Что Включает В Себя Национальная Система Стандартизации?

Что Включает В Себя Национальная Система Стандартизации
Сформированы цели, задачи и направления развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации на период до 2020 года

Правительством РФ одобрена Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.Национальная система стандартизации включает в себя комплекс общетехнических стандартов и стандартов по отраслям экономики, стандарты безопасности труда и охраны здоровья, стандарты безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие подсистемы стандартизации, а также участников работ по стандартизации, в том числе по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), и документы по стандартизации такой продукции.Согласно Концепции, стратегическими целями развития национальной системы стандартизации на период до 2020 года, в частности, являются:содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;снижение неоправданных технических барьеров в торговле;улучшение качества жизни населения страны;установление технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда;предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение;совершенствование системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования;содействие экономической интеграции государств — членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств.Установлено, что основными инструментами реализации Концепции должны стать разделы отраслевых федеральных целевых программ и государственных программ, посвященные вопросам стандартизации, планы и программы разработки национальных стандартов, предусматривающие мероприятия по развитию стандартизации и унификации в отраслях экономики, пересмотр, изменение или отмену устаревших национальных стандартов, ежегодное (от 10 процентов до 15 процентов) обновление стандартов в приоритетных секторах экономики, стандартизацию инновационной продукции, достижение показателей гармонизации национальных стандартов с международными стандартами на уровне 65 — 70 процентов, а также научно-исследовательские работы, направленные на развитие национальной системы стандартизации.Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Дата публикации на сайте: 15.10.2012 Поделиться ссылкой: Читать подробнее: Сформированы цели, задачи и направления развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации на период до 2020 года

Что из себя представляет система стандартизации?

Стандартиза́ция — деятельность по разработке, опубликованию и применению стандартов, по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости и качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, единства измерений, экономии всех видов ресурсов, безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

  1. Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач,
  2. За реализацию норм стандартизации отвечают органы стандартизации, наделенные законным правом руководить разработкой и утверждать нормативные документы и другие правила, придавая им статус стандартов.

В области промышленности стандартизация ведет к снижению себестоимости продукции, поскольку:

позволяет экономить время и средства за счет применения уже разработанных типовых ситуаций и объектов; повышает надежность изделия или результатов расчетов, поскольку применяемые технические решения уже неоднократно проверены на практике; упрощает ремонт и обслуживание изделий, так как стандартные узлы и детали — взаимозаменяемые (при условии, что сборка осуществлялась без пригоночных операций).

Стандартизация может быть малоэффективной в случаях, когда основной целью разработки изделия является достижение очень высоких функциональных характеристик, которые возможны при значениях основных параметров, не соответствующих стандартным.

Как называется стандарт утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации?

Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону ( Россия ), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения, Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Национальный (государственный) стандарт — стандарт, принятый органом по стандартизации государства-члена Евразийского экономического союза :п.2, В более широком смысле: стандарт, принятый национальным органом по стандартизации любого государства и доступный широкому кругу пользователей,

Кто является разработчиком национального стандарта?

Статья 24. Порядок разработки и утверждения национального стандарта 1. Разработчик национального стандарта (далее — разработчик) направляет уведомление о разработке проекта национального стандарта в технический комитет по стандартизации, а при отсутствии технического комитета по стандартизации, за которым закреплены объекты стандартизации и области деятельности, соответствующие проекту национального стандарта, в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

Технический комитет по стандартизации, за которым закреплены объекты стандартизации и области деятельности, соответствующие проекту национального стандарта, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации уведомление о разработке проекта национального стандарта для размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления уведомления о разработке проекта национального стандарта размещает такое уведомление на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием информационной системы в сфере стандартизации.

  • В случае отсутствия указанного технического комитета федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации размещает информацию о разработке проекта национального стандарта без такого уведомления.
  • Уведомление о разработке проекта национального стандарта должно содержать информацию о положениях, которые имеются в проекте национального стандарта и отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

(часть 1 в ред. Федерального от 30.12.2020 N 523-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) 2. Разработчик должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик по требованию заинтересованного лица обязан предоставить ему копию проекта национального стандарта в электронной форме или на бумажном носителе.3.

Разработчик проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта, составляет перечень полученных в электронной форме и на бумажном носителе замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний, включая результаты рассмотрения данных замечаний, дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных замечаний.

Разработчик обязан сохранять полученные замечания заинтересованных лиц, включая результаты рассмотрения данных замечаний, до утверждения национального стандарта. Разработчик обязан представлять по запросам федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации и технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации полученные замечания заинтересованных лиц в течение семи дней со дня получения запроса.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня размещения уведомления о разработке проекта национального стандарта на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не может быть менее чем шестьдесят дней.4.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта размещается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее чем в течение семи дней со дня завершения публичного обсуждения такого проекта.5.

  • Со дня размещения уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта разработчик должен обеспечить доступность доработанного проекта национального стандарта и перечня полученных замечаний заинтересованным лицам для ознакомления.
  • Разработчик по требованию заинтересованного лица обязан предоставить ему копию доработанного проекта национального стандарта и перечня полученных замечаний в электронной форме и на бумажном носителе.6.

Проект национального стандарта и перечень полученных в электронной форме и на бумажном носителе замечаний заинтересованных лиц представляются разработчиком в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации в соответствии с их компетенцией.

  1. Технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации проводит экспертизу проекта национального стандарта.
  2. Срок проведения экспертизы проекта национального стандарта не может быть более чем девяносто дней со дня поступления указанного проекта в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации.7.

Экспертиза проекта национального стандарта проводится для оценки его соответствия целям и задачам стандартизации, установленным настоящим Федеральным законом, соответствия используемой терминологии требованиям законодательства Российской Федерации, положениям основополагающих национальных стандартов, а также для оценки полноты учета в проекте национального стандарта замечаний, полученных от заинтересованных лиц, и оценки полноты установления в нем требований к объекту стандартизации.

  • 8. Экспертиза проекта национального стандарта проводится с учетом следующих принципов:
  • 1) обеспечение публичного обсуждения проекта национального стандарта на всех этапах его разработки;
  • 2) привлечение к участию в экспертизе проекта национального стандарта заинтересованных лиц;
  • 3) комплексность экспертизы проекта национального стандарта;
  • 4) оценка замечаний на проект национального стандарта, поступивших с начала его разработки до завершения обсуждения окончательной редакции.

9. На основании указанных в настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы проекта национального стандарта технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации на основе консенсуса подготавливает мотивированное предложение об утверждении национального стандарта.

  1. 10. Предложение технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации об отклонении проекта национального стандарта принимается простым большинством голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации в следующих случаях:
  2. 1) нарушение порядка разработки проекта национального стандарта;
  3. 2) поступление обоснованной мотивированной жалобы по проекту национального стандарта от заинтересованного лица;
  4. 3) несоответствие проекта национального стандарта требованиям законодательства Российской Федерации;
  5. 4) несоответствие проекта национального стандарта целям, задачам и принципам стандартизации, установленным настоящим Федеральным законом;
  6. 5) несоответствие проекта национального стандарта предполагаемой области его распространения, применения.

11. При равенстве голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации принятым считается предложение об отклонении проекта национального стандарта.

  • 12. Предложение технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта принимается простым большинством голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации в случае необходимости:
  • 1) ускоренного внедрения результатов научных исследований (испытаний) и измерений;
  • 2) гармонизации национальных стандартов с международными стандартами, региональными стандартами, национальными стандартами иностранных государств;
  • 3) апробации требований и накопления дополнительной информации в отношении новых видов продукции, процессов и технологий.

13. При равенстве голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации принятым считается предложение об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта.14.

По результатам экспертизы проекта национального стандарта технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня завершения экспертизы представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации мотивированное предложение об утверждении проекта национального стандарта в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта.15.

В случае, если у члена технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации возникают обоснованные сомнения в том, что при принятии мотивированного предложения об утверждении проекта национального стандарта в качестве национального стандарта или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта консенсус был достигнут, указанный член технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня завершения экспертизы может направить мотивированную жалобу о недостижении консенсуса в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.16.

В случае недостижения консенсуса технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации подготавливает мотивированное предложение об отклонении проекта национального стандарта или об утверждении этого проекта в качестве предварительного национального стандарта.17. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации на основании мотивированного предложения технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации об утверждении национального стандарта с учетом мотивированной жалобы члена технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации о недостижении консенсуса при принятии техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации мотивированного предложения об утверждении национального стандарта (при ее наличии) в срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения такого предложения принимает решение об утверждении национального стандарта и дате введения его в действие, или об утверждении предварительного национального стандарта, сроке его действия, или об отклонении проекта национального стандарта.18.

В случае невыполнения требований к экспертизе проекта национального стандарта, предусмотренных настоящей статьей, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации отклоняет мотивированное предложение технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации об утверждении проекта национального стандарта в качестве национального стандарта либо об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта.

Решение об отклонении мотивированного предложения технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации с приложением указанных в настоящей статьи документов направляется в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации в срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения мотивированного предложения от технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации для проведения повторной экспертизы проекта национального стандарта.19.

Повторная экспертиза проекта национального стандарта, принятие мотивированного предложения о его утверждении в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта и направление указанного предложения в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации осуществляются в порядке, установленном — настоящей статьи и настоящей частью.

Срок проведения повторной экспертизы проекта национального стандарта не может быть более чем тридцать дней со дня поступления в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации решения федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отклонении мотивированного предложения технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации.20.

Информация об утверждении национального стандарта, предварительного национального стандарта, об отклонении проекта национального стандарта размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.21.

В случае, если проект национального стандарта отклонен, решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отклонении проекта национального стандарта с приложением указанных в настоящей статьи документов и мотивированного предложения технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации направляется разработчику в течение семи дней со дня принятия такого решения.22.

Читайте также:  Сколько Журналов По Охране Труда Должно Быть?

Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отклонении проекта национального стандарта может быть обжаловано в суд только после его обжалования в досудебном порядке в соответствии со настоящего Федерального закона.23. разработки национальных стандартов, предварительных национальных стандартов с использованием информационной системы в сфере стандартизации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации.

Что составляет основы системы стандартизации в России?

Система стандартизации России » Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

  • Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном официальном уровне, основная функция которых заключается в руководстве работами по стандартизации.
  • Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.

выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции); рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления; обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы; осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники; руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации; участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов; издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации; повышение качества отечественной продукции и ее конкуренто-способности на мировом рынке; нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда; обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов.

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций). Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

  1. Введенная в действие с 1 января 1993 г.
  2. Государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации.
  3. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устра-нение монополизма в этой области.
  4. ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов: ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации.

Основные положения; ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов; ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий; ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации.

обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии; обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции; обязательные требования к контролю качества продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции; параметрические ряды и типовое конструирование изделий; основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции; положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать:

защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды; повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства; совместимость и взаимозаменяемость продукции; содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства; создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов; устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда; безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.

Правильное использование возможностей стандартизации на предприятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:

снижение себестоимости производства стандартной продукции; увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повышения его качества; рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на более качественные изделия; уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности производственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции.

Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему : I. Техническое законодательство – правовая основа ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.

II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стандартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

III. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р; общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ; межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ; отраслевые стандарты – ОСТ; технические условия – ТУ; стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП; стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).

Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства). Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам.

На уровне предприятия стандартизация учитывает специфику производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов и др. Эти нормы закрепляют в стандартах предприятий. Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических документов по стандартизации – технические условия (ТУ),

ТУ – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. Они регламентируют взаимоотношения изготовителей и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ разрабатываются на продукцию, на которую стандарты не устанавливаются.

ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов. По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции.

Если работы по стандартизации на конкретном предприятии непосредственно направлены на повышение качества продукции, то затраты на их проведение первоначально выше ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного качества растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно большим ценам.

Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать не только дополнительные затраты предприятия по улучшению качества, но и обеспечить в будущем более высокую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпускавшаяся ранее.

Если проводимые на предприятии работы по стандартизации не меняют качество выпускаемой продукции, то затраты на их проведение непосредственно перекрываются получаемой в рамках предприятия экономией сырья, материалов, времени, трудовых и финансовых ресурсов. Так, например, проведение работ по унификации сырья и материалов обеспечивает сокращение их типоразмеров в запасах предприятия, снижение уровня самих запасов, значительное сокращение необходимых складских площадей, улучшение материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их оборачиваемости и др., что в свою очередь положительно влияет на снижение издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия.

К основным задачам службы стандартизации предприятия в общем случае относятся:

ведение (хранение и актуализация) фонда нормативно-технической документации предприятия; разработка технических условий на выпускаемую продукцию; экспертиза и согласование проектов нормативно-технических до-кументов, поступающих на предприятие со стороны; разработка необходимых стандартов предприятия.

Если служба стандартизации предприятия выполняет функции базовой организации по стандартизации в своей подотрасли, то в круг ее первоочередных обязанностей входят также следующие:

разработка проектов стандартов на продукцию и методы ее испытаний для своей подотрасли; согласование проектов стандартов смежных отраслей; экспертиза и согласование проектов технических условий, разработанных предприятиями на продукцию, закрепленную за базовой организацией.

Если служба стандартизации предприятия выполняет функции головной организации по стандартизации в своей отрасли, то в перечень ее обязанностей входит также координация работ по стандартизации с директивными органами, Госстандартом России и его организациями, другими министерствами и ведомствами, соответствующими организациями этой отрасли.

Каковы цели национальной системы стандартизации?

Цели и принципы стандартизации Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг; рациональное использование ресурсов; техническая и информационная совместимость; сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; взаимозаменяемость продукции.

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Каковы основные принципы стандартизации?

Цели и задачи стандартизации — Принципы стандартизации нацелены на разработку норм, правил, характеристик как обязательных для дальнейшего выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающих право покупателя на приобретение продукции надлежащего качества за приемлемую стоимость, а также право на комфортность и безопасность труда.

В процессе производственной деятельности специалисту систематически приходится решать повторяющиеся задачи: учет и измерение количества товара, составление управленческой и технической документации; измерение показателей технологических операций, анализ качества готовой продукции, упаковывание реализуемого сырья и т.д.

Замечание 1 Цель стандартизации заключаются в установлении наиболее объективного и экономичного варианта, то есть нахождение правильного решения. Это дает возможность исследователям получить максимальное упорядочения в определенной сфере стандартизации.

Для превращения данной возможности в действительность важно, чтобы решение было достоянием большего количества предприятий и специалистов. Только при многократном применении этого метода возможен ожидаемый экономический эффект от проведенного упорядочения. Цели стандартизации можно подразделить на узкие и общие, которые имеют отношение к обеспечению соответствия.

Общие задачи вытекают, прежде всего, из содержания основного понятия. Конкретизация систем для стандартизации непосредственно связана с выполнением установленных в стране требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся:

  • определение правил, норм и характеристик к продукции, организационным процессам и услугам;
  • предоставление безопасности товаров, работ, условий для жизни, здоровья общества, имущества, охраны окружающей среды;
  • ликвидация технических барьеров в торговле, достойная конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  • сохранение технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости элементов;
  • обеспечение и рациональное применение всех видов ресурсов;
  • обороноспособность страны;
  • защита интересов покупателей в вопросах качества товара, процессов и услуг.

Каковы основные цели стандартизации?

Цели стандартизации

Целями стандартизации являются: 1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;3) улучшение качества жизни населения страны;4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;5) техническое перевооружение промышленности;6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:

внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики; повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию; применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов; предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее — потребитель) в заблуждение; обеспечение рационального использования ресурсов; устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Последнее обновление: 8 февраля 2018 г., 13:07 Читать подробнее: Цели стандартизации

Какие национальные органы по стандартизации Вы знаете?

Комментарий. Стандартизация. — 1-2, Национальный орган по стандартизации во взаимодействии с участниками системы национальной стандартизации формирует в Российской Федерации национальную политику в области стандартизации и осуществляет функции, предусмотренные комментируемой частью статьи.

Читайте также:  В Чем Состоят Основные Принципы Стандартизации?

В настоящее время выполнение функций национального органа по стандартизации возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), подведомственное Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации. Ростехрегулирование действует на основании утвержденного о нем Положения (см.

Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» ), В соответствии с комментируемой частью статьи и указанным Положением Ростехрегулирование в качестве национального органа по стандартизации реализует следующие полномочия в установленной сфере деятельности: 1) Осуществляет:

утверждение национальных стандартов;

  • принятие программы разработки национальных стандартов;
  • учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
  • создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности (в т.ч. утверждает положения о них);
  • опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение;
  • ведение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и введение их в действие;
  • утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам.
  1. 2) Организует экспертизу проектов национальных стандартов.
  2. 3) Обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу.
  3. 4) Участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии.
  4. 5) Представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Говоря о перечисленных выше полномочиях, следует отметить, что в прежнюю редакцию Закона «О техническом регулировании» не была включена функция, связанная с созданием технических комитетов по стандартизации, утверждением положения о них и координацией их деятельности, хотя в Положении о Ростехрегулировании она содержалась еще с момента его утверждения Правительством РФ.

ведение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и введение их в действие;

  • опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов;
  • официальное опубликование общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение.

Необходимо обратить внимание и на то, что в настоящее время в целях исполнения государственной функции по учету национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечения их доступности заинтересованным лицам Ростехрегулированием разработан одноименный Административный регламент, утверждение которого, полагаем, последует в ближайшее время.3.

Закон «О техническом регулировании» конкретизирует определение понятия » опубликование » применительно к национальному стандарту, акцентируя внимание на двух основных аспектах. Во-первых, это языковой аспект — национальный стандарт должен быть опубликован на государственном языке Российской Федерации, которым в соответствии с ч.1 ст.69 Конституции РФ является русский язык.

Во-вторых, это аспект способа и формы опубликования — национальный стандарт публикуется на материальном носителе типографским способом (в печатном издании) и в электронно-цифровой форме путем размещения в информационной системе общего пользования. Тем самым обеспечивается предусмотренное в п.1 ст.43 Закона условие о доступности национальных стандартов заинтересованным лицам, которое, на наш взгляд, скорее является принципом стандартизации и должно быть отражено в ст.12 (в т.ч.

  • представителей федеральных органов исполнительной власти;
  • научные организации;
  • саморегулируемые организации;
  • общественные объединения предпринимателей и потребителей;
  • коммерческие и некоммерческие организации.

В прежней редакции условие о возможном участии коммерческих и некоммерческих организаций в осуществлении работ по стандартизации в составе технических комитетов не содержалось, и тем самым нарушался принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц.

Теперь этот недостаток устранен, и юридические лица (речь может идти о таких крупнейших организациях, как ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и др.) на вполне законных основаниях, паритетных началах (т.е. равного представительства) и добровольной основе, наряду с другими перечисленными субъектами, могут являться членами технических комитетов.5,

Закон «О техническом регулировании» регламентирует, что порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации. С 01.02.2007 введен в действие ГОСТ Р 1.1-2005 (утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 537-ст), устанавливающий порядок организации и основные функции технических комитетов по стандартизации, требования к секретариату, председателю, ответственному секретарю и членам технических комитетов, порядок регистрации и контроля деятельности технических комитетов национальным органом по стандартизации.

организация разработки и экспертизы проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов;

  • участие в формировании Программы разработки национальных стандартов (ПРНС) в закрепленной области деятельности;
  • анализ отраслевых стандартов в составе фонда документов национальной системы стандартизации на предмет их обновления и дальнейшего использования;
  • участие в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, в том числе в целях принятия национальных стандартов РФ в качестве международных (региональных), а также в ведении их секретариатов в соответствии с соглашениями между национальным органом по стандартизации РФ и международными (региональными) организациями по стандартизации;
  • подготовка предложений по разработке международных и межгосударственных стандартов и предложений относительно позиции РФ для голосования по проектам международных и региональных организаций по стандартизации;
  • подготовка официальных переводов международных стандартов для передачи их в Федеральный информационный центр технических регламентов и стандартов.

Каждый отдельно взятый технический комитет по стандартизации может решать дополнительные задачи в своей области деятельности, например:

  • проведение экспертиз технических регламентов в составе экспертных комиссий, экспертиз стандартов организаций;
  • сотрудничество с предприятиями (организациями) — пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, с испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями;
  • проведение консультаций.

Технические комитеты по стандартизации объединяют предприятия и организации, являющиеся непосредственными участниками рынка продукции и услуг в области деятельности ТК или имеющие косвенный интерес в данной области, а также физических лиц, являющихся специалистами в сфере деятельности ТК.

Технические комитеты по стандартизации создают по видам продукции, услуг, технологий или видам деятельности. Национальные ТК, как правило, являются аналогами ТК международных и региональных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК, СЕН, СЕНЭЛЕК и др.). В случаях, когда это обусловлено потребностями выполнения каких-либо государственных задач или программ, интересами бизнес-структур, достижениями научных разработок, социальными явлениями и т.д., национальный орган по стандартизации рассматривает предложения по созданию ТК, не являющихся аналогами.

Методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности осуществляет национальный орган по стандартизации. Технический комитет по стандартизации возглавляет председатель, ответственный за все виды деятельности ТК. В состав ТК входят также секретариат, возглавляемый ответственным секретарем, и рядовые члены.

  1. Для решения задач в более узкой области, чем область деятельности всего ТК, могут быть образованы подкомитеты или рабочие группы, руководители которых назначаются председателем ТК.
  2. Структуру конкретного ТК, его задачи, порядок деятельности и вопросы финансирования определяют Положением о техническом комитете по стандартизации.

Положениями ГОСТ Р 1.1-2005 уточняется, что членами технических комитетов по стандартизации (п.5.1) могут быть федеральные органы исполнительной власти или их уполномоченные организации, организации — потребители продукции или услуг, научные организации, предприятия — разработчики и изготовители продукции или поставщики услуг, общества потребителей, научно-технические общества, органы государственного надзора, испытательные центры, другие заинтересованные организации, частные лица.

Организация, желающая взять на себя ведение секретариата, разрабатывает проект Положения о ТК, составляет предварительный бизнес-план, в котором характеризует текущее состояние стандартизации в предполагаемой области деятельности, предполагаемые направления работ и обосновывает возможность привлечения ресурсов (финансовых и экспертных) для выполнения этих работ.

К бизнес-плану прилагают перечень действующих национальных и межгосударственных стандартов, ответственность за актуализацию которых готов взять на себя создаваемый ТК. После этого организация подает заявление о регистрации ТК по установленной форме в национальный орган по стандартизации вместе с оригиналами писем от организаций, выражающих поддержку создания ТК и согласие участвовать в его работе.

  • технический комитет по стандартизации с областью деятельности, аналогичной заявленной, уже существует;
  • обоснования целесообразности работ по стандартизации в данной области и возможности привлечения к ним ресурсов, изложенных в бизнес-плане, недостаточны;
  • к заявлению не приложен необходимый комплект документов (бизнес-план, перечень национальных и межгосударственных стандартов в области деятельности ТК, письма организаций в поддержку создания ТК), заявление выполнено не по форме или в нем приведены не все сведения;
  • у национального органа по стандартизации имеются обоснованные сомнения в том, что организация, претендующая на ведение секретариата, способна обеспечить равный учет всех членов ТК.

Оформление создания ТК (регистрация), закрепление за ним объектов стандартизации (областей деятельности), утверждение председателя и ответственного секретаря, утверждение структуры и состава ТК, осуществляют приказом национального органа по стандартизации.

  1. Обозначение технического комитета по стандартизации включает в себя буквы ТК, идентификационный номер и наименование.
  2. Краткое обозначение включает в себя буквы ТК и идентификационный номер.
  3. Сведения о ТК вносят в АИС «Технические комитеты» национального органа по стандартизации.
  4. Информацию о создании ТК публикуют в печатных органах национального органа по стандартизации и на его официальном сайте в сети Интернет.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации функционирует значительное множество самых разнообразных технических комитетов по стандартизации. За последнее время были созданы такие технические комитеты, как: ТК «Стеклянная тара и посуда» (приказ Ростехрегулирования от 20.08.2007 N 2205); ТК «Лесоматериалы» (приказ Ростехрегулирования от 07.05.2007 г.

N 1381); ТК «Никель. Кобальт» (приказ Ростехрегулирования от 06.04.2007 N 966) и другие. Что касается положений о технических комитетах по стандартизации, в соответствии с которыми они осуществляют свою деятельность, то здесь можно привести следующий пример. Так, в Положении о техническом комитете по стандартизации ТК 465 «Строительство», утвержденном Ростехрегулированием 14.06.2005., регламентируются основные задачи, функции и порядок деятельности данного ТК.

Кроме того, в Положении определяются перечни ТК (в т.ч. ТК, созданных национальным органом по стандартизации; ТК Международной организации по стандартизации (ИСО); ТК Европейского комитета по стандартизации (СЕН)), с которыми сотрудничает ТК «Строительство».

Как обозначаются национальные стандарты?

7.1 Обозначение национального стандарта Российской Федерации состоит из индекса « ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенного от него тире года утверждения стандарта.

Что входит в ГОСТ?

Технические условия — ТУ — технические условия — разрабатывает предприятие–производитель и утверждает отраслевое министерство с минимальными формальностями. Поэтому ТУ могут быть более мягкими по сравнению с ГОСТом, а могут быть и более жесткими, когда стандарт устарел и не отвечает требованиям конкретного производства, например, по точности изготовления, по количеству примесей и т.д.

  1. Предприятия, чтобы избежать лишних затрат, часто разрабатывают свои ТУ, чтобы сертифицировать свою продукцию.
  2. ГОСТ устанавливает технические требования к продукции, требования безопасности, методы анализа, область и способы применения.
  3. Требования ГОСТа обязательны к соблюдению всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности.

Если ГОСТ находится на самой вершине пирамиды стандартов, то ТУ – в самом ее низу: технические условия по большей части разрабатываются производителями самостоятельно, исходя из собственных представлений о том, как нужно делать тот или иной продукт и какими свойствами он должен обладать.

  • Примеры: ТУ 1469-001-34929762-2004 «Соединительные детали трубопроводов.
  • Технические условия».
  • ТУ 1469-013-13799654-2008 «Соединительные детали для промысловых и технологических газонефтепроводов на рабочее давление до 31,4 МПа (320 кгс/см²).
  • Технические условия».
  • ТУ 3647-001-37941826-2012 «Детали соединительные стальные приварные их сталей марок 20 и 09Г2С для эксплуатации на трубопроводах на номинальное давление до 100 МПА.

Технические условия». ТУ 3647-095-00148139-2000 «Детали трубопроводов соединительные. Технические условия». ТУ 1469-006-00153229-2009 «Детали соединительные для магистральных трубопроводов на рабочее давление до 11,8 МПа и промысловых трубопроводов на рабочее давление до 16 МПа».

Что устанавливает Национальный стандарт?

ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены (с Поправкой) ГОСТ Р 1.2-2016 _Текст Сравнения ГОСТ Р 1.2-2020 с ГОСТ Р 1.2-2016 см. по ;Текст Сравнения ГОСТ Р 1.2-2016 с см. по,- Примечание изготовителя базы данных.

  • _
  • OКС 01.120
  • Дата введения 2016-07-18
  • 1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой по актуализации основополагающих стандартов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»
  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
  • 4 ВЗАМЕН

Правила применения настоящего стандарта установлены в «. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

  1. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты».
  2. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru) ВНЕСЕНА, опубликованная в ИУС N 10, 2018 год Поправка внесена изготовителем базы данных 1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (внесению изменений или пересмотру), внесению поправок, а также правила приостановки действия и отмены стандартов.1.2 Настоящий стандарт не устанавливает исчерпывающий перечень работ по разработке проекта национального стандарта и формы взаимодействия участников работ по стандартизации.

Состав и объем выполняемых работ определяются государственным контрактом на разработку национальных стандартов и/или соответствующим договором. Примечание — В настоящем стандарте применены термины, которые установлены и определены в и межгосударственном стандарте на термины и определения в области стандартизации,1.3 Разделы 6 и 7 распространяются также на государственные стандарты Российской Федерации, которые признаны национальными стандартами в силу,

Примечание — Данное постановление зарегистрировано в Минюсте России 13 февраля 2004 г. N 5546 в качестве нормативного правового акта. В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации.

Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные.

Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения OК (МК (ИСО/ИНСКО МКС) 001-96) 001-2000 Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год.

Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия).

  1. 3.2 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:
  2. — организация разработки стандарта;
  3. — разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;
  4. — доработка проекта стандарта по результатам публичного обсуждения и его редактирование;
  5. — подготовка окончательной редакции с учетом замечаний по результатам редактирования;
  6. — проведение контроля проектов стандартов на соответствие правилам, установленным в и/или, и требованиям к их оформлению (далее — нормоконтроль);
  7. — проведение экспертизы и подготовка мотивированного предложения об утверждении проекта стандарта в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта;
  8. — подготовка к утверждению, утверждение и регистрация стандарта.
Читайте также:  Сколько Стоит Сделать Сертификат На Одежду?

3.3 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).3.3.1 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны:

  • — противоречить международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», изданным в соответствии с установленными полномочиями, техническим регламентам, в том числе техническим регламентам Евразийского экономического союза, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
  • — дублировать нормы законодательства Российской Федерации;
  • — расширять или сужать права участников гражданско-правовых отношений;
  • — устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение его требований.
  • Примечание — Разрабатываемый стандарт может содержать нормы, отличные от установленных нормативными правовыми актами, только тогда, когда это допускается данными актами.

3.3.2 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны: — быть увязаны с требованиями стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.3) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов), а также со сводами правил; — детализировать требования технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации, если предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

  • При изложении требований к материалам приводят их краткие конкретные функциональные свойства (характеристики) с указанием требований к основным показателям назначения, которым должны удовлетворять эти материалы.
  • При изложении требований к материалам указание торговой марки или наименования производителя материалов не допускается.(.

ИУС N 10-2018).3.3.3 При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает:

  1. — требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов, в том числе технических регламентов Евразийского экономического союза;
  2. — результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
  3. — международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
  4. — национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других стран;
  5. — иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, в том числе опыт применения на практике новых видов продукции и процессов;
  6. — предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.

3.3.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта стандарта — по (разделы 3-5). При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих национальных стандартов Российской Федерации и действующих в этом качестве межгосударственных стандартов, заменяя их соответствующими ссылками по,3.3.5 При применении как основы для разработки национального стандарта международного, европейского или зарубежного национального стандарта соблюдают соответствующие правила, установленные в,3.4 При разработке национального стандарта используют Федеральную государственную информационную систему (ФГИС) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.

До принятия решения федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о переходе национальной системы стандартизации на исключительное применение ФГИС проект национального стандарта оформляют по (раздел 5) в электронно-цифровой форме.4.1 Организация разработки национального стандарта 4.1.1 В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта участники работ по стандартизации направляют предложения по включению соответствующей темы в программу национальной стандартизации в соответствии с порядком учета предложений о разработке национальных стандартов, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации,4.1.2 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может уполномочить на разработку национального стандарта компетентное юридическое или физическое лицо в случае отсутствия предложения о разработчике стандарта по соответствующей теме от профильного ТК (ПТК).

В указанном случае федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации включает тему по разработке стандарта в программу национальной стандартизации и закрепляет ее за ТК (ПТК) по соответствующей области стандартизации.4.1.3 Если заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то учет такого предложения осуществляется в установленном порядке,

В предложении приводят собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного, регионального или зарубежного национального стандарта. Вместе с предложением могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального или стандарта иностранного государства) стандарта.4.2 Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение 4.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта.4.2.1.1 При разработке национального стандарта разработчик руководствуется общими требованиями к содержанию межгосударственных стандартов, которые установлены в (раздел 7).

Примечание — Кроме общих требований к содержанию стандартов существуют национальные стандарты и рекомендации по стандартизации, устанавливающие особые требования в отношении отдельных объектов и аспектов стандартизации -, которые также учитывают при разработке стандарта.4.2.1.2 Разработка первой редакции проекта стандарта завершается подготовкой уведомления о разработке проекта стандарта (см.

приложение А) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации,4.2.1.3 Разработчик направляет первую редакцию проекта стандарта с уведомлением о разработке в секретариат ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией, который осуществляет рассылку первой редакции проекта стандарта членам ТК (ПТК) и другим заинтересованным лицам.4.2.2 Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают первую редакцию проекта стандарта, готовят в письменной форме отзывы на первую редакцию проекта стандарта и направляют их по электронной почте разработчику в течение 30 календарных дней со дня получения данного проекта, но не позднее 45 календарных дней со дня размещения уведомления, если разработчик не установил иной срок, обусловленный необходимостью начала доработки проекта стандарта и/или завершения его публичного обсуждения.

Читать подробнее: ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены (с Поправкой)

Сколько всего Гостов?

11 600 стандартов, из которых около 3100 разработаны на основе международных стандартов ИСО, МЭК и ЕЭК ООН (26,4 %) и 865 — на основе европейских аналогов (7,4 %).

Какой характер носят национальные стандарты?

1 июля этого года вступил в силу новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утвержден Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст).

Что он несет кадровикам? Придется ли что-то менять в технологиях нашей работы? Давайте проанализируем некоторые его положения. Прежде всего нам нужно разобраться с ключевыми вопросами. Во-первых, насколько ГОСТ обязателен для применения? Во-вторых (этот вопрос логически вытекает из первого), возможны ли какие-либо санкции за неисполнение его положений? Ответ на эти вопросы весьма прост: согласно Федеральному закону от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (в ред.

от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 162-ФЗ) ГОСТы в нашей стране носят рекомендательный характер, Да, именно так: государственные и национальные стандарты по общему правилу не являются нормативными документами, обязательными для исполнения. В ст.4 Федерального закона № 162-ФЗ первым же принципом стандартизации заявлена добровольность применения документов по стандартизации.

Правда, из этого правила есть исключения, однако касаются они оборонной, атомной промышленности и безопасности дорожного движения (ст.6 Федерального закона № 162-ФЗ), но никак не стандартов оформления документов. А в ст.26 Федерального закона № 162-ФЗ четко сказано, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе (ч.1 ст.26).

Поэтому применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя только в случае публичного заявления им о соответствии его продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (ч.3 ст.26).

Таким образом, ГОСТ Р 7.0.97-2016 нормативно-правовым документом не является и обязательному применению не подлежит. Соответственно, не был обязательным для применения и предыдущий ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

Требования к оформлению документов» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст), прекративший свое действие 30 июня 2018 г. Например, в отметке о заверении копии часто вместо слова « Верно » писали « Копия верна ». Не правда ли, коллеги, многие из вас узнали свою формулировку? Даже шапку документов подавляющее большинство оформляет не по ГОСТу. Возможно, отличий еще больше. И в этом нет ничего страшного: поскольку ГОСТ не является нормативным документом, в случае несоблюдения его положений (заметьте, раз это не нормативный правовой акт, то не «требований», а именно «положений») никаких санкций быть не может.

  1. Так что ни инспекторы ГИТ, ни проверяющие из прокуратуры или каких-либо иных органов не вправе предъявлять претензии, основанные на положениях ГОСТа.
  2. Тем не менее создать нам проблемы он может.
  3. Дело в том, что согласно п.5.26 нового ГОСТа при оформлении копий документов для сторонних («других») организаций в реквизите «отметка о заверении копии» нужно дополнительно указывать еще место хранения того документа, с которого была изготовлена копия.

Видимо, по мнению авторов ГОСТа, догадаться, что оригинал хранится в той организации, которая заверила копию, и найти дело с оригиналом слишком сложно. Формулировка предлагается следующая: « Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле № за год ».

  • Учитывая рекомендательный характер ГОСТа, это положение (рекомендацию!) можно игнорировать.
  • Однако проблема в том, что копия пойдет именно в другую организацию, и мы не можем быть уверены, что должностные лица той организации понимают рекомендательную силу ГОСТов.
  • И, соответственно, не можем быть уверены в том, что они примут копию, которая заверена, но без отметки о месте нахождения оригинала.

Поэтому исключительно чтобы не создавать своим работникам проблем (особенно при обращении в банки за кредитами, так как известно, что банки, как правило, самые большие формалисты в таких делах), лучше оформлять копии по ГОСТу. Правда, сразу возникает следующий вопрос: ГОСТ хочет, чтобы были указаны сведения о деле, где хранится подлинник.

Но ведь, к примеру, трудовые книжки в делах никогда не хранятся, так как же оформлять ссылку? Ответ простой: поскольку на нет и суда нет (причем даже в буквальном смысле этого выражения), будем писать только организацию, например: « Подлинник находится в ООО «Мотылёк» » (здесь слово « документа » (см.

выше цитату из ГОСТа) явно избыточное, так что его вполне можно опустить). В связи со сказанным технологический совет: закажите штамп, проще будет работать. Кстати, авторы ГОСТа тоже об этом упомянули. Что касается других изменений в новом ГОСТе относительно старого — они несущественные. Обратите внимание: в докладной записке (см. пример 5) директор подробно сформулировал, что должно быть сделано. Но мы ведь знаем, какое это редкое явление. Чаще всего, если руководитель согласен с тем, что предложено в документе, он в лучшем случае пишет « Не возражаю » или « Согласен », а то и вовсе проставит только подпись и дату.

  1. Как говорится, молчание — знак согласия, следовательно, раз нет возражений — есть одобрение.
  2. Прежний ГОСТ 2003 года вполне допускал, чтобы содержание поручения (так это в нем называлось) указывалось только при необходимости.
  3. Новый ГОСТ поручение по документу (так это теперь называется) включает в состав резолюции без оговорок.

Но кто из кадровиков будет переучивать своего генерального директора или президента компании? Собственно, это можно и не делать. Главное, чтобы резолюция читалась однозначно и не вызывала сомнений. А ГОСТ — рекомендательный документ, и этим все сказано.

Что такое вид стандарта?

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

Что выступает в качестве объекта стандартизации?

Объект стандартизации — – продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.