Какие Этапы Включает В Себя Сертификация Продукции?

Какие Этапы Включает В Себя Сертификация Продукции
Основные этапы сертификации

  • Обращение заявителя в орган с заявкой на сертификацию
  • Идентификация продукции органом
  • Отбор, ввоз образцов продукции и их дальнейшие испытания
  • Анализ состояния производства (если требуется схемой сертификации )

Meer items

Какой существует порядок сертификации продукции?

Порядок проведения сертификации продукции Сертификация продукции состоит из следующих эта­пов:

подача заявки на сертификацию; принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации; отбор, идентификация образцов и их испытания; оценка производства (если это предусмотрено схе­мой сертификации); анализ полученных результатов и принятие реше­ния о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответ­ствия; выдача сертификата соответствия; осуществление инспекционного контроля за серти­фицированной продукцией (если это предусмотрено схе­мой сертификации); разработка и выполнение корректирующих меро­приятий при нарушении соответствия продукции уста­новленным требованиям и неправильном применении зна­ка соответствия.

На первом этапе необходимо определиться: подлежит ли производимая продукция обязательному подтверждению соответствия, т.е. входит ли продукция в Перечень товаров, подлежащих обяза­тельной сертификации, или в Перечень продукции, соот­ветствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

  • Если продукция входит в Перечень про­дукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, то подтверждение соответ­ствия такой продукции будет осуществляться путем дек­ларирования соответствия, которое было рассмотрено выше.
  • В противном случае продукция подлежит обяза­тельной сертификации.

Изготовителю необходимо знать, каковы обязательные требования к производимой им продукции. Все обяза­тельные требования к продукции изложены в техничес­ком регламенте, а на случай, если соответствующий тех­нический регламент в данный момент не принят, норма­тивные документы, на соответствие которым должна сер­тифицироваться продукция, указаны в Номенклатуре 1 или 2.

  1. На следующем этапе изготовитель должен определить­ся с выбором системы сертификации и органа по серти­фикации, так как организацию и проведение работ по сертификации осуществляет орган по сертификации.
  2. Для этого орган по сертификации должен быть компетентным выполнять работы по подтверждению соответствия именно данной продукции, что подтверждается аттестатом аккредитации.

Таких органов по сертификации может быть несколько, и изготовитель вправе обратиться в лю­бой их них. Заявка на проведение сертификации направляется в орган по сертификации по форме, установленной в систе­ме сертификации. С формой заявки на проведение сертифи­кации продукции в Системе сертификации ГОСТ Р Вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Орган по сертификации рассматривает заявку и сооб­щает заявителю свое решение. В решении обычно указы­ваются основные условия для проведения сертификации: схема сертификации, предлагаемая аккредитованная ис­пытательная лаборатория, нормативная база подтверж­дения соответствия. О порядке отбора образцов, объеме выборки, норма­тивных документах, на основании которых производится отбор, и о порядке обращения (движения) образцов в процессе сертификации заявитель информируется при обращении в аккредитованный орган по сертификации.

В основе разработки этих документов лежат «Правила по сертификации. Общий порядок обращения с образца­ми, используемыми при проведении обязательной серти­фикации продукции. ПР 50.3002-95». Образцы должны быть аналогичны продукции, постав­ляемой потребителю.

Образцы выбирают случайным обра­зом из готовой продукции, проверенной и принятой соот­ветствующими службами и должностными лицами орга­низации-изготовителя, и оформляют актом по форме. Отобранные образцы изолиру­ют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора. На всех стадиях хранения, транспортирования и подготовки образцов к испытаниям, а также в процессе испытаний, должны соблюдаться тре­бования, установленные в нормативных документах на про­дукцию (в том числе в инструкции по эксплуатации конк­ретной продукции), нарушение которых может привести к порче образцов или выходу их из строя.

Все этапы движения образцов продукции в ходе работ по сертификации регистрируются в журнале и подтверждаются подписью лиц, ответственных за отбор и хране­ние образцов. В журнале должна быть отражена следую­щая информация: регистрационный номер заявки, наи­менование продукции, изготовитель, обозначение партии, дата выработки, срок годности продукции, наименование заявителя, дата отбора образцов, количество продукции в образце (выборке), количество образцов, отправленных на испытания и оставленных для контроля, результаты испытаний (№ протокола), решение о выдаче (отказе) сертификата, номер сертификата соответствия, срок его действия, дата возврата или списания контрольного об­разца.

  • Испытания для целей сертификации проводятся в испытательной лаборатории, аккредитованной на компе­тентность и (или) независимость.
  • На основе результатов сертификационных испытаний орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче серти­фиката соответствия.
  • Результаты испытаний оформля­ются в виде протокола испытаний и представляются зая­вителю и в орган по сертификации.

Схемой сертификации продукции может быть преду­смотрен анализ состояния производства. В таком слу­чае комиссия органа по сертификации (орган по серти­фикации производства или системы качества) проводит анализ состояния производства и представляет заклю­чение органу по сертификации.

К основным объектам анализа состояния производства относятся нормативная, техническая и технологическая документация, произ­водственный процесс и оборудование, контроль качества, хранение, упаковка и маркировка продукции, метроло­гическое обеспечение, а также квалификация персона­ла. Орган по сертификации на основе анализа протоколов испытаний и заключения о состоянии производства, при необходимости анализа других документов (гигиеническое заключение, сертификат пожарной безопасности и др.) о соответствии продукции требованиям, установленным документом, на соответствие которому проверяется про­дукция, принимает решение о выдаче сертификата со­ответствия.

Орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его и передает заяви­телю. При отрицательных результатах оценки соответ­ствия принимается решение об отказе в выдаче сертифи­ката соответствия с указанием причин отказа. Объекты сертификации, прошедшие процедуру подтвер­ждение соответствия, маркируются знаком соответ­ствия.

Продукция, сертифицированная в системе добро­вольной сертификации, маркируется знаком соответствия системы добровольной сертификации. Маркирование зна­ком соответствия национальному стандарту осуществля­ется заявителем любым удобным для него способом в ус­тановленном национальным органом по стандартизации порядке.

Продукция, сертифицированная на соответствие требований технических регламентов, маркируется зна­ком обращения на рынке. В соответствии с выбранной схемой сертификации орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

Он проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия, но не реже одного раза в год в форме периодических проверок. Инспекционный контроль включает в себя ана­лиз информации о сертифицированном объекте и прове­дение выборочных проверок образцов продукции. При­остановление действия сертификата соответствия проис­ходит при выявлении нарушений его использования, ко­торые можно устранить в достаточно короткое время.

В этом случае орган по сертификации предписывает заяви­телю выполнение корректирующих мероприятий и ус­танавливает срок их реализации. Сертификация отечественной и импортной продукции проводится по одним и тем же правилам. Процедура сертификации ввозимой из-за рубежа и импортируемой продукции может значительно упростить­ся в случае признания аккредитации зарубежных орга­нов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификатов и знаков соответствия в России (соот­ветственно российских за рубежом) на основе многосто­ронних и двухсторонних соглашений, участником кото­рых является РФ.

Что включает в себя процесс сертификации?

Дальнейшие шаги — В заявке заявитель указывает схему, которую он хочет применить для сертификации продукции. Схемы сертификации продукции в рамках ЕАЭС установлены в его технических регламентах и Решении Совета ЕЭК № 44 от 18.04.2018, а на территории Российской Федерации – в ГОСТ Р 53603.

Эксперты органа по сертификации анализируют поданную заявку и комплект документов. В определенных случаях они могут отклонить ее и объяснить заявителю причины отказа. Если эксперты принимают заявку, то орган по сертификации заключает договор с заявителем. Процедура сертификации в целом включает идентификацию продукции, отбор ее типовых образцов, их испытания в лаборатории, анализ документации на продукцию и проверку производства.

На основании полученной информации эксперты принимают решение выдать сертификат соответствия или отказать в его выдаче.

Что такое схема сертификации продукции?

Схема сертификации в системе ГОСТ Р Схема сертификации в системе ГОСТ Р — это определенная последовательность действий по сертификации товаров в зависимости от их вида, целей сертификации и объема продукции, определяемого уполномоченным органом по сертификации.

Разумеется, выбор схемы сертификации предварительно согласовывается с производителем, потому как сертификация продукции проводится, главным образом, по его инициативе. могут быть оформлены на партию, на контракт либо на серийный выпуск. Теперь более подробно остановимся на схемах, установленных законодательством.

– испытание образцов товаров проходит в аккредитованной испытательной лаборатории типа, точнее говоря, типового образца. Эта схема сертификации разработана для изделий со сложной конструкцией.

Как осуществляется сертификация?

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст.25 КонсультантПлюс: примечание. О едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, см. Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 N 2425.1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем.

Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает в себя: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия сертификата соответствия; информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

  • Абзац введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ; в ред.
  • Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ) (см.
  • Текст в предыдущей редакции ) Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.
  • Абзац введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ) КонсультантПлюс: примечание.

Срок действия документов об оценке соответствия обязательным требованиям, истекающий с 14.03.2022 до 01.09.2022, продлевается на 12 месяцев ( Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353). Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.

В случае расхождения сведений между сертификатом соответствия, выданным на бумажном носителе, и сведениями, внесенными в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, приоритет имеют сведения, внесенные в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. (в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции ) Форма сертификата соответствия и состав сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию по согласованию с национальным органом по аккредитации и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

  • В ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ) (см.
  • Текст в предыдущей редакции ) КонсультантПлюс: примечание.
  • Плановая периодическая оценка (инспекционный контроль), срок которых наступает в 2022 г., проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 N 353, либо могут быть перенесены органом по сертификации на срок до 6 месяцев.2.1.

Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, обязан проводить периодическую оценку сертифицированной продукции (далее — инспекционный контроль) в порядке и с периодичностью, которые предусмотрены требованиями права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Сведения о прохождении инспекционного контроля подлежат включению в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. В случаях непроведения в установленный срок инспекционного контроля, если инспекционный контроль предусмотрен техническим регламентом, схемой обязательной сертификации, договором, или непредставления органом по сертификации сведений о прохождении инспекционного контроля в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии сертификат соответствия прекращает действие по истечении 30 дней со дня наступления последнего дня месяца, в котором должен быть проведен инспекционный контроль, но не позднее чем по истечении одного года со дня прекращения действия аккредитации (сокращения области аккредитации в соответствующей части) аккредитованного лица, который выдал сертификат соответствия, аккредитация которого в качестве органа по сертификации была прекращена или область аккредитации которого была сокращена в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (в части проведения соответствующих работ по обязательной сертификации).

Сведения о прекращении действия сертификата соответствия вносятся органом по аккредитации в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. В случае невозможности проведения инспекционного контроля орган по сертификации обязан уведомить об этом заявителя за 30 дней до истечения срока проведения инспекционного контроля.

В случае прекращения в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта действия сертификата соответствия, выданного в отношении серийно выпускаемой продукции, выпущенной в обращение на основании такого сертификата соответствия, данная продукция может находиться в обращении в течение срока ее годности или срока службы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, без проведения новых процедур по оценке соответствия при условии, что данная продукция произведена до даты прекращения действия указанного сертификата соответствия.

(п.2.1 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ) 2.2. В случае прекращения аккредитации органа по сертификации (сокращения области аккредитации) заявитель вправе заключить договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, в том числе по выполнению инспекционного контроля, с иным аккредитованным в национальной системе аккредитации органом по сертификации с действующей на момент передачи сертификата соответствия областью аккредитации, распространяющейся на продукцию, которая была сертифицирована.

Орган по сертификации, с которым был заключен договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, пользуется всеми правами и несет все обязанности и ответственность, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации для органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия.

(п.2.2 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ) 3. В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, подлежащей обязательной сертификации, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств.

При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения о том, что обязательная сертификация такой продукции не осуществлялась. (в ред.

Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрено декларирование соответствия на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств.

При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения об отсутствии у него доказательств, полученных с участием третьей стороны.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) Особенности маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке, порядок информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и о факторах, от которых он зависит, определяются Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Какой Силой Давит Атмосферное Давление На Человека?

Сколько этапов включает сертификация Смк?

Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента регламентируется требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017, ГОСТ Р ИСО 19011-2021, документами Системы добровольной сертификации систем менеджмента «БИЗНЕС-ПРОГРЕСС» (рег. № РОСС RU.3677.04НЦС0).

Этапы проведения работ в соответствии с установленными требованиями, включают: — подачу заявки заказчиком, рассмотрение и принятие решения по заявке органом по сертификации, определение исполнителей, заключение договора; — экспертизу документов системы менеджмента заказчика, частичный аудит «на месте» в рамках 1 этапа сертификационного аудита; — 2 этап сертификационного аудита «на месте»; — принятие решения об отказе в сертификации или о выдаче сертификата соответствия; — надзорные аудиты (инспекционный контроль) сертифицированных систем менеджмента в течение сертификационного периода; — процессы подтверждения, приостановления, отмены действия сертификата соответствия, расширения, сужении области сертификации.

Общие требования Процесс сертификации СМК предусматривает организационный этап, двухэтапный первичный аудит по сертификации СМК, два инспекционных аудита и после трехлетнего цикла сертификации – ресертификацию до окончания срока действия сертификата.

  • Трехлетний цикл сертификации начинается с принятия решения о сертификации.
  • Организационный этап работ Основание для начала работ Основанием для начала работ служит заявка направленная заявителем в орган по сертификации на имя руководителя органа по сертификации.
  • Заявка может быть отправлена заявителем посредством почтового или электронного отправления, а также представлена лично.

Заявка и документы могут быть представлены на электронном носителе информации или посредством электронной почты. В заявку должна быть включена или к ней приложена следующая информация: — общая характеристика организации, ее наименование, юридический и фактический адреса и адреса производственных площадок, юридический статус, сведения о человеческих ресурсах (при наличии нескольких производственных площадок, включая временные — по каждой производственной площадке) и технических ресурсах; — заявляемая область сертификации (область применения СМК); — заявление о согласии организации выполнять правила сертификации; — наименование стандарта или других нормативных документов, на соответствие которым планируется сертификация СМК; — сведения об аутсорсинговых процессах, используемых организацией и способных оказать влияние на соответствие требованиям; — информацию относительно использования консультативных услуг по системе менеджмента, подлежащей сертификации.

Руководитель органа по сертификации или уполномоченное лицо, в течение 3 рабочих дней регистрирует заявку, и в течение 30 рабочих дней проводит анализ заявки для определения возможности проведения сертификации с учетом: — оценки соответствия области применения СМК области аккредитации органа по сертификации; — наличия у органа по сертификации необходимой информации для планирования аудита (местоположение организации; численность работников; число производственных площадок и их местоположение; предпочтительные сроки проведения аудита; сведения по всем процессам, переданным организацией для выполнения другим организациям; рабочий язык аудита и др.); — имеющейся у органа по сертификации возможности проведения работ в сроки, предпочтительные для заявителя, и наличия соответствующих ресурсов; — любые известные различия в понимании требований между органом по сертификации и подавшей заявку организацией были урегулированы; — орган по сертификации обладает компетентностью и возможностями для выполнения работ по сертификации; — приняты во внимание предполагаемая область сертификации, место(а) осуществления деятельности подавшей заявку организации, время, необходимое для проведения аудита, и любые другие обстоятельства, оказывающие влияние на работы по сертификации (язык, условия безопасности, угрозы для обеспечения беспристрастности и т.д.).

Заявка оформляется на русском языке. Примечание — Основанием для начала работ может служить письмо-обращение, составленное в произвольной форме. При направлении в орган по сертификации письма-обращения и подтверждении возможности проведения сертификации заявитель оформляет заявку на сертификацию и направляет ее в орган по сертификации.

  1. Заявку анализируют в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1.
  2. После проведения анализа заявки орган по сертификации письменно извещает заявителя о своем решении принять либо не принять заявку на сертификацию СМК.
  3. В случае принятия заявки стоимость работ по анализу заявки включается в договор на проведение сертификации СМК.

В случае отказа в принятии заявки орган по сертификации приводит в извещении основание для отрицательного решения. Заключение договора на проведение сертификации СМК В случае положительного решения о принятии заявки на сертификацию СМК орган по сертификации и заказчик заключают договор.

  1. Перед заключением договора орган по сертификации проводит оценку трудозатрат на проведение сертификации по правилам, установленным в органе по сертификации.
  2. При оценке трудозатрат следует учитывать все производственные площадки заказчика (независимо от местоположения).
  3. В связи с тем, что работы органа по сертификации должны быть оплачены в полном объеме независимо от результатов аудита, в договоре целесообразно предусмотреть предварительное поступление на счет органа по сертификации всей суммы оплаты до начала работ.

Формирование комиссии по сертификации После оплаты работ по договору орган по сертификации распоряжением руководства назначает председателя комиссии по сертификации (далее — комиссия) и формирует её состав. Комиссия может состоять из одного или нескольких экспертов.

  • Если аудит осуществляет один эксперт, он выполняет обязанности председателя комиссии.
  • При определении численности и состава комиссии необходимо учитывать: — цели, область и критерии аудита; — сроки проведения аудита; — вид (виды) экономической деятельности проверяемой организации; — число структурных подразделений и филиалов проверяемой организации с различным местоположением; — численность работников проверяемой организации; — трудозатраты на проведение аудита; — необходимость обеспечения совокупной компетентности комиссии для достижения целей аудита; — требования законодательных и иных нормативных правовых актов, технических регламентов, применимых к проводимой оценке; — обеспечение независимости членов комиссии от сертифицируемой организации; — возможность членов комиссии результативно взаимодействовать с проверяемой организацией; — язык аудита.

Для подтверждения совокупной компетентности комиссии необходимо назначить членов комиссии таким образом, чтобы комиссия в совокупности обладала знаниями критериев, процедур и методов аудита, а также специальными знаниями специфики производственных процессов.

  • Состав комиссии должен быть сформирован с учетом требований ГОСТ Р ИСО 19011.
  • Если эксперты в комиссии в совокупности не обладают необходимыми знаниями и опытом по конкретным видам экономической деятельности, то в комиссию должен(ны) быть включен(ы) технический(е) эксперт(ы).
  • В состав комиссии не могут быть включены представители проверяемой организации, а также представители организаций, заинтересованных в результатах сертификации.

В состав комиссии могут быть включены стажеры, работающие под руководством и наблюдением председателя комиссии. Состав комиссии утверждает руководство органа по сертификации. Примечания 1 Орган по сертификации по просьбе заказчика (проверяемой организации) может заменить конкретного члена комиссии по обоснованным мотивам, например, если предлагаемый член комиссии ранее работал в проверяемой организации или во время предыдущего аудита проявлял неэтичное поведение и др.

  1. Возникающие претензии к составу комиссии должны быть разрешены до начала аудита «на месте».2 Технические эксперты и стажеры при рассмотрении свидетельств и формировании выводов (наблюдений) аудита имеют только право совещательного голоса.
  2. Проведение первого этапа аудита по сертификации системы менеджмента качества Первый этап аудита по сертификации СМК проводят с целью: — определения соответствия документов СМК установленным требованиям нормативных документов; — оценки местоположения заказчика и условий размещения производственных площадок; — анализа состояния СМК и понимания заказчиком требований нормативных документов и процесса сертификации в целом, готовности ко второму этапу аудита; — сбора информации о процессах, которые определены и охвачены СМК, об исключениях из области применения СМК, о законодательных требованиях, распространяющихся на деятельность заказчика; — оценки того, были ли спланированы и проведены внутренние аудиты СМК и анализ со стороны руководства; — правильного планирования второго этапа аудита и распределения ресурсов для его проведения, согласования порядка доступа к документам СМК на втором этапе аудита и процедур обеспечения безопасности экспертов (при необходимости), а также определения представителей проверяемой организации, которые будут сопровождать экспертов.

Председатель комиссии запрашивает у заказчика документы СМК: обязательные согласно требований нормативных документов, устанавливающих требования к СМК и к порядку сертификации и дополнительные, необходимые для достижения целей аудита. Документы могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Представленные документы хранятся как на бумажном так и на электронном носителе (в зависимости от того в каком виде они были представлены в орган по сертификации). Полученные документы остаются в органе по сертификации в качестве контрольных документов. Орган по сертификации проводит анализ всей документации, представленной заказчиком, на соответствие требованиям нормативных документов, устанавливающих требования к СМК и порядку сертификации.

Примечания 1 Объем, структура и содержание документов зависят от размера и специфики деятельности организации.2 Предоставленные заказчиком документ и сведения оформляют на русском языке. Допускается предоставление документов и сведений на языке заказчика при согласовании с органом по сертификации.

  • Анализ предоставленных документов должен быть завершен оформлением письменного заключения (отчета), содержащего информацию, отвечающую целям аудита.
  • В отчете должны быть указаны все выявленные несоответствия и/или уведомления.
  • Председатель комиссии должен согласовать с проверяемой организацией период, необходимый для устранения выявленных замечаний.

Одновременно происходит согласование сроков проведения второго этапа сертификационного аудита. Согласование происходит любым удобным способом (письменно или посредством телефонного или электронного сообщения) На устранение несоответствий обычно отводится от двух до четырех недель.

При этом второй этап аудита не должен начинаться позднее, чем через 3 месяца после даты окончания первого этапа. Обоснованием проведения первого этапа аудита без выезда к заказчику может служить наличие подробной информации в представленных документах заказчика, демонстрирующей достаточный уровень внедрения СМК для признания готовности заказчика к проведению второго этапа аудита.

В любом случае обоснование проведения первого этапа аудита без выезда к заказчику должно быть приведено в письменном отчете по анализу предоставленных документов. В случае если заявитель предоставил для анализа неполный комплект документов, который не соответствует перечню, установленному в нормативных документах, устанавливающих требования к процессу сертификации, не содержит подробной информации, демонстрирующей достаточный уровень внедрения СМК и не отвечает требованиям органа по сертификации, то председатель комиссии организует первый этап аудита с выездом в проверяемую организацию.

В случае выполнения первого этапа аудита СМК непосредственно у заявителя председатель комиссии разрабатывает план проверки. По результатам аудита у заявителя также должен быть составлен письменный отчет, отражающий информацию, относящуюся к целям аудита и выявленным несоответствиям, и содержащий информацию о согласованном сроке проведения второго этапа сертификационного аудита.

Оплата проведения первого этапа аудита, связанного с выездом к заказчику, предусматривается либо основным договором между органом по сертификации и заказчиком, либо дополнительным соглашением. Проведение первого этапа аудита без выезда возможно в следующих случаях: — представленный заказчиком комплект документов демонстрирует достаточный уровень внедрения системы менеджмента для признания готовности заказчика к сертификации; — у председателя и членов комиссии не возникло спорных вопросов в ходе анализа представленных документов; — ресертификации СМК; — минимального числа сотрудников в организации и наличия в СМК лишь нескольких простых процессов.

  1. Все несоответствия, выявленные в ходе первого этапа аудита, должны быть устранены заявителем в согласованные сроки до начала второго этапа аудита.
  2. Комиссия проверяет факт устранения несоответствий, выявленных на первом этапе, на втором этапе аудита по сертификации.
  3. Если заявитель не устранил несоответствия к началу второго этапа сертификации, то такие несоответствия переводятся в категорию «значительные» и сертификация завершается с отрицательным решением относительно выдачи сертификата соответствия.

В случаях, когда в ходе первого этапа сертификационного аудита комиссия выявляет несоответствия относительно области применения СМК, численности сотрудников или количества производственных площадок, органу по сертификации может потребоваться перерасчет трудозатрат на проведение сертификации, в результате чего могут быть внесены изменения в договор на проведение сертификации.

Ответственность за реализацию данного этапа возложена на председателя комиссии. Подготовка второго этапа аудита по сертификации системы менеджмента качества Общие положения Второй этап аудита по сертификации СМК проводят непосредственно в проверяемой организации с целью оценки внедрения СМ и ее результативности.

Второй этап аудита должен включать следующее: — подготовку плана аудита; — проверку и оценку СМК; — подготовку и рассылку акта по результатам аудита. При подготовке к аудиту могут быть использованы типовые формы, разработанные органом по сертификации.

Типовые формы применяют для упорядочения выполнения аудита. В состав типовых форм могут входить: — перечни вопросов для проверки и оценки СМК; — формы для документирования данных, полученных во время проверки и подтверждающих заключения экспертов, и др. Состав типовых форм определяет орган по сертификации.

Подготовка плана аудита Председатель комиссии подготавливает план аудита по форме, представленной в приложении Д. При установлении сроков проведения второго этапа аудита орган по сертификации учитывает трудозатраты и состав комиссии, а также: — результаты проведения первого этапа аудита; — численность персонала организации, сложность процессов, технологические особенности, область применения СМК; — обязательные требования и законодательное регулирование; — передачу деятельности по выполнению отдельного процесса (или его части), являющегося неотъемлемой частью заявленной области сертификации системы менеджмента, другой организации; — число производственных площадок и численность персонала на каждой производственной площадке; — наличие временных производственных площадок и необходимость их посещения.

Если в ходе аудита проверяют производственные площадки, находящиеся в различных местах, осуществляющие сходную деятельность, имеющие примерно одинаковую численность персонала и на которые распространяются одни и те же процессы и требования СМК, то орган по сертификации может включить в план аудита выборку из этих производственных площадок.

При этом выборка должна быть документально обоснована в каждом конкретном случае и должна позволить оценить СМК в полном объеме в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1 и в соответствии с требованиями Правил Системы добровольной сертификации систем менеджмента «БИЗНЕС-ПРОГРЕСС» (РОСС RU.З677.04НЦС0) Председатель комиссии, руководствуясь планом аудита и по согласованию с членами комиссии, распределяет между ними обязанности по аудиту конкретных подразделений, видов деятельности, процессов и процедур СМК проверяемой организации.

  • При распределении обязанностей учитывают необходимость соответствия компетентности экспертов и технических экспертов проверяемым видам деятельности организации.
  • В план аудита включают представителей проверяемой организации, которые будут сопровождать членов комиссии при проведении аудита.
  • План включает: — цели аудита; — сроки и график проведения аудита, включая предварительное и заключительное совещание с руководством проверяемой организации; — область аудита, включая идентификацию СМК структурных подразделений проверяемой организации; — распределение дней и время посещения комиссией структурных подразделений организации; — объекты аудита; — назначение экспертов для проверки СМК в конкретном подразделении организации и представителей организации, их сопровождающих в период проверки; — требования конфиденциальности.

Если продукция подлежит обязательной сертификации, то в план аудита СМК должна быть включена проверка системы контроля и испытаний продукции. План аудита должен включать в себя указание на рабочий язык аудита в случае, если есть различия между языками, на которых говорят эксперты и персонал проверяемой организации.

  1. План аудита утверждает руководство органа по сертификации.
  2. План аудита должен быть доведен до сведения проверяемой организации до начала второго этапа аудита.
  3. Любые возражения проверяемой организации должны быть разрешены до начала аудита председателем комиссии и представителем проверяемой организации, имеющим соответствующие полномочия.
Читайте также:  Какое Давление Газа В Газовом Баллоне?

В ходе аудита председатель комиссии вправе вносить изменения в план аудита, которые должны быть согласованы с проверяемой организацией. проведения аудитов. Проведение второго этапа аудита по сертификации систем менеджмента качества (аудита «на месте») Предварительное совещание Предварительное совещание проводят под руководством председателя комиссии с участием членов комиссии, руководства и при необходимости с ведущими специалистами.

Целями предварительного совещания являются: — подтверждение со стороны организации возможности реализации плана аудита; — краткое изложение используемых методов и процедур аудита; — установление официальных процедур взаимодействия между членами комиссии и сотрудниками проверяемой организации; — подтверждение наличия ресурсов и средств, требуемых комиссии для проведения аудита; — обсуждение возникших вопросов.

На предварительном совещании председатель комиссии должен: — представить участников комиссии с указанием их роли в аудите; — сообщить график проведения работ по аудиту, дату и время заключительного совещания и других мероприятий, касающихся аудита, таких как промежуточные совещания, проводимые комиссией и руководством проверяемой организации; — кратко ознакомить с методами и процедурами аудита; — проинформировать организацию о том, что аудит носит выборочный характер и, следовательно, результаты оценки базируются на основе выборочной информации и данных; — сообщить о рабочем языке аудита, при необходимости; — сообщить о порядке информирования проверяемой организации о ходе аудита; — подтвердить соблюдение комиссией требований конфиденциальности; — проинформировать о правилах классификации наблюдений и принятия решений по результатам сертификации; — ознакомить с правилами составления акта; — проинформировать об условиях, при которых аудит может быть прекращен; — проинформировать организацию о возможности апелляции, при необходимости; — проинформировать о задачах проверяемой организации и последующих действиях органа по сертификации в случае, если акт будет содержать указания на несоответствия СМ.

  1. Состав участников совещания следует запротоколировать.
  2. Если какая-либо часть аудита или проверка объекта проводится на удаленном расстоянии с использованием соответствующих электронных средств, орган по сертификации должен обеспечить гарантии того, что такие работы проводятся персоналом, имеющим соответствующий уровень компетентности.

Свидетельства, полученные в ходе проведения такого рода аудита, должны быть достаточно убедительными для того, чтобы аудитор мог судить и принимать решение о соответствии рассматриваемому требованию. Аудит СМК «на месте» Общие положения В ходе аудита комиссией должны быть выполнены следующие задачи: — проверка области применения и документов СМК; — наблюдение за функционированием процессов СМК и управлением ими со стороны проверяемой организации, измерение (при необходимости) процессов, проверка установления критериев результативности и методов обеспечения результативности процессов; — проверка качества продукции при сертификации СМК; — проверка соответствия СМК установленным требованиям; — проверка соответствия СМК применяемому законодательству; — анализ взаимодействия всех процессов СМК, а также согласованность между политикой и целями в области качества; — оценка проведения внутренних аудитов и влияния выводов по результатам внутренних аудитов на функционирование процессов и повышение их результативности; — проверка проведения анализа СМК со стороны руководства проверяемой организации; — регистрация полученной в ходе аудита информации.

Председатель комиссии периодически информирует проверяемую организацию о ходе аудита. Члены комиссии должны периодически обмениваться информацией и оценивать результаты наблюдений. Председатель комиссии при необходимости может перераспределять выполняемые функции экспертов и технических экспертов. Ежедневно в конце рабочего дня председатель комиссии должен проводить рабочие совещания членов комиссии.

Комиссия должна обеспечивать, чтобы лица, ее сопровождающие (наблюдатели, представители проверяемой организации), не влияли на процесс аудита и не вмешивались в деятельность экспертов. Информацию, полученную в ходе аудита, свидетельствующую о наличии непосредственного риска нарушения законодательных требований, требований к качеству продукции, к производственным процессам и/или к производственной среде, к охране окружающей среды, об угрозе ее загрязнения, немедленно доводят до сведения руководства проверяемой организации.

Если свидетельства аудита указывают на то, что цели аудита недостижимы, председатель комиссии докладывает о причинах этого в орган по сертификации и руководству проверяемой организации для определения дальнейших действий: коррекции плана аудита, изменения области сертификации СМК или прекращения аудита.

Сбор, проверка и регистрация данных Комиссия собирает и проверяет информацию, касающуюся области, объектов и критериев аудита, включая информацию о взаимодействии структурных подразделений организации и процессов СМК. Только проверенная информация может быть свидетельством аудита.

К методам аудита относятся: — опрос работников проверяемой организации; — собственные наблюдения экспертов за деятельностью персонала; — собственные наблюдения экспертов за функционированием процессов, условиями труда и состоянием рабочих мест, оборудования, применяемых инструментов и т.п.; — анализ документированной информации.

И качестве источников информации могут быть использованы: — пояснения, полученные от работников организации; — документированная информация; — данные, полученные от потребителей; — документы, содержащие данные о процессах СМК и другие документы, определенные организацией как необходимые для функционирования СМК; — данные по анализу результативности функционирования СМК.

  • Информация, полученная из указанных источников, и все наблюдения должны регистрироваться и иметь четкое и конкретное подтверждение объективными данными.
  • Организация должна предоставить объективные свидетельства постоянного повышения результативности СМК.
  • Формирование выводов аудита Полученная и проверенная информация по объектам аудита должна быть сопоставлена с критериями аудита для формирования выводов.

Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие СМК проверяемой организации критериям аудита и на возможности улучшения. Выводы аудита могут касаться предотвращения возможных отклонений, тогда эти выводы классифицируют как уведомления.

  • Свидетельства аудита должны быть обобщены с указанием процессов и требований, которые были проверены, а также мест наблюдений.
  • Несоответствия, уведомления и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть зарегистрированы.
  • Любые несоответствия и уведомления должны быть доведены до сведения уполномоченного представителя проверяемой организации.

Орган по сертификации может зарегистрировать и довести до сведения организации возможности улучшения. Орган по сертификации обеспечивает сохранность документов и любых записей по аудиту в порядке, установленном органом по сертификации. Классификация и регистрация выводов В ходе аудита СМК все обнаруженные несоответствия установленным требованиям и документам СМК организации должны быть тщательно рассмотрены и классифицированы комиссией в зависимости от степени несоответствия рассматриваемого объекта аудита.

Выводы, сделанные в ходе аудита, классифицируют в целях выполнения проверяемой организацией корректирующих действий (для устранения причин несоответствий), адекватных последствиям выявленных несоответствий, и принятия органом по сертификации решения о выдаче, подтверждении, приостановлении или отмене действия сертификата, а также расширении или сужении области сертификации.

Неоднократное повторение малозначительных несоответствий одного вида (связанных с одним и тем же требованием или объектом аудита) дает основание для перевода их в значительные несоответствия. Окончательное решение по отнесению несоответствий к определенным категориям принимает председатель комиссии.

Обнаруженные несоответствия и уведомления регистрируют на бланках по формам, приведенным в приложениях Е и Ж. Исправления на бланках не допускаются. Зарегистрированные несоответствия и уведомления официально представляют руководству проверяемой организации. Примечание — В случае разногласий с уполномоченным представителем проверяемой организации, касающихся выводов комиссии, председатель комиссии решает вопросы с руководством организации.

Действия с несоответствиями и уведомлениями Действия с несоответствиями и уведомлениями состоят из следующих этапов: — комиссия официально представляет руководству проверяемой организации зарегистрированные несоответствия и уведомления, при этом возможно обсуждение и рассмотрение аргументов организации по зарегистрированным несоответствиям и уведомлениям; — если организация устранит несоответствия и уведомления, о чем представит убедительные свидетельства во время работы комиссии, комиссия снимает такое несоответствие или уведомление, что должно быть подтверждено подписью эксперта в соответствующем месте бланка регистрации несоответствий или уведомлений.

Число снятых несоответствий и уведомлений фиксируют в акте, но не учитывают при принятии решения о выдаче сертификата соответствия; — уполномоченный представитель проверяемой организации ставит свою подпись на бланках регистрации несоответствий и уведомлений; — проверяемая организация проводит анализ причин несоответствий и уведомлений и планирует проведение корректирующих действий; — планируемые корректирующие действия по устранению несоответствий записываются в сжатом виде в бланках регистрации несоответствий.

Проверяемая организация обязана предоставить план проведения корректирующих действий по устранению несоответствий в период проведения аудита либо направить его в орган по сертификации не позднее, чем через две недели после даты проведения заключительного совещания.

При наличии замечаний к плану корректирующих действий орган по сертификации извещает об этом проверяемую организацию, которая в течение не более двух недель проводит доработку плана. Срок, отводимый на выполнение корректирующих действий, не должен превышать: — 12 недель (после даты проведения заключительного совещания) при наличии одного и более значительного несоответствия; — 5 недель (после даты проведения заключительного совещания) при наличии только малозначительных несоответствий и уведомлений.

Если в орган по сертификации не будет представлен план корректирующих действий, то процесс сертификации должен быть прекращен, результат аудита и оценки СМК организации признают отрицательным и орган по сертификации уведомляет организацию об отказе в выдаче сертификата.

Возобновление процесса сертификации может быть осуществлено после подачи повторной заявки на сертификацию. Подготовка акта по результатам аудита «на месте», проведение заключительного совещания, утверждение и рассылка акта Подготовка акта по результатам аудита Председатель комиссии несет ответственность за подготовку и содержание акта по результатам аудита.

До заключительного совещания комиссия проводит следующую работу: — анализирует наблюдения, выводы аудита и любую другую информацию, собранную в ходе аудита и соответствующую его целям; — анализирует выявленные несоответствия и уведомления; — оформляет акт по результатам аудита, принимая во внимание выборочный характер рассмотрения объектов аудита; — подготавливает рекомендации органу по сертификации для принятия решения о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия СМК организации.

  • Результаты аудита, выводы и рекомендации комиссия оформляет в виде акта, форма и основные разделы которого приведены в приложении И.
  • В акте необходимо отразить: — идентификацию органа по сертификации; — наименование и адрес заказчика и представителя руководства заказчика; — тип аудита (например, первоначальный, инспекционный или ресертификационный или специальный); — цели аудита; — идентификацию руководителя аудиторской группы, членов аудиторской группы и любых сопровождающих лиц; — обобщающие свидетельства соответствия всем установленным требованиям; — подтверждение результативности внедрения, поддержания и улучшения СМК; — информацию о проверенных объектах СМК организации; — результаты внутренних аудитов и анализа СМК со стороны руководства; — информацию об обеспечении проверки выполнения требований к продукции, в том числе обязательных, имеющейся системой контроля и испытаний; — другую информацию, требуемую нормативными документами в сфере обязательного подтверждения соответствия; — рекомендации по улучшению, при их наличии; — рекомендации органу по сертификации в отношении выдачи, невыдачи сертификата.

К акту должны быть приложены: — план аудита СМК; — заполненные бланки регистрации несоответствий и уведомлений; — записи, подтверждающие устранение несоответствий в ходе аудита (при их наличии); — протоколы предварительного и заключительного совещаний; — протоколы разногласий (при их наличии).

К акту могут быть приложены: — рабочие записи аудиторов; — протоколы испытаний продукции; — информация о качестве продукции за один год, предшествующий аудиту; — данные по анализу состояния производственной среды в организации за определенный период времени; — данные по анализу корректирующих действий, выполненных в период работы комиссии при сертификации СМК; — справка о поступивших рекламациях, претензиях и жалобах потребителей за предшествующий аудиту год; — другая информация и данные, имеющие отношения к объектам, процедурам, методам и свидетельствам аудита.

Проведение заключительного совещания Заключительное совещание проводится под руководством председателя комиссии с участием членов комиссии, руководства и при необходимости с ведущими специалистами. Председатель комиссии представляет проект акта, включающий в себя описание всех несоответствий и уведомлений.

На совещании председатель комиссии доводит до участников совещания результаты аудита, представляет выводы и заключения по аудиту СМК, информирует о периодичности проведения инспекционного контроля СМК. Примечания 1 Любые разногласия по выводам аудита между комиссией и проверяемой организацией должны быть обсуждены и по возможности разрешены до заключительного совещания.

Если согласие не достигнуто, мнения обеих сторон должны быть запротоколированы. Проверяемая организация при этом вправе обратиться в комиссию по апелляциям органа по сертификации.2 Разногласия между членами комиссии должны сниматься до начала совещания.

  • Наличие особого мнения членов комиссии оформляется письменно.
  • Утверждение и рассылка акта по результатам аудита Акт подписывают председатель комиссии, члены комиссии (в т.ч.
  • Технические эксперты) и предоставляют для ознакомления и подписи руководителю проверяемой организации или его представителю.
  • Акт печатают, как правило, в двух экземплярах, если не предусмотрено другое.

Примечание — Стажеры не подписывают акт по результатам аудита. Один экземпляр акта передают проверяемой организации, другой — органу по сертификации. Экземпляры акта являются собственностью проверяемой организации и органа по сертификации, при этом члены комиссии и проверяемая организация должны строго соблюдать требования конфиденциальности.

Завершение сертификации, регистрация и выдача сертификата соответствия системы менеджмента качества Общие положения Сертификацию СМК не считают завершенной, пока не будут проведены все запланированные корректирующие действия и проверена результативность их выполнения. Работу комиссии считают завершенной, если выполнены все работы, предусмотренные планом аудита, акт по результатам аудита подписан, разослан, комиссии представлены план и отчет по выполнению корректирующих действий по устранению выявленных несоответствий.

План может содержать отметку о выполнении корректирующи

Что включает в себя второй этап сертификации?

Сертификация СМК Сертификация системы качества это независимая проверка системы качества организации третьей стороной (Органом по сертификации) и выдача сертификата на основании положительных результатов проверки. Необходимо различать собственно и подготовку к сертификации.

Сертификация – процесс по времени короткий. Сертификация проводится уже построенной и функционирующей системы качества, в которой реализованы все требования стандарта ИСО 9001:2015. Если система качества еще не построена, или в ней реализованы не все требования стандарта ИСО 9001:2015, то сертифицировать систему качества нельзя.

Вернее, попытку сделать можно, но результат будет отрицательным. Подготовка к сертификации – процесс продолжительный (в сравнении с сертификацией). В ходе этого процесса организация определяет и внедряет методы по реализации требований стандарта ИСО 9001:2015, т.е.

Первый этап – анализ документации системы качества организации. На данном этапе орган по сертификации проверяет документацию организации на предмет отражения в ней реализации всех требований стандарта. Второй этап – аудит системы качества организации. На данном этапе аудиторы органа по сертификации приезжают на предприятие и на месте проверяют, во-первых, соответствие документации реальной практике деятельности организации, во-вторых, результативность и эффективность работы системы качества. Третий этап – принятие решения по аудиту и выдача сертификата. На данном этапе орган по сертификации проводит анализ результатов аудита и в случае положительных результатов принимает решение о выдаче сертификата.

Представленный порядок и состав этапов является общим для сертификации систем качества как Российскими органами по сертификации, так и международными. В деталях, в зависимости от органа по сертификации, порядок может немного отличаться. После прохождения сертификации, орган по сертификации выдает сертификат на систему качества.

Срок действия такого сертификата, как правило, составляет 3 года. Сертификат системы качества требует подтверждения в течение всего его срока действия. Для подтверждения действия сертификата орган по сертификации проводит наблюдательные аудиты. Обычно, периодичность таких аудитов составляет один раз в год.

Конкретные сроки действия сертификата и периодичность наблюдательных аудитов устанавливаются правилами системы сертификации в которой аккредитован орган по сертификации (например, в системе ГОСТ Р для Российских органов по сертификации). На территории Российской Федерации действуют представительства практически всех известных компаний, занимающихся сертификацией систем качества, чьи сертификаты признаются в Европе, Америке и Азии.

Читайте также:  Где Холоднее Всего На Земном Шаре?

Сколько видов сертификации?

Виды сертификации Сертификацией называется специальная процедура подтверждения соответствия товаров, которая проводится независимой организацией. Если продукция успешно проходит проверку то изготовитель или продавец получает сертификат — документ, удостоверяющий, соответствие установленным стандартам качества и безопасности.

Добровольная — проводится по частной инициативе производителей, продавцов, поставщиков. Целями проведения этого вида сертификации продукции являются: обеспечение конкурентоспособности, востребованность продукции, дополнительная реклама. Объектами добровольной сертификации могут быть любые товары и услуги, которые проверяются на соответствие, стандартам разных категорий.

Обязательная — призвана подтверждать только обязательные требования, которые устанавливаются законом. Целью обязательной сертификации является обеспечение экологичности и безопасности товаров и услуг. Объектами этого вида сертификации становятся те, товары, которые внесены в законодательно утвержденный перечень, подтверждение соответствия для которых является обязательным условием выпуска в свободное обращение. После проведения обязательно сертификации выдается сертификат или декларация соответствия, которые действительны на всей территории России.

Сколько схем имеется в сертификации?

Схемы сертификации услуг — Схемы, на основании которых производится сертификация услуг, несколько отличаются от схем сертификации продукции. Международных схем сертификации услуг (за исключением системы менеджмента качества ISO) не предусмотрено, подобные схемы разработаны на основании российских стандартов ГОСТ. Всего существует пять схем, на основе которых проводится сертификация услуг.

По схеме № 1 оценивается мастерство исполнителя работ и услуг. Инспекционный контроль при этом осуществляется за результатами работы. Как правило, эта схема используется в тех случаях, когда непосредственный исполнитель является ИП, и самолично предоставляет какие-либо услуги. Ответственность за качество услуг лежит на нем самом, и определяется его собственными навыками. Схема № 2 используется для оценки самого процесса оказания услуг. Объектом внимания инспектора при этом служат: документы, на основании которых проводится работа, техническое оснащение (оборудование, помещение, инструменты), безопасность процесса, компетентность персонала и организационное обеспечение. Такая схема применяется при сертификации небольших компаний (3-30 человек), в которой наличествует разделение ответственности за качество услуг. Акцент при оценке соответствия по этой схеме ставится на проверку документации. Схема № 3 представляет собой анализ состояния производства. Как и при предыдущей схеме, здесь подробно рассматриваются все факторы, влияющие на качество работы — документы, организация, оснащение — но упор делается именно на физические параметры, а не на квалификацию отдельно взятых специалистов. Объектами оценки по этой схеме являются крупные (от 30 человек в штате) предприятия с многоуровневой структурой управления и собственными специалистами, ответственными за проектирование качества работ. При схеме № 4 происходит оценка самой организации как исполнителя услуг. Проверкам подвергается ее учредительная документация, наличие разрешений и лицензий, отзывы клиентов, состояние помещений. Эта схема используется чаще всего для компаний, которым необходимо присвоение звезды или класса (гостиницы, отели, рестораны), и акцентом в ней служит соответствие государственным стандартам качества. Схема № 5 является оценкой системы качества производства. В России она проводится в соответствии со стандартами ГОСТ Р ИСО (которые, в свою очередь, являются аналогом ) и проводит его эксперт, специализирующийся именно по этой отрасли сертификации. Если в организации уже имеется сертификат ISO, его учитывают при оценке соответствия.

Как и в случае с сертификацией товаров, проверку, оценку соответствия, испытания и вынесение экспертного заключения производит специально аккредитованный сертификационный центр, обладающий необходимыми для этой процедуры исследовательскими лабораториями и специалистами с соответствующей квалификацией.

Свои услуги в области сертификации работ по любой из вышеперечисленных схем предлагает Центр Аттестации и Экспертизы «Аттэк». В своей работе мы рассчитываем и на оснащенные современные лаборатории, и на профессионализм наших сотрудников, и на долгий опыт нашей компании на рынке сертификации. Мы поможем Вам разобраться в запутанных схемах сертификации и проведем полный спектр оценочных работ — от принятия Вашей заявки до вручения готового сертификата соответствия.

Читать подробнее: Схемы сертификации продукции и услуг

Сколько существует схем сертификации?

Всего в системе ГОСТ Р существует 7 схем декларирования и 14 схем сертификации.

Что такое сертификация и ее виды?

Виды сертификации : обязательная сертификация и добровольная сертификация. Обязательная сертификация — подтверждение соответствия продукции (процессов) требованиям технических регламентов (требованиям безопасности). Добровольная сертификация — подтверждение соответствия продукции (процессов) любым требованиям, устанавливаемым заказчиком.

В случае если сертификация продукции (процессов) является обязательной, выдаваемый сертификат соответствия изготавливается на желтом бланке. Если сертификация является добровольной сертификат качества печатается на синем бланке. ПостановлениеПравительства «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» от 1 декабря 2009 г.

N 982. регламентирует необходимость получения сертификата соответствия на ту или иную продукцию (процесс), в случае, если продукция (процесс) входит в данную номенклатуру, она подлежит обязательной сертификации.

Какие три ключевые системы сертификации существуют?

Системы сертификации — это системы норм, правил, критериев качества продукции, методов их выявлений и оценки соответствия необходимым параметрам. На данный момент в России выделяется более 100 различных систем сертификации, которые в свою очередь подразделяются на обязательные и добровольные системы сертификации.

  • Обязательная система сертификации подразумевает, что проверка соответствия качества товара или услуги в этой системе установлена законодательно как обязательная, и реализация данного товара невозможна без оформления соответствующих документов в данной системе.
  • Самыми важными системами обязательной сертификации в России являются: система сертификации ГОСТ Р, система гигиенической (или санитарно-эпидемиологической) сертификации и система пожарной сертификации,

Помимо указанных обязательных систем действуют и другие, в которых выдаются соответствующие сертификаты. Подробнее о других системах сертификации Вы можете узнать в разделе Виды сертификатов, Добровольные системы сертификации отличаются от обязательных только тем, что добровольный сертификат никто не может требовать.

Система сертификации «ГОСТ Р» Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информацииСистема сертификации средств защиты информацииСистема сертификации безопасности взрывоопасных производствСистема сертификации на федеральном железнодорожном транспортеСистема сертификации «Электросвязь» Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасностиСистема сертификации морских гражданских судовСистема сертификации на воздушном транспорте Российской ФедерацииСистема сертификации геодезической, топографической и картографической продукцииСистема сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиацииФедеральная система сертификации космической техники научного и народнохозяйственного назначенияСистема сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов храненияСистема сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайнуСистема сертификации иммунобиологических препаратов

Системы добровольной сертификации :

Система сертификации строительной продукции «Росстройсертификация»Система сертификации персонала и услуг ЖКХ «Росжилкоммунсертификация»Система сертификации средств криптографической защиты информацииСистема добровольной сертификации продукции по акустическим и вибрационным характеристикамСистема добровольной сертификации продукции Госстандарта РоссииСистема добровольной сертификации продукции и систем качества оборонных отраслей промышленности «Оборонсертифика»Система добровольной сертификации «ХАССП»Московская система добровольной сертификации в строительствеСистема добровольной сертификации оборудования для нефтегазовой отрасли «Нефтегаз» (Система добровольной сертификации «Нефтегаз)Система добровольной сертификации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информацииСистема добровольной сертификации «Земсерт»Система добровольной сертификации средств и систем в сфере информатизации «Росинфосерт»Система добровольной сертификации объектов ресурсопользования в Российской ФедерацииСистема добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству российских моряков на рыболовные суда под иностранным флагомСистема добровольной сертификации угольной продукцииСистема сертификации систем качества (Ростест-Авто)Система добровольной сертификации Метрологической академииСистема добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству российских моряков на суда под иностранным флагомСистема добровольной сертификации лоцманских организаций (служб)- Система «Портолан»Региональная система добровольной сертификации услуг торговли в г.МосквеСистема добровольной сертификации материалов,оборудования,изделий,технологических установок и сооружений,связанных с использованием,восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов (Система водохозяйственной сертификации)Система добровольной сертификации аварийно-спасательных средствСистема добровольной сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техникиСистема добровольной сертификации бриллиантов и драгоценных камней «Уралгемсерт»Система сертификации топливно-энергетического комплекса (Система «Тэксерт»)Система добровольной сертификации систем качества пекарен малой мощностиСистема добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта «Сертоцат»Система добровольной сертификации голографических защитных элементовСистема добровольной сертификации испытательных стендов «СЕРТИС»Система добровольной сертификации водолазной техники и услуг (Система «Спрут»)Система добровольной сертификации программных средств,применяемых в обязательном медицинском страхованииСистема добровольной сертификации технической базы производства телерадиопродукции (Система «Телерадио»Система сертификации «Сертификация в бизнесе и торговле»Система сертификации полимерных и композиционных материалов и изделий из них по срокам службы (годности)Система сертификации ювелирных изделийСистема добровольной сертификации продукции машиностроения и приборостроения «АБРИС»Система добровольной сертификации веществ и материалов по химическому составуСистема добровольной сертификации биологически активных веществ (БОСТИ)Система сертификации продукции (товаров и услуг) по качеству (ССК)Система сертификации Советской ассоциации качестваСистема добровольной сертификации услуг по оценке имуществаСистема сертификации технических устройств Академии Технологических Наук РФ-ГосНИИ авиационных систем (Система АТН РФ-ГосНИИАС)Система добровольной сертификации бурового и нефтепромыслового оборудованияСистема сертификации банковских технологий МЕКАС (ССБТ МЕКАС)Система сертификации геофизической продукцииСистема добровольной сертификации объектов и услуг (Система «Индекс»)Система добровольной сертификации качества (СДС)Система добровольной сертификации «Оборонсертифика»Добровольная сертификация программного обеспечения ведения Реестра акционеровСистема добровольной сертификации средств измеренийСистема технического освидетельствования и сертификации судов и судового оборудования для последующего их страхования(Система»МорТек»)Система сертификации металлопродукции и композиционных материалов на металлической основеСистема добровольной сертификации услуг в области рекламной деятельностиСистема добровольной сертификации услуг торговли «Туласерт»Система добровольной сертификации «Реклама-Безопасность»Система добровольной сертификации услуг на транспорте (Система «ЭксНА»)Система добровольной сертификации специальных технических средств МВД РоссииСистема добровольной сертификации услуг автозаправочных станций и комплексов г.МосквыСистема сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии,стандартизации,сертификации и управления качеством Системы сертификации ГОСТ РСистема добровольной сертификации услуг по оценке объектов гражданских прав «Индекс-Прайс» (Система «Индекс-Прайс»)Система добровольной сертификации экспортируемых вооружения и военной техникиСистема добровольной сертификации бриллиантов, драгоценных и полудрагоценных камней, ювелирных изделий, а также систем качества производств по их добыче и переработке «ИНДЕКС-БРАЙТ»Система добровольной сертификации топливозаправочных услуг в Московском регионеСистема сертификации персонала в области неразрушающего контроляСистема сертификации ограненных драгоценных камнейСистема добровольной сертификации кожгалантерейных изделий «Мики»Система добровольной сертификации отходов сточных водСистема добровольной сертификации ювелирных изделий и камнейСистема добровольной сертификации оборудования почтовой связиСистема добровольной сертификации персонала неразрушающего контроля Российского общества по неразрушающему контролю и технической диагностике (СДСПНК РОНКТД)Система добровольной сертификации услуг розничной торговли «Уралторгсерт»Система добровольной сертификации «Реклама-Тест»Система добровольной сертификации радиоэлектронной аппаратуры,электрорадиоизделий и материалов военного назначенияСистема добровольной сертификации экологического агропроизводства «ЭкоНива»Система добровольной сертификации биоэнергетической безопасности «БиоСтандарт»Система добровольной сертификации «МК «Луч»Система добровольной сертификации «МОЛСЕМ»Система добровольной сертификации «Сертум»Система добровольной сертификации МНЦЭС «Мосэкспертиза» (Система МЭКС)Система добровольной сертификации услуг связи,услуг информационных технологий и систем качества предприятий «Интерэкомс»Система добровольной сертификации объектов охранных и детективных услуг «Кодеус»Система сертификации и оценки объектов интеллектуальной собственностиСистема добровольной сертификации конструкционных материалов (Система «Прометей»)Система добровольной сертификации сборочно-сварочных работСистема добровольной сертификации услуг по ремонту промышленного электрооборудования «Электросервис»Система добровольной сертификации бланков ценных бумаг, документов, лотерейных билетов, кредитных карточек и товарных знаковСистема добровольной сертификации услуг по оценке земли, недвижимости, производственных средств, машин и оборудования, бизнеса, интеллектуальной собственностиСистема добровольной сертификации услуг по оценке стоимости объектов гражданских прав (Система добровольной сертификации АРО)Система добровольной сертификации средств обучения и образовательных услуг («Учсерт»)Система сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии,стандартизации,сертификации и управления качествомСистема добровольной сертификации ювелирных камней и ювелирных изделий с камнями (Система «Росгемтест»)Система добровольной сертификации «Военный Регистр»Система добровольной сертификации услуг по внедрению и поддержанию функционирования автоматизированных систем управления движением автотранспортных средств на основе использования технологий спутниковой навигации, средств связи и геоинформационных системСистема добровольной сертификации услуг розничной торговли «Ярос» (Система «Ярос»)Система добровольной сертификации услуг розничной торговли в Сахалинской областиСистема добровольной сертификации услуг розничной торговли в Республике Саха (Якутия)Система добровольной сертификации услуг автозаправочных станций и комплексов Уральского региона «УРАЛСЕРТ-АЗС»Региональная система добровольной экологической сертификации «Экосоответствие»Система добровольной сертификации продукции и услуг «Техносерт» (Система «Техносерт»)Система добровольной сертификации услуг центров отдыха (рекреационных центров)Система добровольной сертификации складских услугСистема добровольной сертификации услуг по кино-, видеообслуживанию зрителейСистема добровольной сертификации услуг розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами г.Санкт-ПетербургаСистема добровольной сертификации осадков и отходов очистных сооружений сточных вод (Система НИИССВ)Система добровольной сертификации услуг (работ) на автомобильном транспорте (СДСУАТ)Система добровольной сертификации продукцииСистема добровольной сертификации смешанных перевозок опасных грузов (ССМПОГ)Система добровольной сертификации услуг на транспорте (ССТ)Система добровольной сертификации работ и услуг по обслуживанию судов в морских портах (Система «Моршипсервис»)Система добровольной сертификации Российского РегистраСистема добровольной сертификации в сфере дорожного хозяйстваСистема добровольной сертификации водного хозяйства (ССВХ)Система добровольной сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в хозяйственно-питьевом водоснабженииСистема добровольной сертификации санаторно-оздоровительных услугСистема добровольной сертификации веществ, материалов, изделий в части защиты от коррозии, старения и биоповрежденийСистема добровольной сертификации систем управления охраной окружающей средыСистема добровольной сертификации услуг почтовой связиСистема добровольной сертификации в дорожном хозяйствеСистема добровольной лесохозяйственной сертификацииСистема добровольной сертификации услуг розничной торговли фонда СПНЭПиУСистема добровольной сертификации услуг по физической культуре и спорту (Фонд СПНЭПиУ)Система добровольной сертификации ГАЗПРОМСЕРТСистема добровольной сертификации информационных технологий («ССИТ»)Система добровольной сертификации услуг товарного складаСистема добровольной сертификации стоматологических услугСистема добровольной сертификации программного обеспечения депозитарной деятельности («ПАРТАД-ДЕПО»)Система добровольной сертификации «Реставрация»Система добровольной сертификации рекламных и полиграфических услуг (Система ФРК)Система добровольной сертификации средств неразрушающего контроля (СДС СНК)Система сертификации морской техники «Артур»Система добровольной сертификации работ и услуг по ошиповке автошин «СЕРТОШИП»

Тэги: получить сертификат, сертификат соответствия, сертификация, система сертификации Хотите получать актуальную информация о сертификации? Подпишитесь на нашу рассылку!

Как пройти сертификацию продукции?

Порядок получения сертификата на производство — Компания-производитель на добровольной основе может пройти сертификацию на соответствие стандартам ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ГОСТ Р ИСО 22000-2007, ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS) и др. Данный сертификат будет удостоверять, что разработанная система качества на производстве отвечает требованиям вышеуказанных ГОСТ.

Сколько существует схем сертификации продукции?

Всего в системе ГОСТ Р существует 7 схем декларирования и 14 схем сертификации.

Сколько видов сертификации?

Виды сертификации Сертификацией называется специальная процедура подтверждения соответствия товаров, которая проводится независимой организацией. Если продукция успешно проходит проверку то изготовитель или продавец получает сертификат — документ, удостоверяющий, соответствие установленным стандартам качества и безопасности.

Добровольная — проводится по частной инициативе производителей, продавцов, поставщиков. Целями проведения этого вида сертификации продукции являются: обеспечение конкурентоспособности, востребованность продукции, дополнительная реклама. Объектами добровольной сертификации могут быть любые товары и услуги, которые проверяются на соответствие, стандартам разных категорий.

Обязательная — призвана подтверждать только обязательные требования, которые устанавливаются законом. Целью обязательной сертификации является обеспечение экологичности и безопасности товаров и услуг. Объектами этого вида сертификации становятся те, товары, которые внесены в законодательно утвержденный перечень, подтверждение соответствия для которых является обязательным условием выпуска в свободное обращение. После проведения обязательно сертификации выдается сертификат или декларация соответствия, которые действительны на всей территории России.