В Чем Состоят Цели И Задачи Стандартизации Продукции?

Цели и принципы стандартизации Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг; рациональное использование ресурсов; техническая и информационная совместимость; сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; взаимозаменяемость продукции.

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

В чем заключаются цели международной стандартизации?

Главная цель ИСО — содействие стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности путем разработки международных стандартов.

В чем состоят основные принципы стандартизации?

Помощник предпринимателя Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях — принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

  • Важнейшие принципы стандартизации.1.Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения,
  • Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП), выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями).2.Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта,

Исключение могут составить случаи, когда: соответствие требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.3.Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу),

  • Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интересов перечисленных сторон.
  • Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е.

как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.4.Системность стандартизации, Системность — это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы.

  1. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару — ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство.
  2. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.5.Динамичность и опережающее развитие стандарта,
  3. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны.

Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД.

Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.6.Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации,

Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или технического регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной части организаций.7.Эффективность стандартизации,

  • Применение НД должно давать экономический или социальный эффект.
  • Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости.
  • Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.8.Принцип гармонизации,

Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.9.Четкость формулировок положений стандарта,

  1. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.10.Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов,
  2. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.
  3. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество.

Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.11.Объективность проверки требований,

  1. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.
  2. Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа).

Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов.12.Обеспечение условий для единообразного применения стандартов,

Какие функции осуществляет национальный орган по стандартизации?

Национальный орган по стандартизации организует хранение и учет документов в области стандартизации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам в соответствии с положением и административным регламентом.

Какие методы являются основными в области стандартизации продукции?

Наиболее применяемыми в работах по стандартизации методами являются : 1) упорядочение объектов стандартизации ; 2) параметрическая стандартизация; 3) унификация; 4) агрегатирование; 5) комплексная стандартизация; 6) опережающая стандартизация.

Каковы цели и принципы стандартизации?

Цели и принципы стандартизации Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг; рациональное использование ресурсов; техническая и информационная совместимость; сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; взаимозаменяемость продукции.

Читайте также:  Сколько Весит Весь Воздух На Планете?

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Что такое объект стандартизации?

Объектами стандартизации могут являться процессы или услуги в различных сферах деятельности, продовольственная и непродовольственная продукция, в том числе материалы и компоненты их составляющие, оборудование, промышленные и непромышленные системы, их совместимость между собой и с другими системами, процедуры, правила,

Какая организация принимает стандарты?

Организация работ по стандартизации Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – Национальный орган по стандартизации). Правительство определяет орган, который уполномочивается на исполнение функций Национального органа по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации; технические комитеты по стандартизации; разработчики стандартов.

Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции:

утверждает национальные стандарты; принимает программу разработки национальных стандартов; организует экспертизу проектов национальных стандартов; обеспечивает соответствие Национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического развития; ведет учет национальных стандартов, правил, норм и рекомендаций в области стандартизации и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность; организует опубликование национальных стандартов и их распространение; участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов России при их принятии; утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; представляет Россию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Национальный орган по стандартизации также утверждает и опубликовывает перечень национальных стандартов и(или) сводов правил, которые могут применяться на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов. Организация разработки национальных стандартов, их согласование, а также организация экспертизы осуществляются техническими комитетами по стандартизации.

  1. В состав технических комитетов на паритетных началах и на добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулирующихся организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.
  2. Правила создания, формирования и функционирования технических комитетов устанавливаются Национальным органом по стандартизации.

Основной задачей технического комитета является рассмотрение проектов национальных стандартов и подготовка их к утверждению. При этом Федеральным законом «О техническом регулировании» определено, что заседания технических комитетов должны быть открытыми, если они не связаны с обсуждением проблем, отнесенных действующим законодательством к информации ограниченного доступа.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, которое заявляет о себе путем направления в Национальный орган по стандартизации соответствующего уведомления. Это уведомление должно содержать информацию об имеющихся в проекте стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Стандартизация для чайников. Общие понятия

Уведомление публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Разработчик национального стандарта:

обеспечивает доступность проекта стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью он обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта стандарта; дорабатывает проект стандарта с учетом замечаний, полученных от заинтересованных лиц, проводит его публичное обсуждение и составляет перечень замечаний с кратким изложением их содержания и результатов обсуждения; сохраняет полученные замечания до утверждения стандарта и представляет их в Национальный орган по стандартизации и ТК по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта (со дня опубликования уведомления о его разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения) не может быть менее чем два месяца.Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта публикуется в печатном органе Ростехрегулирования («Вестник технического регулирования») и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.Доработанный проект национального стандарта и перечень замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.Проект национального стандарта вместе с перечнем полученных замечаний представляется разработчиком в технический комитет, который организует проведение экспертизы данного проекта.На основе результатов экспертизы технический комитет готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта, которое направляется в Национальный орган по стандартизации вместе с документами по проекту и результатами экспертизы.Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в «Вестнике технического регулирования» и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения национального стандарта.Национальный орган по стандартизации составляет и утверждает перечень национальных стандартов, которые могут применяться на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов, и опубликовывает его в «Вестнике технического регулирования» и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Читать подробнее: Организация работ по стандартизации

Что такое вид стандарта?

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

Кто принимает стандарт и вводит его в действие?

Применение в России в рамках стандартизации — На территории России федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации вводит в действие межгосударственные стандарты в качестве национальных стандартов, отменяет применение межгосударственных стандартов в качестве национальных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов в качестве национальных стандартов,

Для чего используется метод стандартизации?

Метод позволяет устранить возможное влияние различий в составе совокупностей на величину сравниваемых интенсивных показателей путем уравнивания составов совокупностей с последующим расчетом стандартизованных коэффициентов.

Какие можно выделить уровни стандартизации?

Уровни стандартизации Рисунок 1. Уровни стандартизации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ Замечание 1 Стандартизация осуществляется на различных уровнях. В зависимости от утверждения нормативных документов участников определенного региона, выделяемого в экономическом, политическом или географическом аспекте, уровни стандартизации подразделяются на: региональный, международный, национальный, межгосударственный.

Для чего нужна унификация?

Унификация (в технике) Унификация в технике — это приведение различных видов продукции и средств её производства к рациональному минимуму Унификация в технике — это приведение различных видов продукции и средств её производства к рациональному минимуму типоразмеров, марок, форм, свойств и т.п.

Унификация — важное направление в развитии современной техники, комплексный процесс, охватывающий вопросы проектирования, технологии, контроля и эксплуатации машин, механизмов, аппаратов, приборов. В условиях научно-технической революции принципы унификации используют не только в отраслях производства, но и в других сферах человеческой деятельности. Наиболее распространена унификация в машиностроении и приборостроении, где различают унификации внутритиповую, касающуюся изделий одного типа и межтиповую. В процессе унификации соблюдается принцип конструктивной преемственности: в изделия новой конструкции в максимальной степени вводят детали и узлы, уже применявшиеся в других конструкциях, с возможно большим числом одинаковых параметров (особенно базовых и присоединительных размеров), обеспечивающих взаимозаменяемость и многократное использование уже проверенных конструкций. Унификация изделий предшествует их типизация — разработка и установление типовых конструкций, содержащих общие для ряда изделий (или их составных частей) конструктивные параметры, в том числе перспективные, учитывающие последние достижения науки и техники. Унификация технологических процессов предшествует разработка технологии производства однотипных деталей или сборки однотипных составных частей либо целых изделий определённой классификационной группы. Одинаковые или разные по своему функциональному назначению изделия, их узлы и детали, являющиеся производными от одной конструкции, взятой за основную, относят к одному унифицированному ряду. Унификация позволяет путём применения общих конструктивных решений использовать принцип агрегатирования, создавать на одной основе различные модификации изделий, выпускать оборудование одинакового назначения, но разной размерности из одних и тех же узлов и деталей.

Читайте также:  Что Делать Чтобы Не Было Инфаркта И Инсульта?

Принципы унификации и агрегатирования широко применяются в автоматических линиях, агрегатах, машинах и др. технологическом оборудовании. Они лежат в основе построения агрегатных унифицированных систем промышленной автоматики. Унификация ассортимента и марок различных видов материалов и полуфабрикатов даёт возможность свести их количество к целесообразной номенклатуре, сократить время переналадки оборудования, увеличить число изделий в партии и т.д.

  • Унификация технологических процессов, способов изготовления, методов производства, контроля и испытаний позволяет значительно сократить типаж применяемого оборудования, оснастки, инструментов и приборов.
  • В промышленности СССР осуществлялась унификация заводская, отраслевая и межотраслевая.
  • Широкое использование принципов унификации машин, оборудования, приборов позволяет значительно уменьшить объём конструкторских работ и период проектирования, сократить сроки создания нового оборудования, снизить стоимость освоения новых изделий, повысить уровень механизации и автоматизации производственных процессов путём увеличения серийности, снижения трудоёмкости и организации специализированных предприятий.

При унификации повышаются качество выпускаемой продукции, её надёжность и долговечность благодаря более тщательной отработке технологичности конструкции изделий и технологии их изготовления. Унификация снижает номенклатуру запасных частей, упрощает и удешевляет ремонт машин и оборудования, улучшает основные технико-экономических показатели заводов-изготовителей и эксплуатационных организаций.

  • Во многих случаях унификация завершается разработкой заводских, отраслевых, республиканских стандартов.
  • Лит.: Стандартизация в народном хозяйстве СССР.1917-1967, под ред.В.В.
  • Бойцова, М., 1967; Кубарев А.И., Унификация в машиностроении.
  • Обоснование рядов типоразмеров), М., 1969; Методика и практика стандартизации, 3 изд., М., 1971; Взаимозаменяемость и технические измерения в машиностроении, М., 1972; Якушев А.И., Взаимозаменяемость, стандартизация н технические измерения, 4 изд., М., 1975.О.Л.

Владимиров, А.А. Пархоменко. Читать подробнее: Унификация (в технике)

Куда подается заявка на разработку стандарта?

Подать заявку на разработку стандарта Об услуге Разработка национальных и межгосударственных стандартов проводится в рамках технических комитетов по стандартизации ТК 60/МТК 527 «Химия» и ТК 339 «Безопасность сырья, материалов и веществ». Технические комитеты TK 60 «Химия» Технический комитет по стандартизации ТК 60 «Химия» создан приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05 апреля 2010 года № 996. Основными областями деятельности технического комитета являются актуализация существующего фонда стандартов и разработка стандартов на химическую продукцию, в том числе технических условий, серии стандартов по основным требованиям к идентификации, серии стандартов на методики идентификации, серии стандартов на методы испытаний конкретных наименований химической продукции. Технический комитет по стандартизации ТК 339 «Безопасность сырья, материалов и веществ» создан приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2010 года No 5448. Основными областями деятельности технического комитета являются актуализация существующего фонда стандартов и разработка национальных и межгосударственных стандартов в области регулирования обращения химической продукции, в том числе: Внедрение Рекомендаций ООН-СГС:

— серия стандартов по классификации опасности; — серия стандартов по элементам системы информирования.

Внедрение Руководящих документов ОЭСР:

— серия стандартов по принципам надлежащей лабораторной практики; — серия стандартов на методы испытаний химической продукции, представляющей собой опасность для окружающей среды; — серии стандартов на методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека.

Председатель ТК Генеральный директор ФГУП «ГоснииОХТ» Кондратьев Владимир Борисович Заместитель председателя ТК Директор ФГБУ НКЦТ ФМБА Бонитенко Евгений Юрьевич Заместитель председателя ТК Заместитель директора Ассоциации «НП КИЦ СНГ» Чечеватова Ольга Юрьевна Ответственный секретарь ТК Начальник отдела ФГАУ НИИ «ЦЭПП» Гревцов Олег Владимирович Организация работы

1 Отправьте заявку

Отправьте заявку на нашу электронную почту: ;/li> В теме письма необходимо указать «Разработка стандарта»

В заявке необходимо указать: — ФИО — Контактный телефон — Проект наименований стадарта — Вид стандарта (национальный/межгосударственный)

Общие сведения о стандарте (обоснование разработки, описание содержания стандарта) или по телефону +7 (495) 128-95-45 (TK 60/MTK 527 «Химия», TK/MTK 339 «Безопасность сырья, материалов и веществ») 2 Стоимость и порядок работы Стоимость разработки стандарта рассчитывается в каждом отдельном случае индивидуально. Порядок разработки национального стандарта Порядок разработки межгосударственного стандарта 3 Сроки оказания услуги Сроки разработки стандарта рассчитываются в каждом отдельном случае индивидуально. 4 Контакты

Специалист департамента «Стандартизации регуляторных практик» Кулаков Сергей Алексеевич Тел.: +7 (495) 128-95-45 (доб.3300) e-mail:

Читать подробнее: Подать заявку на разработку стандарта

Кто занимается разработкой проектов международных стандартов ISO?

Международная организация ISO Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization) функционирует с 1947 г. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК.

На сегодняшний день в состав ISO входит 162 страны. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований. Органами ИСО являются Генеральная Ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат.

Высший орган ИСО – Генеральная Ассамблея, представляющая собой, собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

  • В период между сессиями Генеральной Ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации.
  • При Совете создано исполнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО.
  • Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.

В рамках ИСО функционирует около 200 технических комитетов. Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология».

  • Остальные ТК действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.).
  • ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).
  • В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК.
Читайте также:  Что Означает Первое И Второе Давление?

Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК. К началу 2006 г. действовало примерно 14 тысяч международных стандартов ИСО.75% МС ИСО – основополагающие стандарты и стандарты на методы испытаний.

  • В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е.
  • На те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция.

В МС также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости. Что касается других требований к качеству конкретной продукции, то их нецелесообразно устанавливать в МС – конкретные нормы качества на конкретную продукцию для разных категорий потребителей регулируются через цену непосредственно в контрактах.

Значительными достижениями ИСО являются разработка международной системы единиц измерения, принятие метрической системы резьбы, системы стандартных размеров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта. В настоящее время особое внимание привлекает работа ТК 176 «Системы обеспечения качества», созданного в 1979 г.

В его задачу входят стандартизация и гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества. В 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях, в 1994 г.

ПЛАКО (PLACO – Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ISO, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты; КОПОЛКО (COPOLCO – Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ISO/МЭК по подготовке стандартов безопасности; СТАКО комитет по изучению научных принципов стандартизации; КАСКО (CASCO – Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО – содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ISO и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.; ИНФКО комитет по научно-технической информации, к компетенции ИНФКО относятся: координация и гармонизация деятельности ИСО и членов организации в области информационных услуг, баз данных, маркетинга, продажи стандартов и технических регламентов; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разработке политики по гармонизации стандартов и другим указанным выше вопросам; контроль и руководство деятельностью Информационной сети ИСО (ИСОНЕТ); ДЕВКО (DEVCO – Commitete on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения; РЕМКО (REMCO – Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ISO путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО – координатор деятельности ISO по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ – Международной организацией законодательной метрологии.

МС ИСО не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами.

По оценке заружных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО. Особенно широко используют стандарты ИСО и других международных организаций страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. Это Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к общему объему производства составляет 40-50 процентов.

Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты. Читать подробнее: Международная организация ISO