Сколько Групп Стандартов Безопасности Труда Существуют?

Сколько Групп Стандартов Безопасности Труда Существуют
1 – стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов; 2 – стандарты требований безопасности к производственному оборудованию; 3 – стандарты требований безопасности к производственным процессам; 4 – стандарты требований к средствам защиты работающих.

Сколько подсистем включает в себя система стандартов безопасности труда?

39.5 (пять) подсистем ССБТ.

  • Система стандартов безопасности труда (ССБТ ) – это комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
  • ССБТ устанавливает: организационно-методические положения по построению системы, в том числе: единую терминологию в области охраны труда; требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов; требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к производственным процессам; требования к средствам защиты работающих.
  • В ССБТ входят стандарты следующих подсистем (шифр подсистемы – наименование подсистемы):
  • 0 – организационно-методические стандарты основ построения системы;
  • 1 – государственные стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;
  • 2 – стандарты требований безопасности к производственному оборудованию;
  • 3 – стандарты требований к производственным процессам;
  • 4 – стандарты требований к средствам защиты работающих;

5.9 – резерв. ССБТ включает стандарты трех категорий: государственные (ГОСТ) ‑ обязательные к применению всеми организациями во всех отраслях экономики РФ и республик в составе России; отраслевые (ОСТ) ‑ обязательны для всех организаций данной отрасли ; стандарты предприятий (СТП) ‑ только для организации, утвердившей данный стандарт.

  1. 12 – шифр ССБТ в Государственной Системе Стандартизации (ГСС);
  2. 0 ‑ шифр подсистемы;
  3. 004 ‑ порядковый номер в подсистеме;
  4. 90 ‑ последние две цифры года регистрации стандарта.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СП, СП, СанПиН ) и гигиенические нормативы (ГН) содержат принципы и нормы санитарного законодательства, направленные на оздоровление условий труда работников.
  6. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил (СП) регламентируют требования безопасности при проектировании и строительстве объектов производственного назначения.
  7. Следующая группа документов ориентирована на обеспечение безопасности труда:

а) правила безопасности (ПБ) ‑ пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, взрыво- и электробезопасности, технической, т.е. в различных отраслях промышленности; б) правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) ‑ например, ПУБЭ сосудов, работающих под давлением, ПУБЭ грузовых кранов, правила устройства электроустановок (ПУЭ) и др.

Правила по охране труда (ПОТ) устанавливают требования по ОТ, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, машин, агрегатов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, отходов производств и т.д.

Правила по ОТ могут быть межотраслевого (ПOTPM ) и отраслевого (ПОТРО) значения. Читать подробнее: 39.5 (пять) подсистем ССБТ.

Что такое система безопасности труда?

ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Основные положения ГОСТ Р 12.0.001-2013

МКС 13.100 Дата введения 2014-06-01 1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой, состоящей из представителей Федерации независимых профсоюзов России, ООО «Экожилсервис»2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 251 «Безопасность труда»3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 сентября 2013 г. N 1074-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г. Правила применения настоящего стандарта установлены в «. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

  1. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты».
  2. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru) Настоящий стандарт устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда (далее — ССБТ), а также объекты стандартизации.1.1 ССБТ — комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.1.2 ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.

Нормы и правила, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, и ССБТ должны быть взаимно увязаны.1.3 Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения, должны быть учтены в стандартах и технических условиях, в нормативно-технической, а также в конструкторской, технологической и проектной документации.2.1 ССБТ включает в себя группы, приведенные в,

Как расшифровывается Ссбт?

Система стандартов безопасности труда (принятое сокращение – ССБТ ) служит основой для разработки соответствующей документации и действует в целях установления единообразия норм и правил безопасности работников.

Что означает гост 12?

ССБТ ( ГОСТ 12 ) Система стандартов безопасности труда | Полнотекстовые БД ГОСТ по единым системам стандартизации | Электронный магазин стандартов

Сколько групп государственных стандартов системы Сбт существует?

1 – стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов; 2 – стандарты требований безопасности к производственному оборудованию; 3 – стандарты требований безопасности к производственным процессам; 4 – стандарты требований к средствам защиты работающих.

Что входит в систему стандартов безопасности труда?

— стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов; — стандарты требований безопасности к производственному оборудованию; — стандарты требований безопасности к производственным процессам; — стандарты требований к средствам защиты.

Что такое система стандартов?

Разработка систем стандартов Определение 1 Система стандартов – это пакет стандартов, которые охватывают определенную сферу деятельности. Стандартизация – это деятельность, которая направлена на разработку, публикацию и применение стандартов с целью обеспечения безопасности продукции, услуг и работ для окружающей природной среды, жизни и здоровья населения, а также имущества.

Кто проводит инструктаж по технике безопасности на производстве?

Как часто необходимо проводить инструктаж для сотрудников, Для каких работников и в каких случаях работодатель обязан проводить инструктажи по охране труда и обучение по охране труда? Кто вправе проводить инструктаж и обучение по охране труда? Какими документами подтверждается проведение инструктажей и обучения по охране труда?

  • Ответ:
  • Работодатель обязан обеспечить:
  • — проведение инструктажей по охране труда;
  • — проведение стажировки на рабочем месте
  • — проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • — проведение обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
  • — проведение обучения требованиям охраны труда;
  • — проверку знаний требований охраны труда.
  • Инструктажи по охране труда делятся на:
  • 1) вводный инструктаж по охране труда;
  • 2) инструктаж по охране труда на рабочем месте;
  • а) первичный инструктаж по охране труда;
  • б) повторный инструктаж по охране труда;
  • в) внеплановый инструктаж по охране труда
  • 3) целевой инструктаж по охране труда.

Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или иной уполномоченный работник организации, на которого приказом работодателя возложены обязанности по проведению вводного инструктажа по охране труда. При отсутствии у работодателя службы охраны труда или специалиста по охране труда проводить вводный инструктаж по охране труда может работодатель, являющийся индивидуальным предпринимателем (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

  1. Инструктаж по охране труда заканчивается проверкой знания требований охраны труда.
  2. Порядок регистрации проведенного инструктажа по охране труда и форма его документирования утверждаются работодателем.
  3. Программа инструктажей в конкретной организации разрабатывается и утверждается работодателем самостоятельно с учетом специфики деятельности организации (индивидуального предпринимателя), ее внутренних документов, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации по машинам и оборудованию, применяемым в производственном процессе.
  4. Вводный инструктаж должны пройти:
  5. — все принимаемые на работу лица,
  6. — командированные в организацию работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке,
  7. — лица, проходящие в организации производственную практику,
  8. — другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.
  9. Первичный и повторный инструктажи проводятся на рабочем месте:
  10. — со всеми вновь принятыми в организацию работниками;
  11. — с лицами, проходящими в организации производственную практику.

От первичного и повторного инструктажа могут освобождаться работники в случае, если их трудовая деятельность связана с опасностью, источниками которой являются персональные электронно-вычислительные машины (персональные компьютеры), аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иная офисная организационная техника, а также бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства, и при этом другие источники опасности отсутствуют, а условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми.

  • Первичный инструктаж проводится до начала самостоятельной работы, а повторный — не реже одного раза в шесть месяцев.
  • Внеплановый инструктаж проводится в случаях, обусловленных:
  • а) изменениями в эксплуатации оборудования, технологических процессах, использовании сырья и материалов, влияющими на безопасность труда;
  • б) изменениями должностных (функциональных) обязанностей работников, непосредственно связанных с осуществлением производственной деятельности, влияющими на безопасность труда;
  • в) изменениями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, затрагивающими непосредственно трудовые функции работника, а также изменениями локальных нормативных актов организации, затрагивающими требования охраны труда в организации;
  • г) выявлением дополнительных к имеющимся на рабочем месте производственных факторов и источников опасности в рамках проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков соответственно, представляющих угрозу жизни и здоровью работников;
  • д) требованиями должностных лиц федеральной инспекции труда при установлении нарушений требований охраны труда;
  • е) произошедшими авариями и несчастными случаями на производстве;
  • ж) перерывом в работе продолжительностью более 60 календарных дней;
  • з) решением работодателя.
  • Целевой инструктаж проводится:
  • — перед проведением работ, выполнение которых допускается только под непрерывным контролем работодателя, работ повышенной опасности, в том числе работ, на производство которых в соответствии с нормативными правовыми актами требуется оформление наряда-допуска и других распорядительных документов на производство работ;
  • — перед выполнением работ на объектах повышенной опасности, а также непосредственно на проезжей части автомобильных дорог или железнодорожных путях, связанных с прямыми обязанностями работника, на которых требуется соблюдение дополнительных требований охраны труда;
  • — перед выполнением работ, не относящихся к основному технологическому процессу и не предусмотренных должностными (производственными) инструкциями, в том числе вне цеха, участка, погрузочно-разгрузочных работ, работ по уборке территорий, работ на проезжей части дорог и на железнодорожных путях;
  • — перед выполнением работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • — в иных случаях, установленных работодателем.
  • Помимо инструктажей по охране труда работодатель обязан организовывать и проводить:
  • — стажировку по охране труда на рабочем месте (далее — стажировка на рабочем месте);
  • — обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • — обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
  • — обучение требованиям охраны труда.

Стажировка на рабочем месте проводится в целях приобретения работниками практических навыков безопасных методов и приемов выполнения работ в процессе трудовой деятельности. К стажировке на рабочем месте допускаются работники, успешно прошедшие в установленном порядке инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда.

  1. Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится в отношении следующих категорий работников:
  2. а) работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда;
  3. б) работники рабочих профессий;
  4. в) лица, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
  5. г) работники, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством;
  6. д) работники, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
  7. е) председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда;
  8. ж) иные работники по решению работодателя.
  9. Обучению по использованию (применению) средств индивидуальной защиты подлежат работники, применяющие средства индивидуальной защиты, применение которых требует практических навыков.
  10. Обучению требованиям охраны труда подлежат следующие категории работников:
  11. а) работодатель (руководитель организации), заместители руководителя организации, на которых приказом работодателя возложены обязанности по охране труда, руководители филиалов и их заместители, на которых приказом работодателя возложены обязанности по охране труда;
  12. б) руководители структурных подразделений организации и их заместители, руководители структурных подразделений филиала и их заместители;
  13. в) работники организации, отнесенные к категории специалисты;
  14. г) специалисты по охране труда;
  15. д) работники рабочих профессий;
  16. е) члены комиссий по проверке знания требований охраны труда, лица, проводящие инструктажи по охране труда и обучение требованиям охраны труда;
  17. ж) члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов организаций.
  18. Плановое обучение требованиям охраны труда проходят работники с периодичностью не реже одного раза в 3 года по следующим программам обучения требованиям охраны труда:
  19. — по программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда продолжительностью не менее 16 часов;
  20. — по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов.
  21. Плановое обучение работников требованиям охраны труда по программам обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, или в случае отсутствия указанных требований — не реже одного раза в год.
  22. Вновь принимаемые на работу работники, а также работники, переводимые на другую работу, проходят обучение требованиям охраны труда в сроки, установленные работодателем, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу (за исключением случая, когда сохраняются условия труда работника, а также идентифицированные ранее источники опасности).
  23. Обучение по охране труда может проводиться как в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, так и непосредственно у самого работодателя, но при определенных условиях. Работодатель, проводящий обучение работников требованиям охраны труда, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, должен иметь:
  24. а) материально-техническую базу в виде мест обучения работников или учебных помещений, а также оборудования, технических средств обучения для осуществления процесса обучения по охране труда;
  25. б) учебно-методическую базу в виде программ обучения по охране труда и учебных материалов для каждой программы обучения по охране труда;
  26. в) не менее 2 лиц, проводящих обучение по охране труда, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера;
  27. г) комиссию по проверке знания требований охраны труда.
  28. Форма проведения проверки знания требований охраны труда работников при инструктаже по охране труда определяется локальными нормативными актами работодателя.
  29. Плановое и внеплановое обучение по охране труда завершается соответствующей проверкой знания требований охраны труда работников.
  30. Плановая (внеплановая) проверка знания требований охраны труда работников после прохождения обучения требованиям охраны труда, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты может проводиться как в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, так и у работодателя.
  31. Для проведения проверки знания требований охраны труда работников после прохождения обучения по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, у работодателя создаются комиссии по проверке знания требований охраны труда работников в составе не менее 3 человек — председателя, заместителя (заместителей) председателя (при необходимости) и членов комиссии.
  32. Результаты проверки знания требований охраны труда работников после завершения обучения требованиям охраны труда, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, оформляются протоколом проверки знания требований охраны труда.
  33. Протокол проверки знания требований охраны труда работников может быть оформлен на бумажном носителе или в электронном виде и является свидетельством того, что работник прошел соответствующее обучение по охране труда.
  34. Работник, не прошедший проверку знаний, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.
  35. Правовое обоснование
Читайте также:  Сколько Кг В 1 Л Молока?

Согласно абз.11 ч.3 ст.214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.

Статья 219 ТК РФ устанавливает, что обучение по охране труда — процесс получения работниками, в том числе руководителями организаций, а также работодателями — индивидуальными предпринимателями знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья.

Работники, в том числе руководители организаций, и работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

  • Обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения:
  • инструктажей по охране труда;
  • стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников);
  • обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
  • обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.
  • Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также требования к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по охране труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно п.8 «Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда») (далее – Правила) предусматриваются следующие виды инструктажа по охране труда:

  1. а) вводный инструктаж по охране труда;
  2. б) инструктаж по охране труда на рабочем месте;
  3. в) целевой инструктаж по охране труда.

В соответствии с п.9 Правил формы и методы проведения инструктажа по охране труда определяются работодателем. Согласно п.10 Правил вводный инструктаж по охране труда проводится до начала выполнения трудовых функций для вновь принятых работников и иных лиц, участвующих в производственной деятельности организации (работники, командированные в организацию (подразделение организации), лица, проходящие производственную практику).

  • Согласно п.12 Правил проводятся следующие виды инструктажа по охране труда на рабочем месте:
  • а) первичный инструктаж по охране труда;
  • б) повторный инструктаж по охране труда;
  • в) внеплановый инструктаж по охране труда.

В соответствии с п.13 Правил первичный инструктаж по охране труда проводится для всех работников организации до начала самостоятельной работы, а также для лиц, проходящих производственную практику. Допускается освобождение отдельных категорий работников от прохождения первичного инструктажа по охране труда в случае, если их трудовая деятельность связана с опасностью, источниками которой являются персональные электронно-вычислительные машины (персональные компьютеры), аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иная офисная организационная техника, а также бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства, и при этом другие источники опасности отсутствуют, а условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми.

  1. В соответствии с п.16 Правил внеплановый инструктаж по охране труда проводится для работников организации в случаях, обусловленных:
  2. а) изменениями в эксплуатации оборудования, технологических процессах, использовании сырья и материалов, влияющими на безопасность труда;
  3. б) изменениями должностных (функциональных) обязанностей работников, непосредственно связанных с осуществлением производственной деятельности, влияющими на безопасность труда;
  4. в) изменениями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, затрагивающими непосредственно трудовые функции работника, а также изменениями локальных нормативных актов организации, затрагивающими требования охраны труда в организации;
  5. г) выявлением дополнительных к имеющимся на рабочем месте производственных факторов и источников опасности в рамках проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков соответственно, представляющих угрозу жизни и здоровью работников;
  6. д) требованиями должностных лиц федеральной инспекции труда при установлении нарушений требований охраны труда;
  7. е) произошедшими авариями и несчастными случаями на производстве;
  8. ж) перерывом в работе продолжительностью более 60 календарных дней;
  9. з) решением работодателя.
  10. Согласно п.19 Правил целевой инструктаж по охране труда проводится для работников в следующих случаях:
  11. а) перед проведением работ, выполнение которых допускается только под непрерывным контролем работодателя, работ повышенной опасности, в том числе работ, на производство которых в соответствии с нормативными правовыми актами требуется оформление наряда-допуска и других распорядительных документов на производство работ;
  12. б) перед выполнением работ на объектах повышенной опасности, а также непосредственно на проезжей части автомобильных дорог или железнодорожных путях, связанных с прямыми обязанностями работника, на которых требуется соблюдение дополнительных требований охраны труда;
  13. в) перед выполнением работ, не относящихся к основному технологическому процессу и не предусмотренных должностными (производственными) инструкциями, в том числе вне цеха, участка, погрузочно-разгрузочных работ, работ по уборке территорий, работ на проезжей части дорог и на железнодорожных путях;
  14. г) перед выполнением работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  15. д) в иных случаях, установленных работодателем.

В соответствии с п.22 Правил инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится непосредственным руководителем работника. Целевой инструктаж по охране труда проводится непосредственным руководителем работ. Инструктаж по охране труда на рабочем месте и целевой инструктаж по охране труда должны учитывать условия труда работника, воздействующие на него вредные и (или) опасные производственные факторы, источники опасности, установленные по результатам специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.

  1. Согласно п.23 Правил инструктаж по охране труда заканчивается проверкой знания требований охраны труда.
  2. В соответствии с п.25 Правил стажировка по охране труда на рабочем месте (далее — стажировка на рабочем месте) проводится в целях приобретения работниками практических навыков безопасных методов и приемов выполнения работ в процессе трудовой деятельности.

К стажировке на рабочем месте допускаются работники, успешно прошедшие в установленном порядке инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда по программам, указанным в пункте 46 настоящих Правил (далее — программы обучения требованиям охраны труда).

Согласно п.26 Правил перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии). Обязательному включению в указанный перечень подлежат наименования профессий и должностей работников, выполняющих работы повышенной опасности.

В соответствии с п.27 Правил стажировка на рабочем месте осуществляется по программе стажировки на рабочем месте или в соответствии с иным локальным нормативным актом работодателя, включающим в себя отработку практических навыков выполнения работ с использованием знаний и умений, полученных в рамках обучения требованиям по охране труда.

  • Согласно п.33 Правил обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится в отношении следующих категорий работников:
  • а) работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда;
  • б) работники рабочих профессий;
  • в) лица, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
  • г) работники, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством;
  • д) работники, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
  • е) председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда;
  • ж) иные работники по решению работодателя.

В соответствии с п.38 Правил обучению по использованию (применению) средств индивидуальной защиты подлежат работники, применяющие средства индивидуальной защиты, применение которых требует практических навыков. Работодатель утверждает перечень средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

  • При выдаче средств индивидуальной защиты, применение которых не требует от работников практических навыков, работодатель обеспечивает ознакомление со способами проверки их работоспособности и исправности в рамках проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте.
  • Согласно п.43 Правил обучение требованиям охраны труда проводится у работодателя, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.

Решение о проведении обучения работников у работодателя, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда, принимает работодатель с учетом требований по обязательному обучению требованиям охраны труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, установленных пунктом 85 настоящих Правил.

  1. Согласно п.46 Правил обучение требованиям охраны труда в зависимости от категории работников проводится:
  2. а) по программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда продолжительностью не менее 16 часов;
  3. б) по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов;
  4. в) по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.
  5. В соответствии с п.53 Правил обучению требованиям охраны труда подлежат следующие категории работников:
  6. а) работодатель (руководитель организации), заместители руководителя организации, на которых приказом работодателя возложены обязанности по охране труда, руководители филиалов и их заместители, на которых приказом работодателя возложены обязанности по охране труда, — по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «а» пункта 46 настоящих Правил;
  7. б) руководители структурных подразделений организации и их заместители, руководители структурных подразделений филиала и их заместители — по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 46 настоящих Правил;
  8. в) работники организации, отнесенные к категории специалисты, — по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «б» пункта 46 настоящих Правил;
  9. г) специалисты по охране труда — по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 46 настоящих Правил;
  10. д) работники рабочих профессий — по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «б» пункта 46 настоящих Правил;
  11. е) члены комиссий по проверке знания требований охраны труда, лица, проводящие инструктажи по охране труда и обучение требованиям охраны труда, — по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «б» пункта 46 настоящих Правил, а также по программам, обязательным для работников, в отношении которых проводится проверка знания требований охраны труда и (или) инструктаж по охране труда, и (или) обучение требованиям охраны труда;
  12. ж) члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов организаций — по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 46 настоящих Правил.

Согласно п.58 Правил требования к работодателям, осуществляющим обучение требованиям охраны труда без привлечения организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, представлены в разделе IX настоящих Правил.

  1. В соответствии с п.59 Правил плановое обучение требованиям охраны труда по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 46 настоящих Правил, проходят работники с периодичностью не реже одного раза в 3 года.
  2. Согласно п.60 Правил требования к периодичности проведения планового обучения работников требованиям охраны труда по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпункте «в» пункта 46 настоящих Правил, устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, или в случае отсутствия указанных требований — не реже одного раза в год.

В соответствии с п.62 Правил вновь принимаемые на работу работники, а также работники, переводимые на другую работу, проходят обучение требованиям охраны труда в сроки, установленные работодателем, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.

Согласно п.65 Правил обучение работников требованиям охраны труда и проверка знания требований охраны труда осуществляются с отрывом от работы. В соответствии с п.67 Правил обучение работников требованиям охраны труда заканчивается проверкой знания требований охраны труда, требования к организации которой установлены положениями раздела VII настоящих Правил.

Результаты проверки знания требований охраны труда после обучения требованиям охраны труда оформляются в соответствии с пунктами 91 — 93 настоящих Правил. Согласно п.68 Правил проверка знания требований охраны труда работников является неотъемлемой частью проведения инструктажа по охране труда и обучения по охране труда и направлена на определение качества знаний, усвоенных и приобретенных работником при инструктаже по охране труда и обучении по охране труда.

В соответствии с п.69 Правил форма проведения проверки знания требований охраны труда работников при инструктаже по охране труда определяется локальными нормативными актами работодателя. Согласно п.70 Правил плановое и внеплановое обучение по охране труда завершается соответствующей проверкой знания требований охраны труда работников.

В соответствии с п.71 Правил плановая (внеплановая) проверка знания требований охраны труда работников после прохождения обучения требованиям охраны труда, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты может проводиться как в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, так и у работодателя.

Читайте также:  Сколько Раз Подряд Измерять Артериальное Давление?

Согласно п.72 Правил для проведения проверки знания требований охраны труда работников после прохождения обучения по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, у работодателя создаются комиссии по проверке знания требований охраны труда работников в составе не менее 3 человек — председателя, заместителя (заместителей) председателя (при необходимости) и членов комиссии.

В соответствии с п.79 Правил работник, показавший в рамках проверки знания требований охраны труда неудовлетворительные знания, не допускается к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей и направляется работодателем в течение 30 календарных дней со дня проведения проверки знания требований охраны труда повторно на проверку знания требований охраны труда.

Согласно п.88 Правил порядок регистрации проведенного инструктажа по охране труда и форма его документирования утверждаются работодателем. В соответствии с п.91 Правил результаты проверки знания требований охраны труда работников после завершения обучения требованиям охраны труда, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, оформляются протоколом проверки знания требований охраны труда.

Допускается оформление единого протокола проверки знания требований охраны труда работников в случае, если обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты проводятся в рамках обучения требованиям охраны труда.

  • Согласно п.96 Правил работодатель, проводящий обучение работников требованиям охраны труда, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, должен иметь:
  • а) материально-техническую базу в виде мест обучения работников или учебных помещений, а также оборудования, технических средств обучения для осуществления процесса обучения по охране труда;
  • б) учебно-методическую базу в виде программ обучения по охране труда и учебных материалов для каждой программы обучения по охране труда;
  • в) не менее 2 лиц, проводящих обучение по охране труда, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера;
  • г) комиссию по проверке знания требований охраны труда, сформированную в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил.

Читать подробнее: Как часто необходимо проводить инструктаж для сотрудников, Для каких работников и в каких случаях работодатель обязан проводить инструктажи по охране труда и обучение по охране труда? Кто вправе проводить инструктаж и обучение по охране труда? Какими документами подтверждается проведение инструктажей и обучения по охране труда?

Что означает аббревиатура гост?

ГОСТ — это аббревиатура от словосочетания « государственный стандарт ». Соответствующие ГОСТы разрабатываются различными организациями, специализирующимися на определенных областях деятельности. Разработанные ГОСТы регистрирует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Какие нормативные документы должен знать специалист по охране труда?

Специалист по охране труда — СПЕЦИАЛИСТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Должностные обязанности. Участвует в организации и координации работ по охране труда в организации. Участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда.

  • Участвует в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации.
  • Осуществляет контроль за соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда.

Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания. Осуществляет контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты.

Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проводит вводный инструктаж, контролирует проведение инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда.

Участвует в проведении контроля за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач. Разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в организации в установленном порядке.

Участвует в разработке разделов коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, а также прав и обязанностей работников и руководства организации в области соблюдения требований охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений структурных подразделений организации для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Организовывает и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы.

Организует работу по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда, поставке средств индивидуальной и коллективной защиты, а также по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты предложений по их поставке. Проводит анализ организационной структуры, технического оснащения организации, государственных нормативных требований охраны труда, передового отечественного и зарубежного опыта в области охраны труда.

Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению. Участвует в разработке мероприятий по повышению уровня заинтересованности работников в улучшении условий и охраны труда.

  1. Совместно с другими структурными подразделениями организации участвует в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков.
  2. Осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования и трудового обучения школьников.

Составляет и предоставляет отчет по установленной форме. (в ред. Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н) (см. текст в предыдущей редакции) Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты в сфере охраны труда; государственные нормативные требования охраны труда; международные договоры в области охраны труда, ратифицированные Российской Федерацией; национальные и межгосударственные стандарты в области безопасности и охраны труда; требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда; делопроизводство и методические документы по вопросам охраны труда; методы выявления, оценки и управления профессиональными рисками; производственную и организационную структуру организации, основные технологические процессы и режимы производства; виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации; методы изучения условий труда на рабочих местах; психофизиологические требования к работникам; правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ; порядок проведения расследования несчастных случаев; передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда; порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда. Требования к квалификации. Специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет.

Специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года.

Специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.

Кто осуществляет надзор и контроль в области охраны труда?

  • КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
  • Основными видами контроля за состоянием охраны труда являются:
  • — контроль, осуществляемый органами государственного надзора и технической инспекцией труда профсоюзов;
  • — периодический контроль;
  • — контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;
  • — оперативный контроль руководителя и других должностных лиц;
  • — ведомственный контроль вышестоящих органов.

Согласно ст.462 ТК РБ контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством. Органы надзора и контроля за соблюдением правил и норм охраны труда и их функции

Наименование контрольного и надзорного органа Осуществляемые функции
Управление государственной экспертизы по условиям труда Контроль за проведением аттестации рабочих мест и установлением доплат по условиям труда, правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда
Департамент государственной инспекции труда Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
Главное управление военизированной пожарной службы МЧС РБ ( Госпожнадзор ) Надзор за обеспечением пожарной безопасности и контроль за противопожарным режимом на предприятиях, в организациях и учреждениях осуществляются отделами Государственного пожарного надзора системы органов и подразделений
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС РБ ( Проматомнадзор ) Надзор за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике; надзор на территории республики за соблюдением юридическими, должностными лицами и гражданами требований безопасности на потенциально опасных объектах и установленного порядка пользования недрами
Управление государственного энергетического надзора концерна « Белэнерго » ( Госэнергонадзор ) Надзор за безопасной эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок. Инспекторы энергонадзора могут давать обязательные для руководителей предприятий, учреждений и организаций предписания, в том числе и об отстранении от работы лиц, не прошедших проверки знания соответствующих инструкций и правил или нарушающих их, а также налагать штрафы
Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования ( Главгостехнадзор ) Надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования
Государственная инспекция по охране труда, транспортной и пожарной безопасности Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ Надзор за соблюдением охраны труда, транспортной и пожарной безопасности в сельском хозяйстве
Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства РБ ( Госстройнадзор ) Надзор за соблюдением охраны труда и безопасным ведением работ в строительстве
Государственный санитарный надзор ( Госсаннадзор ) Надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы
Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ ( Белгосстандарт ) Надзор за выполнением требований государственных стандартов, строительных норм и других нормативных документов по стандартизации, включая ССБТ
Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) Контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
Прокуратура Республики Беларусь Общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами

ol>

  • Контроль, осуществляемый органами государственного контроля.
  • Должностные лица органов государственного надзора и контроля имеют право:
  • осуществлять проверки соблюдения законодательства об охране труда;
  • — выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства об охране труда;
  • — приостанавливать работу предприятий и других структурных подразделений, если их производственная деятельность осуществляется с нарушением требований по охране труда, создающим угрозу жизни и здоровью работающих;
  • — налагать на должностных лиц и на нанимателей штрафы за нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • — в необходимых случаях направлять представления о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры.
  • При осуществлении государственного надзора и контроля государственные органы взаимодействуют между собой, а также с органами, осуществляющими общественный контроль.
  • Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, контролирует проведение работы по обучению руководителей и специалистов, проверке их знаний законодательства по охране труда.

    1. Департамент вносит предложения о приостановлении действия или аннулировании лицензии, свидетельства, аттестации, аккредитации и сертификата в случае выявления нарушений требований законодательства об охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работающих.
    2. Государственный инспектор труда имеет право в любое время суток проходить на территорию нанимателя и проверять соблюдение законодательства о труде.

    Он имеет право проводить расследование несчастных случаев на производстве, налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде и охране труда штрафы на должностных лиц или выносить им предупреждение. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством РБ (ст.463 ТК РБ).

    В соответствии со ст.16 Закона РБ «О профессиональных союзах» постановлением СМ РБ от 23.10.2000 г. №1630 утвержден Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства РБ о труде (с изм. и доп., внесенными постановлениями СМ РБ от 19.02.2001 г. №218 йот 19.12.2002 г.

    №1777). Представители профсоюзов имеют право: — осуществлять проверки соблюдения законодательства РБ о труде по вопросам заключения, изменения и прекращения трудового договора (контракта); рабочего времени и времени отдыха; оплаты труда, гарантий и компенсаций, выполнения коллективных договоров, соглашений и т.д.;

    • — осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
    • — принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • — обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РБ о труде для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;
    • — подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;
    • — участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний.
    • Периодический (трехступенчатый) контроль – основная форма контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и безопасности труда.
    • Руководитель предприятия и председатель комитета профсоюза осуществляют руководство организацией трехступенчатого контроля.
    Читайте также:  Что Такое Инструктаж Перед Началом Работ?

    Первая ступень контроля проводится на участке цеха, в смене или бригаде. Вторая ступень – в цехе, участке предприятия. И третья ступень – на предприятии в целом. На первой ступени дежурный по охране труда совместно с общественным инспектором по охране труда ежедневно проверяет состояние охраны труда в своем подразделении.

    При необходимости они организуют немедленное устранение выявленных нарушений или докладывают о них вышестоящему руководителю. Результаты проверки заносят в журнал первой ступени контроля, который хранится у руководителя участка. На второй ступени комиссия в составе начальника цеха, старшего общественного инспектора по охране труда, инженера (ст.

    инженера) по технике безопасности, представителя технической службы еженедельно проверяет состояние охраны труда в цехе, строительном объекте и т.д. Результаты проверки заносят в журнал второй ступени контроля, в котором намечают также мероприятия по устранению выявленных нарушений.

    На третьей ступени не реже одного раза в квартал, как правило, раз в месяц в День охраны труда, организация проводит комплексную проверку охраны труда на предприятии. На каждой ступени контроля при обнаружении грубых нарушений охраны труда, могущих причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, проверяющие имеют право приостановить работу до устранения выявленных недостатков.

    Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок обсуждаться на совещаниях у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании у руководителя предприятия должны присутствовать все руководителя цехов и участков. Ведомственный контроль осуществляется службами охраны труда министерств и их подразделений.

    По каждому министерству и ведомству разработаны и внедрены «Положения о функциональных обязанностях и ответственности по охране труда должностных лиц в строительно-монтажных организациях и на предприятиях», которые предусматривают: повышение ответственности всех инженерно-технических работников (ИТР) и должностных лиц за состояние безопасных условий труда и обеспечение проведения мероприятий, при которых профилактическая работа по охране труда должна проводится последовательно с привлечениям широкого круга рабочих, ИТР участков и цехов; создание условий, при которых должен осуществляться контроль за безопасными и здоровыми условиями труда, исключающий оставление без надзора любого производственного процесса, рабочего места, машин и механизмов, для предупреждения возможных отступлений от действующих норм и правил охраны труда.

    Читать подробнее:

    Сколько всего Гостов?

    11 600 стандартов, из которых около 3100 разработаны на основе международных стандартов ИСО, МЭК и ЕЭК ООН (26,4 %) и 865 — на основе европейских аналогов (7,4 %).

    В каком году отменили ГОСТ?

    Использование ГОСТ СССР — В 1992 году члены СНГ заключили соглашение, которым признали действующие стандарты «ГОСТ» в качестве межгосударственных с сохранением аббревиатуры «ГОСТ» за вновь вводимыми межгосударственными стандартами, Постановлением Верховного Совета о введении в действие Закона Российской Федерации «О стандартизации» в 1993 году было установлено, что до принятия решений о переводе действующих ГОСТ СССР в нормативные документы по стандартизации Российской Федерации ГОСТ СССР применяются постольку, поскольку они не противоречат действующему законодательству,

    В 2003 году были признаны (приказ был отменён в 2004 году ) национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введённые в действие до 1 июля 2003 года для применения в Российской Федерации, Положения закона «О стандартизации» 1993 года были отменены при введении закона «О техническом регулировании».

    Применение межгосударственных стандартов в России регулируется этим законом :Ст.26, При этом на территории Евразийского экономического союза межгосударственные стандарты применяются добровольно :п.1,

    Какая подсистема устанавливает требования безопасности к средствам защиты?

    Стандарты подсистемы ‘4’ устанавливают: требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты ; методы контроля и оценки средств защиты ; классификацию средств защиты.

    Что означает обеспечение прав работников на охрану труда?

    Гарантии права работников на охрану труда — Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст.220 ТК РФ). Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда, с учетом результата специальной оценки условий труда.

    Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

    Кто осуществляет надзор и контроль в области охраны труда?

    • КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
    • Основными видами контроля за состоянием охраны труда являются:
    • — контроль, осуществляемый органами государственного надзора и технической инспекцией труда профсоюзов;
    • — периодический контроль;
    • — контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;
    • — оперативный контроль руководителя и других должностных лиц;
    • — ведомственный контроль вышестоящих органов.

    Согласно ст.462 ТК РБ контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством. Органы надзора и контроля за соблюдением правил и норм охраны труда и их функции

    Наименование контрольного и надзорного органа Осуществляемые функции
    Управление государственной экспертизы по условиям труда Контроль за проведением аттестации рабочих мест и установлением доплат по условиям труда, правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда
    Департамент государственной инспекции труда Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
    Главное управление военизированной пожарной службы МЧС РБ ( Госпожнадзор ) Надзор за обеспечением пожарной безопасности и контроль за противопожарным режимом на предприятиях, в организациях и учреждениях осуществляются отделами Государственного пожарного надзора системы органов и подразделений
    Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС РБ ( Проматомнадзор ) Надзор за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике; надзор на территории республики за соблюдением юридическими, должностными лицами и гражданами требований безопасности на потенциально опасных объектах и установленного порядка пользования недрами
    Управление государственного энергетического надзора концерна « Белэнерго » ( Госэнергонадзор ) Надзор за безопасной эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок. Инспекторы энергонадзора могут давать обязательные для руководителей предприятий, учреждений и организаций предписания, в том числе и об отстранении от работы лиц, не прошедших проверки знания соответствующих инструкций и правил или нарушающих их, а также налагать штрафы
    Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования ( Главгостехнадзор ) Надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования
    Государственная инспекция по охране труда, транспортной и пожарной безопасности Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ Надзор за соблюдением охраны труда, транспортной и пожарной безопасности в сельском хозяйстве
    Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства РБ ( Госстройнадзор ) Надзор за соблюдением охраны труда и безопасным ведением работ в строительстве
    Государственный санитарный надзор ( Госсаннадзор ) Надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы
    Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ ( Белгосстандарт ) Надзор за выполнением требований государственных стандартов, строительных норм и других нормативных документов по стандартизации, включая ССБТ
    Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) Контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
    Прокуратура Республики Беларусь Общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами

    ol>

  • Контроль, осуществляемый органами государственного контроля.
  • Должностные лица органов государственного надзора и контроля имеют право:
  • осуществлять проверки соблюдения законодательства об охране труда;
  • — выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства об охране труда;
  • — приостанавливать работу предприятий и других структурных подразделений, если их производственная деятельность осуществляется с нарушением требований по охране труда, создающим угрозу жизни и здоровью работающих;
  • — налагать на должностных лиц и на нанимателей штрафы за нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • — в необходимых случаях направлять представления о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры.
  • При осуществлении государственного надзора и контроля государственные органы взаимодействуют между собой, а также с органами, осуществляющими общественный контроль.
  • Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, контролирует проведение работы по обучению руководителей и специалистов, проверке их знаний законодательства по охране труда.

    Департамент вносит предложения о приостановлении действия или аннулировании лицензии, свидетельства, аттестации, аккредитации и сертификата в случае выявления нарушений требований законодательства об охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работающих. Государственный инспектор труда имеет право в любое время суток проходить на территорию нанимателя и проверять соблюдение законодательства о труде.

    Он имеет право проводить расследование несчастных случаев на производстве, налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде и охране труда штрафы на должностных лиц или выносить им предупреждение. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством РБ (ст.463 ТК РБ).

    В соответствии со ст.16 Закона РБ «О профессиональных союзах» постановлением СМ РБ от 23.10.2000 г. №1630 утвержден Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства РБ о труде (с изм. и доп., внесенными постановлениями СМ РБ от 19.02.2001 г. №218 йот 19.12.2002 г.

    №1777). Представители профсоюзов имеют право: — осуществлять проверки соблюдения законодательства РБ о труде по вопросам заключения, изменения и прекращения трудового договора (контракта); рабочего времени и времени отдыха; оплаты труда, гарантий и компенсаций, выполнения коллективных договоров, соглашений и т.д.;

    • — осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
    • — принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • — обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РБ о труде для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;
    • — подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;
    • — участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний.
    • Периодический (трехступенчатый) контроль – основная форма контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и безопасности труда.
    • Руководитель предприятия и председатель комитета профсоюза осуществляют руководство организацией трехступенчатого контроля.

    Первая ступень контроля проводится на участке цеха, в смене или бригаде. Вторая ступень – в цехе, участке предприятия. И третья ступень – на предприятии в целом. На первой ступени дежурный по охране труда совместно с общественным инспектором по охране труда ежедневно проверяет состояние охраны труда в своем подразделении.

    • При необходимости они организуют немедленное устранение выявленных нарушений или докладывают о них вышестоящему руководителю.
    • Результаты проверки заносят в журнал первой ступени контроля, который хранится у руководителя участка.
    • На второй ступени комиссия в составе начальника цеха, старшего общественного инспектора по охране труда, инженера (ст.

    инженера) по технике безопасности, представителя технической службы еженедельно проверяет состояние охраны труда в цехе, строительном объекте и т.д. Результаты проверки заносят в журнал второй ступени контроля, в котором намечают также мероприятия по устранению выявленных нарушений.

    На третьей ступени не реже одного раза в квартал, как правило, раз в месяц в День охраны труда, организация проводит комплексную проверку охраны труда на предприятии. На каждой ступени контроля при обнаружении грубых нарушений охраны труда, могущих причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, проверяющие имеют право приостановить работу до устранения выявленных недостатков.

    Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок обсуждаться на совещаниях у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании у руководителя предприятия должны присутствовать все руководителя цехов и участков. Ведомственный контроль осуществляется службами охраны труда министерств и их подразделений.

    По каждому министерству и ведомству разработаны и внедрены «Положения о функциональных обязанностях и ответственности по охране труда должностных лиц в строительно-монтажных организациях и на предприятиях», которые предусматривают: повышение ответственности всех инженерно-технических работников (ИТР) и должностных лиц за состояние безопасных условий труда и обеспечение проведения мероприятий, при которых профилактическая работа по охране труда должна проводится последовательно с привлечениям широкого круга рабочих, ИТР участков и цехов; создание условий, при которых должен осуществляться контроль за безопасными и здоровыми условиями труда, исключающий оставление без надзора любого производственного процесса, рабочего места, машин и механизмов, для предупреждения возможных отступлений от действующих норм и правил охраны труда.

    Читать подробнее:

    Кто определяет структуру и численность службы охраны труда в организации?

    VI. Формирование службы охраны труда 14. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых численности работников службы охраны труда в организациях.

    (в ред. Минтруда России от 12.02.2014 N 96) (см. текст в предыдущей ) КонсультантПлюс: примечание. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным от 30.06.2006 N 90-ФЗ в статью 217 Трудового кодекса РФ минимальный размер численность работников, когда создается служба охраны труда или вводится должность инженера по охране труда, сокращен со 100 до 50 человек.15.

    В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.16. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации.

    • Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.
    • При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.17.

    На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.