной комиссии свой практический опыт. Для присвоения высшей категории необходимо участие в профессиональных конкурсах, а также стабильные и высокие результаты учеников.

Когда можно получить 1 категорию учителя?

По истечению статуса «молодой специалист», но не ранее чем через 2 года, педагог по собственному желанию может пройти аттестацию на первую категория учителя по предмету, который он преподает.

Сколько часов курсов нужно для аттестации?

На основании указанных выше требований педагогический работник за межаттестационный период должен набрать не менее 108 часов по курсам повышения квалификации.

Как отказаться от аттестации?

Поскольку аттестация регулируется нормами действующего законодательства в рамках трудового права, работник не имеет права отказаться проходить ее в одностороннем порядке. Если работник будет подавать в суд в такой ситуации, суд примет сторону работодателя, самого работника могут уволить по «дисциплинарной статье».

Кто освобождается от аттестации учителей?

Прочие положения — В случае перехода на другую работу в педагогической отрасли в Казахстане за аттестованным лицом сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия. Не подлежат аттестации следующие работники (но вправе участвовать по собственному желанию на основании письменного заявления):

  1. беременные женщины;
  2. находящиеся в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
  3. находящиеся на стажировке или обучении с отрывом от производства;
  4. находящиеся в состоянии временной нетрудоспособности по перечню заболеваний, для которых установлен срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, утвержденному уполномоченным органом в сфере здравоохранения;
  • Квалификационные категории продлеваются на основании заявлений педагогических работников, но не более, чем на 3 года в следующих случаях (отсрочка от аттестации на 3 года):
    • временная нетрудоспособность педагогического работника согласно перечню социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21 мая 2015 года № 367 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих«;
    • нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
    • нахождение в служебной командировке, на обучении (стажировке) по специальности за пределами Республики Казахстан;
    • возобновление работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее прекращения;
    • смена места работы в пределах Республики Казахстан;
    • осуществление педагогической деятельности лицами, прибывшими в Республику Казахстан из стран ближнего и дальнего зарубежья при наличии документов, подтверждающих образование, трудовой стаж и квалификационную категорию;
    • перешедших в организации образования с уполномоченного органа в области образования, органов управления образованием, методических кабинетов, институтов повышения квалификации.
  • Педагогические работники и приравненные к ним лица предпенсионного возраста, которым до пенсии по возрасту остается не более 5 лет, освобождаются от очередной аттестации, и до выхода на пенсию за ними сохраняется текущая квалификационная категория. Для освобождения от очередной аттестации необходимо подать заявление в произвольной форме. После выхода на пенсию в случае продолжения педагогической деятельности работники аттестуются на общих условиях.
  • 20 посетителей на сайте. Из них: Читать подробнее: Правила и требования проведения аттестации педагогов начального, основного среднего и общего среднего образования Казахстана

    Как избежать аттестации?

    Работник имеет законное право отказаться от аттестации в двух случаях: * когда принятый ЛНА работодателя по вопросам аттестации противоречит трудовому законодательству; * когда он относится к той категории персонала, которая освобождается от аттестации (в силу закона или другого ЛНА).

    Что может быть из за Неаттестации?

    Что будет если есть академическая задолженность за четверть или триместр в средней школе? — Ничего страшного не будет. С неаттестацией переводят в следующий класс и берут в другую школу. Годовую оценку можно ставить при наличии неаттестации за триместр.

    Что делать если получил 2 за аттестацию?

    Какие последствия могут наступить при получении двойки по одному или нескольким предметам? Какие права есть у учащихся, имеющих академическую задолженность и их родителей? Как исправить ситуацию, что можно требовать от администрации? Если учащийся получил одну или нескольких двоек за год по итогам промежуточной аттестации, значит у него образовалась академическая задолженность, которую он обязан ликвидировать.

    До момента ликвидации задолженности администрация школы должна перевести учащегося в следующий класс условно. Также школа обязана обеспечить условия для исправления оценки. Возможность исправить оценку учащемуся должна быть предоставлена дважды. Для этого администрация школы назначает срок проведения переаттестации.

    В первый раз предмет сдается учителю, во второй раз создается комиссия. Чаще всего, пересдача проходит в начале следующего учебного года, но по усмотрению педагога и школы, она может быть назначена на лето. Сроки пересдачи могут быть определены в соответствующем положении на сайте школы.

    • Если учащийся с двух попыток не смог исправить оценку – родители имеют право выбрать один из нескольких вариантов: 1.
    • Остаться на второй год; 2.
    • Перейти на обучение по адаптированным программам, например, в коррекционную школу в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, либо перейти в вечернюю школу; 3.

    Перейти на индивидуальную форму обучения (т.е. остаться на индивидуальной форме обучения в своей школе, если в ней такая возможность предусмотрена, либо перейти в другую школу, которая имеет соответствующее положение). Учащийся, имеющий академическую задолженность, имеет право:

    дважды пройти промежуточную аттестацию (попытаться исправить оценку) в сроки, установленные школой, в течение одного года; в случае болезни просить перенести срок сдачи академической задолженности; при наличии сомнений в объективности выставления оценок — требовать включения в состав комиссии, которая проводит промежуточную аттестацию, педагогов из другой школы.

    При необходимости родители учащегося могут сами инициировать пересдачу, направив соответствующее заявление с просьбой обеспечить возможность прохождения промежуточной аттестации на имя директора. Администрация школы не имеет права настаивать на отчислении учащегося из школы по причине плохой успеваемости.

    Школа также не вправе ставить вопрос об оставлении на второй год до тех пор, пока учащему не было предоставлено двух попыток для того, чтобы исправить оценку по каждому предмету. См. дополнительно ответ на вопрос Кто должен ликвидировать пробелы, если ребенок пропустил много занятий по болезни? Особенно серьезные последствия имеет получение двойки за год для учащихся выпускных классов – 4, 9 и 11 класса.

    Учащиеся 9 и 11 класса при наличии академической задолженности не могут быть допущены до сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В Законе об образовании есть специальная оговорка о том, что «Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования». Цитата из Закона: 1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.2.

    Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.4.

    Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.5.

    Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности.

    В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.8.

    1. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.9.
    2. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.10.

    Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.11.

    Сколько раз можно пересдавать аттестацию?

    Главная Правовые ресурсы «Горячие» документы Приказ Ростехнадзора от 12.05.2016 N 188 «О внесении изменений в Требования к проведению квалификационного экзамена по аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2015 г. N 328»

    Приказ Ростехнадзора от 12.05.2016 N 188 «О внесении изменений в Требования к проведению квалификационного экзамена по аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2015 г.

    N 328″ Максимальное время прохождения компьютерного тестирования, в рамках аттестации экспертов увеличено с 2 до 2,5 часов. Установлено также, что при отрицательном результате второго этапа квалификационного экзамена заявитель вправе в течение 3 рабочих дней с даты объявления результатов решения ситуационных задач обратиться в Ростехнадзор с заявлением о пересдаче второго этапа квалификационного экзамена.

    В течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления о пересдаче второго этапа квалификационного экзамена заявителю направляется уведомление в виде электронного документа, с электронной подписью, через Интернет либо иным способом, обеспечивающим подтверждение получения такого уведомления, с указанием даты, времени и места пересдачи второго этапа квалификационного экзамена.

    Пересдача второго этапа квалификационного экзамена не может быть проведена позднее 25 рабочих дней со дня регистрации заявления о пересдаче. Заявитель имеет право на пересдачу второго этапа квалификационного экзамена только один раз. Установлен также порядок обращения в Ростехнадзор с жалобой при несогласии заявителя с результатами квалификационного экзамена (этапа квалификационного экзамена).

    Жалоба подается не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов и может быть направлена по почте, с использованием Интернета, сайта Ростехнадзора, а также зарегистрирована при личном приеме заявителя. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.

    Что будет если сдать аттестацию на 2?

    Если ребенок получает « 2 » за промежуточную аттестацию, у него образуется академическая задолженность. Если он не успевает ее пересдать до конца учебного года, до он будет делать это осенью.