Что Такое Стандартизация Зачем Она Нужна?

Что Такое Стандартизация Зачем Она Нужна
Стандартиза́ция — деятельность по разработке, опубликованию и применению стандартов, по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости и качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, единства измерений, экономии всех видов ресурсов, безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач, За реализацию норм стандартизации отвечают органы стандартизации, наделенные законным правом руководить разработкой и утверждать нормативные документы и другие правила, придавая им статус стандартов.

В области промышленности стандартизация ведет к снижению себестоимости продукции, поскольку:

позволяет экономить время и средства за счет применения уже разработанных типовых ситуаций и объектов; повышает надежность изделия или результатов расчетов, поскольку применяемые технические решения уже неоднократно проверены на практике; упрощает ремонт и обслуживание изделий, так как стандартные узлы и детали — взаимозаменяемые (при условии, что сборка осуществлялась без пригоночных операций).

Стандартизация может быть малоэффективной в случаях, когда основной целью разработки изделия является достижение очень высоких функциональных характеристик, которые возможны при значениях основных параметров, не соответствующих стандартным.

Что такое стандартизация для чего нужна?

Стандартизация или зачем нужны ГОСТы Многие сетуют на тот факт, что вокруг одни нормы и стандарты. Однако мало кто понимает, что бы было, если б таковых не существовало. Отсутствие чётких правил — это первый путь к хаосу. Если дело касается крупногабаритных и опасных грузов, то халатное отношение к стандартизации может быть чревато серьёзными негативными последствиями.

  1. Нормы и стандарты — это путь в светлое будущее.
  2. Промышленная упаковка крупногабаритных грузов по HPE и ГОСТ термоусадочной плёнкой —,
  3. Стандартизация — это как «воин», который стоит на страже прав потребителей.
  4. Если бы таковой не было, то покупатель банально не смог бы максимизировать собственную выгоду и обезопасить себя.

Иногда нормы и стандарты могут оказаться крайне полезными. Как покупателю узнать подходит ли ему для эксплуатации тот или иной товар? Именно для этих целей и существуют общепринятые стандарты. Жить по стандартам не так уж и плохо, как многим может показаться.

  1. Они дают уверенность, и обеспечивают стабильность.
  2. Представьте, как сложно было бы контролировать бесконечные потоки товаров, если бы не ГОСТы.
  3. В таком случае после каждого приёма пищи пришлось бы выпивать таблетку, на всякий случай, либо одевать защитный костюм, чтобы выполнить любую домашнюю работу.

Благодаря наличию стандартов каждый производитель понимает, что он должен придерживаться правил, в том числе это касается и работ по упаковке продукции. Если он будет игнорировать существующие нормы, то его предприятие не сможет существовать легально.

Возможно, кому-то это покажется привлекательным, но лишь в краткосрочной перспективе. Претензии со стороны государственных институтов могут привести к уголовной ответственности. Стандартизация — это своего рода лекало. Существуют нормы и правила, которые обязательны для исполнения или носящие рекомендательный характер.

Стандартизация преследует одну единственную цель — обеспечить ситуацию, когда услуги и товары будут в полной мере соответствовать своему функциональному назначению. ГОСТ — это возможность избавиться от барьеров и свободно торговать, в том числе за пределами страны.

Для чего нужна стандартизация в дизайне?

Стандартизация не только не ограничивает фантазию промышленного дизайнера и не сдерживает ее, а спо собствует сокращению сроков подготовки серийного производства и повышению качества продукции за счет использования унифицированных модулей, производи мых на специализированных предприятиях с многолет ней практикой

На чем основывается стандартизация?

Стандартизация основывается на объединенных достижениях науки, техники и практического опыта и определяет основу настоящего, будущего развития и осуществляется неразрывно с прогрессом.

Что такое стандартизация своими словами?

Стандартиза́ция — деятельность по разработке, опубликованию и применению стандартов, по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости и качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, единства измерений, экономии всех видов ресурсов, безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

  • Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач,
  • За реализацию норм стандартизации отвечают органы стандартизации, наделенные законным правом руководить разработкой и утверждать нормативные документы и другие правила, придавая им статус стандартов.

В области промышленности стандартизация ведет к снижению себестоимости продукции, поскольку:

позволяет экономить время и средства за счет применения уже разработанных типовых ситуаций и объектов; повышает надежность изделия или результатов расчетов, поскольку применяемые технические решения уже неоднократно проверены на практике; упрощает ремонт и обслуживание изделий, так как стандартные узлы и детали — взаимозаменяемые (при условии, что сборка осуществлялась без пригоночных операций).

Стандартизация может быть малоэффективной в случаях, когда основной целью разработки изделия является достижение очень высоких функциональных характеристик, которые возможны при значениях основных параметров, не соответствующих стандартным.

Зачем нужна стандартизированная работа?

Стандартизированная работа является средством диагностики эффективности производства, которое позволяет выявить проблемы и внедрить дальнейшие улучшения. Применение стан- дартизированной работы помогает стандартизировать выполнение процессов и устранить из них потери.

Каков главный принцип стандартизации?

Стандартизация. Принципы стандартизации Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Выступая в качестве одного из элементов технического регулирования, стандартизация базируется на определенных исходных положениях — принципах, которые отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обеспечивают достижение целей и задач развития стандартизации, определяют условия ее эффективной реализации.1) Принцип добровольного применения стандартов,

В контексте Закона «О техническом регулировании» добровольность стандартов — это не только главный принцип стандартизации, но и основной элемент, определяющий правовой статус стандартов в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются исключительно на добровольной основе.

Однако, говоря о добровольности стандартов, необходимо учитывать ряд следующих положений. Во-первых, требования, предусмотренные в стандартах, например, для изготовителя той или иной продукции, который добровольно пожелал следовать им, указав на это, например, при маркировании продукции, приобретают обязательную силу.

  1. Во-вторых, нельзя исключать возможности обязательного применения стандартов, как в целом, так и отдельных положений, в случае прямого указания на это в договорах, контрактах.
  2. Если стороны договора выразили свое волеизъявление придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то и исполнение этих требований будет обязательным.

Такое положение соответствует общим нормам Гражданского кодекса РФ о договорах и обязательствах (в т.ч. их исполнении). Таким образом, принцип добровольного применения стандартов указывает на право изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно (т.е.

по собственному желанию, без принуждения) возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах. Добровольность — это всегда возможность выбора.2) Принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц, Посредством объективного учета мнения при разработке стандартов обеспечивается удовлетворение необходимых потребностей всех заинтересованных в этом сторон.

Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и (или) физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта.

Учет мнения заинтересованных сторон при разработке национальных стандартов достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при которой принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны, и сближаются несовпадающие точки зрения. При разработке стандартов организации, также должны обеспечиваться условия для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации.

При разработке стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги, следует учитывать мнение и представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.3) Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Международные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок.

Поэтому преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным. Данный принцип в целом отражает положения абз.1 п.8 ст.7 Закона «О техническом регулировании», с той лишь разницей, что при разработке проектов технических регламентов международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве их основы.

При этом долженствование подразумевает обязательность. В рассматриваемом принципе такая обязательность не предусматривается.4) Принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации,

Настоящий принцип указывает на недопущение установления в стандартах требований (например, необоснованных ограничений или завышенных требований) к продукции, связанным с ней процессам, а также работам и услугам, которые могут создать дополнительные барьеры, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности, и тем самым препятствующие достижению целей стандартизации, либо противоречащие им.5) Принцип недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам,

  1. Одной из целей стандартизации является содействие соблюдению требований технических регламентов.
  2. Соответственно этой цели стандарты могут дополнять, конкретизировать (но не дублировать) какие-либо требования технических регламентов, обеспечивая тем самым повышение минимально установленного в них уровня безопасности, но никак не противоречить им.6) Принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов необходимо воспринимать с учетом положений абз.2 п.2 ст.15 Закона «О техническом регулировании», в соответствии с которыми национальные стандарты подлежат применению равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объектов технического регулирования, а также выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Читайте также:  Какой Инструктаж Не Проводится На Рабочем Месте?

В стандартах организаций могут содержаться сведения, составляющие коммерческую тайну (секрет производства), Применение таких стандартов лицами, не являющимися работниками организации, разработавшей и утвердившей стандарт, может осуществляться только с согласия самой организации на договорной основе.

  1. Кроме того, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.
  2. В соответствии с этим представляется весьма затруднительным обеспечить условия для единообразного применения стандартов организаций.
  3. Единообразие в применении может проявляться в том случае, если стандарты организаций разработаны, например, в рамках холдинга или акционерного общества, имеющего разветвленную сеть дочерних обществ.

В таком случае входящие в их состав общества будут равным образом и в равной мере применять утвержденные головной организацией стандарты. Интересно отметить, что ранее в Законе РФ «О стандартизации» было напрямую указано, что государственные (ныне — национальные) стандарты, а также стандарты отраслей не являются объектом авторского права (п.4 ст.6).

обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации; обоснованность разработки национальных стандартов; открытость процессов разработки национальных стандартов; обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей; однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты; прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов; применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.

Особо следует обратить внимание на то, что в Концепции в качестве первостепенного указан принцип добровольности применения национальных стандартов и обязательности их соблюдения в случае принятия решения об их использовании, В ГОСТ Р 1.0-2004 также закреплено, что национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения (п.6.2.).

В Законе «О техническом регулировании» (ни в одной из его статей, ни в одной из существующих редакций) не содержится оговорки о том, что если изготовитель (продавец, исполнитель) добровольно принимает на себя обязательства в части выполнения требований стандартов (например, производит продукцию в соответствии с определенным стандартом), то соблюдение этих требований становится для него обязательным.

Такое дополнение весьма важно, поскольку позволяет связать нормы гражданского законодательства (в т.ч. в сфере защиты прав потребителей) и законодательства в области технического регулирования, и вполне заслуживает официального закрепления в Законе. Не будет лишним дополнить Закон принципом обязательного соблюдения требований стандартов в случае указания на применение их в договорах, контрактах, заключаемых между изготовителем (продавцом, исполнителем) и приобретателем.

К слову сказать, подобное положение, касающееся стандартов предприятий, которые также как и ныне существующие национальные стандарты и стандарты организаций имели статус добровольных, содержалось в Законе РФ «О стандартизации». Так, в частности, в абз.2 п.2 ст.8 регламентировалось, что требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Читать подробнее: Стандартизация. Принципы стандартизации

Кто занимается стандартизацией?

Международная организация по стандартизации, ИСО (англ. International Organization for Standardization, ISO; фр. Organisation internationale de normalisation, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Что является стандартом?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 августа 2022 года; проверки требуют 7 правок, Станда́рт (от англ. standard ) — нормативный технический документ, устанавливающий нормы, правила, требования к объекту стандартизации.

Какие вопросы решает стандартизация?

Поэтому задачей стандартизации является обеспечение технической совместимости различных машин и приборов, взаимозаменяемости составных частей технических устройств, требуемого качества исходного сырья и комплектующих изделий.

Какое значение имеет стандартизация в жизни человека?

Стандартизация в современных условиях рассматривается как ключевой фактор обеспечения качества жизни и экономического развития страны. Применение международных стандартов открывает доступ к новым рынкам, обеспечивает конкурентоспособность страны и рост качества жизни.

Когда возникла стандартизация?

Помощник предпринимателя Метрология и стандартизация тесно связаны: метрология служит фундаментом стандартизации. А стандарты обеспечивают качество продукции и услуг и в итоге — качество и безопасность нашей жизни. С развитием человеческого общества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность людей.

  1. Это проявлялось в создании различных предметов, орудий труда, новых трудовых приемов.
  2. При этом люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их повторного использования.
  3. Применение в древнем мире единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра — это примеры деятельности по стандартизации, которая на современном научном языке именуется как «достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования.».

В эпоху Возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами начинают широко использоваться методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации ).

В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляющие достижения стандартизации, как, например, создание французом Лебланом в 1785 г.50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемости и совместимости ); с целью перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен в 13,9 мм; в 1845 г.

в Англии была введена система стандартизации крепежных резьб, и тогда же в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи. Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 году представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры — кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске.

В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.). Упрочение торговых связей с соседними народами и рыночные отношения внутри страны требовали упорядочить русские меры и весы. Однако государственная служба мер и весов была учреждена лишь в 1845 году, после принятия в 1842 году Положения о мерах и весах, согласно которому на всей территории страны вводилась единая система российских мер и весов.

Были изготовлены первые образцы русских национальных мер — сажени и фунта,Тогда же было создано первое метрологическое учреждение России — Депо образцовых мер и весов, преобразованное в 1893 году в Главную палату мер и весов. (см.). Ее деятельность имела два направления: метрологическое — обеспечение единства мер, создание надежных методов измерений и их эталонов и поверочное — обеспечение единообразия и верности применяемых в стране мер и измерительных приборов.

В начале XX века значительно расширилось применение измерительных средств, появилась сложная контрольно-измерительная аппаратура. Главная палата мер и весов впервые определила строгий порядок передачи верных значений единиц от эталонов до мер и измерительных приборов, находящихся в обращении.

Сотрудничество с метрологическими учреждениями других стран способствовало тому, что в 1918 году был принят Декрет Совета Народных Комиссаров «О введении международной системы мер и весов» и осуществлен переход на междунароную систему мер — в качестве основных единиц измерения были приняты метр и килограмм.

Введение метрической системы мер и весов и следует считать началом развития стандартизации в нашей стране. В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации — Комитет по стандартизации -при Совете Труда и Обороны, Основными задачами Комитета были организация руководства работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, а также утверждение и опубликование стандартов.

Была введена категория стандартов — общесоюзный стандарт (ОСТ). В 1926 г. Комитет разработал первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и на некоторые товары народного потребления. В 1940 году ЦК ВКПб и Совнарком СССР постановлением от 09 июля отменили порядок утверждения стандартов наркоматами, и при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартизации,

Вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введена категория — государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В дальнейшем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР,

  1. В 1968 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11.01.1965 «Об улучшении работы по стандартизации в стране» впервые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС).
  2. Согласно ГОСТ 1.0—68, были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

Существенной вехой в развитии стандартизации явилось постановление Совета Министров СССР от 07.01.1985 «Об организации работы по стандартизации в СССР». В этом постановлении главной задачей стандартизации была названа разработка системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью использования этой документации.

В постановлении Совета Министров СССР от 25.12.1990 № 1340 «О совершенствовании организаций работы по стандартизации» определены задачи в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения и интеграции ее в мировое экономическое пространство. В постановлении реализованы основные положения концепции государственной системы стандартизации, главная идея которой—приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной практикой.

Основными положениями постановления являются: установление в стандартах двух категорий требований к качеству продукции — обязательных и рекомендуемых (к обязательным относят требования, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции); переход на прямое применение в качестве государственных стандартов международных и национальных стандартов зарубежных стран, если требования таких стандартов удовлетворяют потребностям народного хозяйства.

  1. Образование в 1992 году независимых государств на территории бывшего Советского Союза потребовало поиска новых форм сотрудничества этих стран в области стандартизации, метрологии и сертификации.
  2. Правительства государств — участников СНГ, признавая необходимость проведения в этой области согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992 года Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации,
Читайте также:  Какой Стандарт Является Стандартом Безопасности Труда?

В соответствии с Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертификации) на межгосударственном уровне. Подписание Соглашения, последующая разработка государственных стандартов РФ послужили началом формирования российской системы стандартизации.

Выдающимся событием в истории стандартизации явилось принятие в 1993 г. Закона РФ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. С введением этого Закона был осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов, установленный законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые требования,

Эта тенденция получила продолжение через 10 лет: в 2003 г. начался переход к полностью добровольным стандартам. Для периода 1992—2001 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации: развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением от 13.03.1992; активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО; первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации; внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.

  1. Период 2002—2003 гг.
  2. Ознаменовался принятием 27.12.2002 Федерального закона «О техническом регулировании» и вступлением его в силу с 01.07.2003.
  3. Принятие данного Закона положило начало реорганизации системы стандартизации, которая необходима для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле.

Читать подробнее: Помощник предпринимателя

Что является документом по стандартизации?

Вносится Правительством Российской Федерации555391-6 Проект —

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, внесении изменений, отмене и применении документов по стандартизации, указанных в, устанавливает организационные и правовые основы национальной системы стандартизации и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, внесением изменений, отменой и применением в соответствии с федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации стандартов, имеющих обязательный характер и утверждаемых нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного использования устанавливаются правила, общие принципы и характеристики объекта стандартизации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; документы национальной системы стандартизации — национальные стандарты, в том числе основополагающие национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, правила стандартизации, рекомендации по стандартизации; консенсус — согласие квалифицированного большинства членов технического комитета по стандартизации в отношении требований (правил, общих принципов, характеристик) к объекту стандартизации, достигаемое по правилам, установленным национальным органом Российской Федерации по стандартизации; межгосударственный стандарт — региональный стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации — Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации; международная организация по стандартизации — организация по стандартизации, членами которой являются национальные органы по стандартизации; международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией по стандартизации; национальный орган Российской Федерации по стандартизации — орган, уполномоченный настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации на выполнение функций по организации работ в национальной системе стандартизации, а также на участие в качестве национального члена в деятельности соответствующей международной или региональной организации по стандартизации и представление Российской Федерации в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации; национальный основополагающий стандарт — национальный стандарт, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов; национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом Российской Федерации по стандартизации; объект стандартизации — продукция, работы (услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, испытания (исследования, измерения) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты, обеспечивающие достижение целей стандартизации; официальное опубликование документа национальной системы стандартизации — первая публикация текста документа по стандартизации на русском языке типографским способом уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке организацией от имени национального органа Российской Федерации по стандартизации или первое размещение на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста документа по стандартизации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью; правила стандартизации — документ по стандартизации, принимаемый национальным органом Российской Федерации по стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения национальных основополагающих стандартов, а также определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ; предварительный национальный стандарт — документ по стандартизации, который принят национальным органом Российской Федерации по стандартизации на ограниченный срок с целью накопления опыта в ходе практики его применения для последующей разработки на его основе национального стандарта; проектный технический комитет по стандартизации — форма сотрудничества юридических и физических лиц (организаций, органов государственной власти, специалистов) на добровольной основе для решения целевых задач по организации и проведению работ по стандартизации в соответствии с установленной компетенцией в случае, если соответствующий технический комитет по стандартизации не создан, а также в случае, если указанная работа по стандартизации затрагивает вопросы компетенции нескольких технических комитетов по стандартизации; региональная организация по стандартизации — организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции; региональный свод правил — свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации; региональный стандарт — стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации; рекомендации по стандартизации — документ по стандартизации, принимаемый национальным органом Российской Федерации по стандартизации, содержащий советы организационного и методического характера, касающиеся проведения работ по стандартизации и способствующие применению соответствующего национального стандарта, или положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в национальном стандарте (предварительном национальном стандарте); свод правил — документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными полномочиями, содержащий технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и применяемый в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов; свод правил иностранного государства — свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства; стандарт — документ по стандартизации, разработанный на основе консенсуса и принятый в установленном порядке, устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы и характеристики объекта стандартизации; стандарт иностранного государства — стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства; стандарт организации — документ по стандартизации, принятый организацией, в том числе общественным объединением, некоммерческой организацией, инженерным и (или) научно-техническим обществом, государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, изготовителем продукции, исполнителем работ, услуг и другими любыми субъектами хозяйственной деятельности для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований (испытаний), измерений и разработок; стандартизация — деятельность по установлению правил, общих принципов и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности применительно к объектам стандартизации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; технические условия — вид стандарта организации, принятый изготовителем продукции или исполнителем работ, услуг, устанавливающий требования к безопасности и качественным показателям выпускаемой продукции (работы, услуги), а также к методам ее контроля и приемки; технический комитет по стандартизации — форма сотрудничества юридических и физических лиц (организаций, органов государственной власти, специалистов) на добровольной основе для организации и проведения работ по стандартизации в соответствии с установленной компетенцией.Целями стандартизации являются:1) содействие научно-техническому прогрессу, модернизации экономики Российской Федерации и ее устойчивому развитию;2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;3) снижение технических барьеров в торговле;4) содействие улучшению качества жизни населения страны;5) установление требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда;6) обеспечение необходимого уровня обороноспособности, мобилизационной готовности и безопасности государства;7) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;8) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в том числе общественной, экономической, экологической, промышленной, транспортной, продовольственной, информационной, а также безопасности при использовании атомной энергии;9) повышение конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг);10) обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;11) предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение;12) содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;13) обеспечение исполнения договорных обязательств сторон по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, в том числе при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд, путем использования стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных национальными стандартами;14) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;15) рациональное использование ресурсов, в том числе повышение энергоэффективности и снижение энергопотребления; 16) обеспечение соответствия национальной системы стандартизации положениям Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации и нормативным правовым актам Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере технического регулирования;17) содействие экономической интеграции государств — членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств;18) содействие трансферту технологий и наилучших лабораторных практик;19) активизация работы в международных и региональных организациях по стандартизации;20) расширение применения информационных технологий в сфере стандартизации;21) координация разработки международных, региональных и национальных стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации.Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципах:1) добровольности применения национальных стандартов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;2) обязательности применения и исполнения документов по стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), предусмотренной ; 3) недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, оказанию услуг и выполнению работ в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ;4) открытости процессов разработки документов национальной системы стандартизации и соблюдения прав интеллектуальной собственности; 5) обеспечения права участия всех заинтересованных сторон в разработке документов по стандартизации; 6) достижения при разработке и утверждении национальных стандартов согласия заинтересованных сторон;

Читайте также:  Почему При Измерении Давления Разные Показатели?

Читать подробнее: О стандартизации в Российской Федерации от 19 июня 2015 — docs.cntd.ru

Для чего нужны стандарты на предприятии?

Цель стандарта организации (СТО) — стандартизация процессов на предприятии для эффективного выстраивания бизнеса, совершенствования производственных процессов, обеспечения стабильного качества и конкурентоспособности продукции или выполнения работ, оказания услуг.

Какое значение имеет стандартизация в жизни человека?

Стандартизация в современных условиях рассматривается как ключевой фактор обеспечения качества жизни и экономического развития страны. Применение международных стандартов открывает доступ к новым рынкам, обеспечивает конкурентоспособность страны и рост качества жизни.

Какие вопросы решает стандартизация?

Поэтому задачей стандартизации является обеспечение технической совместимости различных машин и приборов, взаимозаменяемости составных частей технических устройств, требуемого качества исходного сырья и комплектующих изделий.

Каков главный принцип стандартизации?

Стандартизация. Принципы стандартизации Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Выступая в качестве одного из элементов технического регулирования, стандартизация базируется на определенных исходных положениях — принципах, которые отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обеспечивают достижение целей и задач развития стандартизации, определяют условия ее эффективной реализации.1) Принцип добровольного применения стандартов,

В контексте Закона «О техническом регулировании» добровольность стандартов — это не только главный принцип стандартизации, но и основной элемент, определяющий правовой статус стандартов в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются исключительно на добровольной основе.

Однако, говоря о добровольности стандартов, необходимо учитывать ряд следующих положений. Во-первых, требования, предусмотренные в стандартах, например, для изготовителя той или иной продукции, который добровольно пожелал следовать им, указав на это, например, при маркировании продукции, приобретают обязательную силу.

  1. Во-вторых, нельзя исключать возможности обязательного применения стандартов, как в целом, так и отдельных положений, в случае прямого указания на это в договорах, контрактах.
  2. Если стороны договора выразили свое волеизъявление придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то и исполнение этих требований будет обязательным.

Такое положение соответствует общим нормам Гражданского кодекса РФ о договорах и обязательствах (в т.ч. их исполнении). Таким образом, принцип добровольного применения стандартов указывает на право изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно (т.е.

  • По собственному желанию, без принуждения) возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах.
  • Добровольность — это всегда возможность выбора.2) Принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц,
  • Посредством объективного учета мнения при разработке стандартов обеспечивается удовлетворение необходимых потребностей всех заинтересованных в этом сторон.

Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и (или) физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта.

  1. Учет мнения заинтересованных сторон при разработке национальных стандартов достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при которой принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны, и сближаются несовпадающие точки зрения.
  2. При разработке стандартов организации, также должны обеспечиваться условия для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации.

При разработке стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги, следует учитывать мнение и представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.3) Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Международные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок.

Поэтому преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным. Данный принцип в целом отражает положения абз.1 п.8 ст.7 Закона «О техническом регулировании», с той лишь разницей, что при разработке проектов технических регламентов международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве их основы.

При этом долженствование подразумевает обязательность. В рассматриваемом принципе такая обязательность не предусматривается.4) Принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации,

Настоящий принцип указывает на недопущение установления в стандартах требований (например, необоснованных ограничений или завышенных требований) к продукции, связанным с ней процессам, а также работам и услугам, которые могут создать дополнительные барьеры, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности, и тем самым препятствующие достижению целей стандартизации, либо противоречащие им.5) Принцип недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам,

Одной из целей стандартизации является содействие соблюдению требований технических регламентов. Соответственно этой цели стандарты могут дополнять, конкретизировать (но не дублировать) какие-либо требования технических регламентов, обеспечивая тем самым повышение минимально установленного в них уровня безопасности, но никак не противоречить им.6) Принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов необходимо воспринимать с учетом положений абз.2 п.2 ст.15 Закона «О техническом регулировании», в соответствии с которыми национальные стандарты подлежат применению равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объектов технического регулирования, а также выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

В стандартах организаций могут содержаться сведения, составляющие коммерческую тайну (секрет производства), Применение таких стандартов лицами, не являющимися работниками организации, разработавшей и утвердившей стандарт, может осуществляться только с согласия самой организации на договорной основе.

  1. Кроме того, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.
  2. В соответствии с этим представляется весьма затруднительным обеспечить условия для единообразного применения стандартов организаций.
  3. Единообразие в применении может проявляться в том случае, если стандарты организаций разработаны, например, в рамках холдинга или акционерного общества, имеющего разветвленную сеть дочерних обществ.

В таком случае входящие в их состав общества будут равным образом и в равной мере применять утвержденные головной организацией стандарты. Интересно отметить, что ранее в Законе РФ «О стандартизации» было напрямую указано, что государственные (ныне — национальные) стандарты, а также стандарты отраслей не являются объектом авторского права (п.4 ст.6).

обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации; обоснованность разработки национальных стандартов; открытость процессов разработки национальных стандартов; обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей; однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты; прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов; применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.

Особо следует обратить внимание на то, что в Концепции в качестве первостепенного указан принцип добровольности применения национальных стандартов и обязательности их соблюдения в случае принятия решения об их использовании, В ГОСТ Р 1.0-2004 также закреплено, что национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения (п.6.2.).

В Законе «О техническом регулировании» (ни в одной из его статей, ни в одной из существующих редакций) не содержится оговорки о том, что если изготовитель (продавец, исполнитель) добровольно принимает на себя обязательства в части выполнения требований стандартов (например, производит продукцию в соответствии с определенным стандартом), то соблюдение этих требований становится для него обязательным.

Такое дополнение весьма важно, поскольку позволяет связать нормы гражданского законодательства (в т.ч. в сфере защиты прав потребителей) и законодательства в области технического регулирования, и вполне заслуживает официального закрепления в Законе. Не будет лишним дополнить Закон принципом обязательного соблюдения требований стандартов в случае указания на применение их в договорах, контрактах, заключаемых между изготовителем (продавцом, исполнителем) и приобретателем.

К слову сказать, подобное положение, касающееся стандартов предприятий, которые также как и ныне существующие национальные стандарты и стандарты организаций имели статус добровольных, содержалось в Законе РФ «О стандартизации». Так, в частности, в абз.2 п.2 ст.8 регламентировалось, что требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Читать подробнее: Стандартизация. Принципы стандартизации