Где Добывают Тяжелую Нефть В Мире?

Где Добывают Тяжелую Нефть В Мире
Крупнейшие (гигантские) нефтяные месторождения — это нефтяные месторождения с запасами более 1 млрд тонн или 6,3 млрд баррелей нефти, К ним относятся Прадхо-Бей ( США ), Агаджари ( Иран ), Хасси-Мессауд ( Алжир ), Шайба ( Саудовская Аравия ), Самотлорское ( Россия ), Ноксал ( Мексика ), Тахэ ( Китай ), Западная Курна ( Ирак ) и др.

Где тяжелая нефть?

Тяжелая нефть ( Heavy crude oil) — сырая нефть плотностью 20°АРI или менее. По разведанным запасам тяжелой нефти Россия занимает 3 место в мире после Канады и Венесуэлы.

Где находятся самые большие доказанные запасы нефти в мире?

По официальным данным — Прежде всего стоит отметить, что мировые аналитические структуры представляют разрозненные данные касательно общих запасов углеводородного сырья, поскольку учёт ресурсов может производиться на основании различных классификаций.

Для наглядности возьмём за основу статистический обзор глобальной энергетики транснациональной компании British Petroleum за 2020 год. Согласно подсчётам BP, доказанные мировые запасы нефти оцениваются в 1,734 трлн баррелей или 244,6 млрд т. Лавры абсолютного рекордсмена по запасам традиционно достаются Венесуэле: на территории страны залегает 303,8 млрд баррелей.

Нефтяной гигант Саудовская Аравия немного уступает Венесуэле — запасы королевства составляют 297,6 млрд баррелей. Замыкает тройку лидеров по нефтяным запасам Канада, обладающая 169,7 млрд баррелей. Россия, в распоряжении которой имеется 107,2 млрд баррелей, занимает 6-ое место — после Ирана и Ирака.

По динамике запасов нефти за последние 30 лет едва ли можно спрогнозировать скорейший конец отрасли. В этот период страны, наоборот, поэтапно наращивали свои резервы. По данным BP за 2011 год, доказанные нефтяные запасы составляли 1,653 трлн баррелей или 234,3 млрд т. Ещё 10 лет назад, в 2011 году мировой ресурс оценивали в 1,267 трлн баррелей.

Таким образом, в период с 2001 по 2011 годы суммарный объём запасов вырос почти на 390 млрд баррелей. Отметим, что в те времена наибольший прирост запасов наблюдался в Южной Америке (+226,6 млрд барр.), Северной Америке (+106,9 млрд барр.) и на Ближнем Востоке (+96,3 млрд барр.).

А теперь копнём ещё глубже и посмотрим на данные за 1991 год. Ровно 30 лет назад общемировые извлекаемые запасы нефти и вовсе составляли 1,033 трлн баррелей или около 145 млрд т. За 20 лет страны в сумме увеличили показатель на 620 млрд баррелей. Динамика доказанных запасов природного газа за 30-летний период показывает другую картину.

По состоянию на 2020 год, всего в мире насчитывается 196,8 трлн м 3, при этом распределение «голубого топлива» по странам имеет принципиальные отличия. Пальма первенства в данном сегменте принадлежит России: в нашей стране залегает более 19% от общемировых газовых запасов — 38 трлн м 3,

  • Практически вровень с нами идёт Иран с запасами в 32 трлн м 3 (16,1%).
  • В число «большой тройки» вошёл и Катар с запасами 24,7 трлн м 3 (12,4%).
  • Так же, как и с нефтью, посмотрим на показатели предыдущих лет.
  • В 2010 году в мире насчитывалось 208,4 трлн м 3 газа.
  • По сравнению с 2020-ым наблюдается явное падение, однако в ранние годы отрасль показывала рост.

Так, в 1991 году объём мировых запасов газа составлял 131,2 трлн м 3, к 2001 году показатель вырос до 168,6 трлн м 3, В отличие от нефтяных запасов запасы газа набирали обороты в других регионах. В 1991-2001 годах максимальный прирост был зафиксирован на Ближнем Востоке (+28,2 трлн м 3 ), в Европе, Северной и Центральной Азии (+21,9 трлн м 3 ).

Что получают из тяжелой нефти?

Тяжелая нефть — легкие налоги ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» планирует масштабную реконструкцию производственного комплекса по добыче тяжелой нефти на Ярегском месторождении вблизи Ухты. Увеличение протяженности скважин позволит увеличить объем добычи тяжелой нефти в 3,5 раза.

По мнению экспертов, запасы легкой нефти в России истощаются, так что доля тяжелой нефти в структуре добычи будет повышаться. Тем более что спрос на международном рынке поддерживается санкциями США против Ирана и Венесуэлы, а российское правительство максимально облегчает налоговый режим для этого вида добычи.

Проект реконструкции нефтяных шахт разработали в пермском подразделении «ЛУКОЙЛа» ПермНИПИнефть и Горном институте Уральского отделения Российской академии наук. Сейчас он проходит государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России», начало реализации намечено на 2019 год.

В рамках проекта планируется бурение добычных скважин протяженностью до 800 м. Для того чтобы избежать перегревания воздуха в подземных выработках, разработчики предложили использовать секционное проветривание и теплоизоляционную крепь внутри выработок. Кроме того, проект предлагает закрытую систему сбора нефти.

В рамках реконструкции поверхностного комплекса на шахтах принадлежащего «ЛУКОЙЛу» Ярегского месторождения будет обустроен горизонтальный отвал горных пород, а также оборудован полигон для хранения и испытания взрывчатых веществ. За счет этих новшеств «ЛУКОЙЛ» рассчитывает увеличить добычу тяжелой нефти с 1,1 млн до 3,5 млн тонн в год.

Инвестиции в проект в компании не раскрывают. По данным источника BG, сметная стоимость работ по реконструкции подземного шахтного комплекса составит 6,7 млрд руб. Согласно протоколу оперативного подсчета геологических запасов от 2015 года, остаточные геологические запасы нефти на месторождении составляют около 215 млн тонн, из них извлекаемые запасы — около 91 млн тонн.

В «ЛУКОЙЛе» рассчитывают добывать нефть на Яреге до 2059 года. Сейчас Ярегское месторождение — единственное в мире, на котором ведется промышленная добыча термошахтным способом. Добыча тяжелой нефти осложняется тем, что она имеет большую плотность, которая составляет в среднем по месторождению 933 кг/куб.м.

  • Легкая нефть, которую можно добывать традиционным способом, имеет меньшую плотность — 920 кг/куб.м.
  • Тяжелая нефть используется для изготовления масел, смазочных материалов, а также может входить в состав российской экспортной марки нефтяной смеси Urals.
  • Как рассказал BG руководитель проектно-инновационного центра Горного института Уральского отделения Российской академии наук Юрий Круглов, доступ к нефти осуществляется через горные выработки (галереи), которые формируются в нижней части пласта буровзрывным и механизированным (комбайновым) способами.

Нефть при этом поступает через скважины, которые бурятся в стороны от стен подземной галереи под уклоном. Для того чтобы придать вязкой тяжелой нефти текучесть, в кровлю нефтяного пласта с поверхности через скважины по контурам разрабатываемых участков закачивают пар температурой 200 градусов, который смешивается с нефтью.

  • Эта смесь и стекает под действием собственной тяжести в пространство выработки.
  • Удлинить для повышения неф­тедобычи Буровзрывным способом горная порода проходится медленно, примерно на 1 м в сутки.
  • Сократить горные работы и увеличить скорость сбора нефти можно за счет более протяженных скважин.
  • Длина скважин в проекте реконструкции будет увеличена с 300 до 800 м, чтобы уменьшить объем проходки горных выработок.

«Из одной буровой галереи нефтяники смогут дренировать большую площадь пласта»,— отметил Юрий Круглов. Как следует из проекта реконструкции, опытные работы по испытанию скважин протяженностью более 300 м начались еще в 2012 году, и эта мера доказала свою экономическую эффективность.

В среднем за 10 месяцев 2013 года с помощью скважин протяженностью до 300 м добывали 1,2 т в сутки, а протяженностью до 800 м — уже 4,4 т в сутки, то есть в 3,6 раза больше, хотя длина увеличивается всего в 2,7 раза. Длинные скважины позволяют закачивать пар более интенсивно, так как место закачки удалено на большее расстояние от добывающей галереи.

Глубокое месторождение Согласно действующему технологическому проекту разработки Ярегской площади Ярегского нефтетитанового месторождения, нефть залегает на глубине 130–140 м, мощность продуктивного пласта составляет от 15 до 40 м. Горные выработки находятся на глубине 130–200 м.

Месторождение начали осваивать еще в 30-х годах прошлого века. В период с 1939 по 1972 год нефть разрабатывали путем использования естественной энергии пласта («ухтинская» и более прогрессивная уклонно-скважинная системы разработки). С 1972 года нефтяники начали промышленную термошахтную эксплуатацию с закачкой пара в продуктивные пласты.

Интерес «ЛУКОЙЛа» к увеличению отдачи от Ярегского месторождения обеспечивают и налоговые льготы на добычу тяжелой нефти, которые делают эти разработки выгодными для нефтяников, отмечает эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. Себестоимость добычи, транспортировки, переработки тяжелой нефти выше, чем легкой, поскольку как минимум необходимо снизить ее вязкость.

  1. Согласно Налоговому кодексу РФ, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для недропользователей, добывающих тяжелые нефти, обнулен (например, в среднем по ПАО «ЛУКОЙЛ» при цене нефти $60 за баррель НДПИ составляет $22,7 за баррель).
  2. Для ярегской нефти также введена льгота на экспортную пошлину.
  3. Если в среднем она составляет по группе ПАО «ЛУКОЙЛ» $14,5 за баррель, то здесь — $1,5 за баррель (цифры приведены для цены $60/баррель).

Правительство предоставило льготу, чтобы компания могла отработать методику термошахтной добычи. Нормализация температуры Добыча на Ярегском месторождении ведется в сложных горно-геологических условиях — пар прорывается в подземные галереи. Пласт нагревается до высокой температуры за счет того, что нагревается порода и воздух тоже.

Температура стенок горного массива достигает 50 градусов, такая же температура у воздуха в галереях, а нефть прогревается до 100 градусов. По правилам промышленной безопасности температура воздуха должна составлять 26 градусов в местах постоянного, 36 градусов в местах временного пребывания (до 45 минут).

Проект реконструкции предполагает три способа нормализации температуры: повышение количества воздуха, кондиционирование и использование теплоизоляционной крепи из негорючих материалов в горных выработках. Сейчас для нормализации климатических параметров используется кондиционирование — увеличение объема подачи воздуха, а также душирование — применение водяных завес.

  • Но это не решает проблему проветривания удаленных от шахты участков подземных галерей.
  • «Шахты старые, построены в 40-х годах, и не были рассчитаны на такие объемы нефти, кроме того, не предусматривалась закачка пара.
  • Потребность шахты в свежем воздухе была меньше»,— пояснил Юрий Круглов.
  • Воздухообмен нужен и для того, чтобы держать концентрацию вредных летучих компонентов, в частности взрывоопасного метана, в пределах нормы.

После реконструкции предполагается внедрить секционную систему проветривания, которая позволит применять вспомогательные вентиляторные установки для независимого проветривания удаленных участков шахт, хотя ранее эта схема была запрещена. Это позволяет увеличить количество воздуха в буровых галереях, где ведется добыча нефти.

В результате, по расчетам разработчиков, количественный и качественный состав шахтной атмосферы нормализуется. Влияние проекта на рынок нефти По данным инвесткомпании «Финам», в прошлом году в РФ было извлечено на поверхность более 550 млн тонн нефти и газового конденсата. В том числе «ЛУКОЙЛом» на территории РФ (не считая участия в зарубежных проектах) было добыто 82 млн тонн.

Доля «ЛУКОЙЛа» в российской неф­тедобыче — чуть менее 15%. Повышение отдачи от месторождений тяжелой нефти может добавить компании прирост добычи в пределах 3%. По мнению Алексея Калачева, это большая величина. «Конечно, ограничения, принятые отраслью в связи с участием в соглашении ОПЕК+, не позволяют наращивать добычу такими темпами.

Однако значение отработки технологий добычи и переработки тяжелой нефти будет возрастать независимо от этого. Запасы легкой и более доступной нефти постепенно сокращаются, и месторождения с тяжелой нефтью должны замещать выбывающие ресурсы. Постепенно доля тяжелой нефти в России будет только расти»,— предполагает аналитик.

По его словам, спрос на тяжелую нефть в мире сейчас поддерживается падением поставок находящихся под санкциями Ирана и Венесуэлы. Все нефтеперерабатывающие заводы, как правило, настроены на определенные сорта нефти. Поэтому легкая сланцевая нефть из США не может заместить тяжелую нефть Венесуэлы, и спрос на российскую тяжелую нефть будет сохраняться.

Алексей Калачев уверен, что имеют перспективы и проекты по переработке тяжелой нефти. «Она лишь нуждается в разбавлении ее более легкой нефтью, в поддержании более высокой температуры, воздействии различными химическими или физическими методами. Получение нефтепродуктов требуемого качества требует более глубокой переработки»,— отмечает аналитик.

Пока в России глубокой переработкой тяжелой нефти занимается один завод, открывшийся в 2019 году в Татарстане. Производственный комплекс выпускает нафту, керосин и дизельное топливо. АЛЕКСАНДРА КОЛПАКОВА Читать подробнее: Тяжелая нефть — легкие налоги

В чем разница тяжёлой и лёгкой нефти?

Легкая и тяжелая нефть Нефть разделяют на легкую, «среднюю» и тяжелую, исходя из её плотности. Легкой нефти в одном кубическом сантиметре содержится менее 0,87 грамма, тяжелой — более 0,98. Кубический сантиметр средней нефти может весить, соответственно, от 0,87 до 0,98 грамма.

Кто производит тяжелую нефть?

Чемпион мира по добыче — Канада, которая располагает более 20 млрд т запасов этого вида сырья и производит 130 млн т такой нефти в год. Потенциальный чемпион исходя из размера ресурсной базы — Венесуэла с 47 млрд т технически извлекаемых запасов на балансе.

Где в мире больше газа?

Список стран по доказанным запасам природного газа

Страна 2019
1 Россия 50279
2 Иран 33988
3 Катар 23831
4 США 14254

Какая страна самая богатая нефтью?

Венесуэла – самая богатая нефтью страна современного мира. Согласно обновленным данным статистики, за 2021 г. ее нефтяные запасы составляют более 297 млн баррелей, а это около 20 % всех мировых запасов нефти. На 2 месте с незначительным отрывом стоит Саудовская Аравия: ее запасы составляют 18 % общемировых. В десятку стран, обладающих крупнейшими запасами нефти на сегодняшний день, входят 4 страны Персидского залива: Иран, Ирак, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, 2 представительницы Африки – Ливия и Нигерия, а также Канада и Россия, Россия в этом списке занимает 8 позицию.

Где покупает нефть Китай?

Больше всего нефти Китай покупает у Саудовской Аравии, 30,39 млн тонн за $20,85 млрд. Россия — на втором месте.

Для чего нужна тяжелая нефть?

Отправные точки — В связи с растущим потреблением и нефтепродуктов, стремлением экспортировать высокие сорта нефти, постепенным истощением ранее разведанных нефтяных месторождений, сверхвязкие тяжелые нефти становятся востребованными в экономике РФ. Такие нефти активно применяются в строительстве (дороги, здания), а после очистки их можно использовать в химической промышленности — для производства клеев и пластиков различного назначения.

  1. Производство качественных битумов для дорожного хозяйства — перспективное направление.
  2. На сегодняшний день потребность отрасли в битумах, которые получают из фракций обычной и тяжелой нефти, составляет более 2,5 млн т.
  3. Учитывая, что темпы среднегодового роста спроса на битум в ближайшей перспективе ожидаются в пределах 10%, к 2015 году объемы его использования могут достигнуть 9–10 млн т.

Кроме того, перспектива освоения природных битумов становится все более актуальной в связи с возможностью получения из них энергоносителей, альтернативных топочному мазуту и природному газу. Основные мировые запасы углеводородов, как уже отмечалось, сосредоточены именно в тяжелой нефти.

По разведанным запасам тяжелой нефти Россия занимает третье место в мире после Канады и Венесуэлы. Заметим, что одной из наиболее важных тенденций, наблюдаемых в современном нефтедобывающем секторе, является снижение добычи легкой нефти и нефти средней плотности. Запасы нефти, удобные для добычи, истощаются ускоренными темпами.

В РФ степень выработанности запасов осваиваемых нефтегазовых месторождений достигла 60%, при этом добыча ведется с использованием сверхинтенсивных технологий. Другие месторождения находятся в северных районах и содержат трудноизвлекаемые запасы тяжелой нефти и сложные подгазовые залежи.

  1. Основные проблемы нефте- и газодобывающей отрасли России заключаются в экстенсивном способе выработки и добычи углеводородов: из множества месторождений выбираются самые крупные с нефтью, обладающей лучшими свойствами.
  2. Месторождения, что залегают на больших глубинах, а также месторождения тяжелых нефтей — разрабатываются в последнюю очередь.
Читайте также:  Сколько Стоит Литр Бензина В Китае?

Серьезной проблемой является также то, что для перекачки как легкой, так и тяжелой нефти используется одна система трубопроводов, что приводит к ухудшению качества всей перекачиваемой нефти. В связи с изложенным разработка новых технологий добычи тяжелых и сверхвязких нефтей является приоритетным направлением развития всей нефтяной отрасли.

Почему нефть тяжелая?

Пло́тность не́фти (объёмная ма́сса) изменяется в пределах 730—1040 кг/м³. На практике для её измерения чаще используют единицы измерения грамм на кубический сантиметр (г/см³) и соответственно плотность нефти колеблется в пределах 0,730—1,040 г/см³. Наиболее распространенные величины плотности нефти — 0,82-0,90 г/см³. По плотности выделяются несколько классов сырой нефти :

супер лёгкая — до 0,78 г/см³ — super light — выше 50 в градусах API — газовый конденсат (например — Алжирский конденсат группы Ин-Аменас); сверх лёгкая — 0,78-0,82 г/см³ — extra light — 41,1-50 в градусах API (например — Казахстанский Тенгиз, Саудовский Шайба); лёгкая — 0,82-0,87 г/см³ — light — 31,1-41,1 в градусах API ; средняя — 0,87-0,92 г/см³ — medium — 22,3-31,1 в градусах API ; тяжёлая — 0,92-1 г/см³ — heavy — 10-22,3 в градусах API ; сверх тяжёлая — более 1 г/см³ — extra heavy — до 10 в градусах API — битум.

Для нефти низкой плотности характерно преобладание метановых углеводородов, низкое содержание смолисто — асфальтеновых компонентов, во фракционном отношении — высокое содержание бензиновых и керосиновых фракций. Тяжёлые нефти имеют повышенную концентрацию смолисто — асфальтеновых компонентов.

Какую марку нефти продает Россия?

Российские сорта — В России на данный момент самыми известными и массовыми маркерными сортами являются Urals и Siberian Light. Сорт Urals — это тяжелая сернистая (1,3%) нефть, которая представляет собой смесь из легкой западносибирской нефти и тяжелой высокосернистой нефти уральских и поволжских месторождений.

  • Нефть Urals торгуется относительно нефти марки Brent с дисконтом, так как содержит больше серы и тяжелых углеводородов.
  • Эта нефть транспортируется в том числе по магистральному трубопроводу «Дружба», а также к морским нефтеналивным портам на Балтике и Черном море.
  • Нефть марки Siberian Light добывается в основном на севере Западной Сибири.

Это легкая малосернистая (0,57%) нефть, близкая к мировым эталонам WTI и Brent. Ожидается, что аналогичный состав будут иметь нефти шельфовой зоны Карского моря. На дальневосточном рынке продается нефть марки ESPO, поставляемая от месторождений Восточной Сибири по трубопроводу к берегам Тихого океана.

  • Она близка по свойствам к Siberian Light, но торгуется с привязкой к сорту Dubai Crude — как с дисконтом, так и с премией.
  • По мнению ряда экспертов, нефть этой марки имеет шансы с развитием трубопроводной системы к портам Дальнего Востока стать одной из эталонных для Северо-Тихоокеанского региона.
  • Весьма интересными являются сахалинские сорта типа Sokol и Vityaz, которые относятся к легким и малосернистым нефтям.

В 2015 году появился новый сорт Sakhalin Blend, который обещает большой выход бензиновых фракций. Читать подробнее: Эталонные сорта нефти — Пути российской нефти

Где самая легкая нефть?

Стандартный сорт США — WTI (также Light Sweet) — лёгкая нефть, добываемая в Техасе.

Какая нефть лучше по качеству?

Сорта нефти. Маркерный стандарт, бенчмарк Введение сортности необходимо в связи с разностью состава нефти (содержания серы, различного содержания групп алканов, наличия примесей) ИА Neftegaz.RU. Сорта нефти — это разделение, добываемой на разных месторождениях, по качественным характеристикам, по составу (наличию примесей, содержания серы, различного содержания групп алканов), качеству и однородности.

  • Для упрощения экспорта используется разделение на и сорта.
  • Введение сортности необходимо в связи с разностью состава нефти (содержания серы, различного содержания групп алканов, наличия примесей) в зависимости от месторождения.
  • Введение сортности упростило экспорт нефти.
  • В России маркерные сорта — это тяжелая Urals и легкая нефть Siberian Light, ESPO.
  • В Великобритании — Brent, в Норвегии — Statfjord, в Ираке — Kirkuk, в США — Light Sweet и WTI.
  • Часто бывает, что страна производит 2 сорта нефти — легкую и тяжелую.
  • Например, в Иране это Iran Light и Iran Heavy.
  • Сорта нефти и газового конденсата (легкой нефти)
  • Введение сортности товарной нефти необходимо в связи с разностью состава нефти (содержания серы, различного содержания групп алканов, наличия примесей) в зависимости от месторождения.
  • Стандартом для цен служит нефть сортов WTI и Light Sweet (для западного полушария и вообще ориентиром для других сортов нефти), а также Brent (для рынков Европы и стран ОПЕК).
  • Характеристики нефти

Характеристики нефти, добываемой на разных месторождениях, могут отличаться в очень сильном диапазоне. Обычно нефть описывается как вязкая, маслянистая жидкость черного цвета, но это определение не всегда верно. Цвет нефти может отличаться от черного — она бывает светло-коричневой, иногда даже почти прозрачной.

  1. Эффективность переработки нефти большей частью зависит от 2 х основных параметров — нефти и содержания в ней серы.
  2. Качественные характеристики нефти
  3. Плотность нефти

По плотности нефть подразделяется на легкие и тяжелые сорта. Наибольшей ценой обладают легкие светлые нефтепродукты, такие как бензин, авиакеросин, дизельное топливо. Темные нефтепродукты (мазут, печное топливо) иногда стоят дешевле сырой нефти. Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) предпочитают производить больше дорогостоящих светлых нефтепродуктов и сократить выпуск темных.

  1. При поступлении на завод нефть подвергается первичной перегонке, в ходе которой исходное сырье разделяется на фракции, отличающиеся температурой кипения.
  2. Нефть низкой плотности (легкая нефть) при первичной перегонке дает больший выход светлых фракций, поэтому такие сорта нефти ценятся выше.
  3. Доля светлых н/продуктов в ассортименте выпускаемой продукции зависит не только от характеристик сырья, но и от уровня технического оснащения НПЗ.

Современные заводы, оснащенные оборудованием для глубокой переработки нефти, добиваются очень высокого выхода светлых нефтепродуктов даже из тяжелой нефти. Это становится возможным за счет применения так называемых деструктивных процессов, в 1 ю очередь, каталитического крекинга и гидрокрекинга.

  • Наличие серы и ее соединений
  • По наличию серы нефть подразделяется на и малосернистую.
  • В состав нефти входят различные соединения серы, доля которых может находится в пределах от долей процента до нескольких %.
  • Сорта, содержащие менее 0,5% серы, называются малосернистыми (сладкими, sweet), более 2,0-2,5% серы — высокосернистыми (кислыми, sour).

Соединения серы наносят серьезный вред природной среде, кроме того, они нарушают работу каталитических систем нейтрализации выхлопных газов, устанавливаемых на современных автомобилях. Требования к содержанию серы в топливе ужесточаются. Всего несколько лет назад широко применялось дизельное топливо, содержащее 0,3-0,5% серы, а сейчас счет ведется на сотые доли %.

  1. Аналогичные требования предъявляет к топливу класса 5 российский Технический регламент.
  2. Технологии сероочистки сложны и дороги, поэтому нефть с большим содержанием серы продается со скидкой по отношению к малосернистым сортам.
  3. Маркерные сорта нефти

В мире добывается несколько 10 ков сортов нефти. Россия поставляет на мировой рынок 5 сортов нефти и готовится к поставке 6 го, Еще больше сортов нефти добывается и используется в США. Очевидно, что все существующие сорта нефти не могут торговаться на биржах.

В настоящее время биржевые котировки устанавливаются лишь для немногочисленных так называемых маркерных сортов нефти. Маркерным стандартом для международных рынков нефти служит нефть сортов Brent, WTI, значение которых возросло в конце 1980 х гг после отказа от системы регулируемых ОПЕК цен. Сорт Brent — это смесь 4 х сортов нефти, добываемых в Северном море с 1970 х гг, в свое время был разработан странами-экспортерами нефти (ОПЕК).

Цены других сортов определяются при помощи дифференциала — скидки или надбавки, обусловленной отличиями в качестве. Например, российская нефть сорта Urals продается со скидкой по отношению к сорту Brent, что обусловлено большей плотностью и более высоким содержанием серы.

  • Всего на мировых рынках торгуется свыше 10 общепризнанных сортов нефти, из которых наиболее известными являются WTI (Западно-техасская средняя), котируемая на Нью-Йоркской бирже NYMEX (New York Merchandise Exchange), и Brent, котируемая на Лондонской бирже IPE (International Petroleum Exchange), которая в 2005 г была переименована в ICE Futures.
  • Оба сорта котируются также на Сингапурской бирже SIMEX.
  • Цена нефти сорта Brent определяется в ходе торговли нефтью на бирже по текущим (спотовым) ценам и по фьючерсным контрактам, ориентированным на будущие поставки.
  • По фьючерсным котировкам нефти Brent происходит основной % всех сделок по нефти, что отражает меньшую зависимость фьючерсных цен от конкретных условий поставки по сравнению со спотовыми котировками на нефть Brent.
  • Дисконт текущей цены на нефть Brent к ближайшему фьючерсу составляет от 0,4 — 0,6 долл США/.
  • Фьючерсы прекращают хождение за 1 месяц до срока поставки, который, как правило, приходится на середину месяца, таким образом апрельский фьючерс будет обращаться до середины марта.
  • Цена нефти Brent обычно составляла в среднем на 1 долл США/барр ниже цены WTI и на 1 долл США/барр выше цены корзины ОПЕК.
  • Паритет изменился в 2007 г, и нефть Brent торгуется с премией к WTI.

Вся нефть, добываемая в мире (в Саудовской Аравии, Северном море, США, Мексиканском заливе, Юго-Восточной Азии и т.д.), соотносится с эталоном нефти сорта Brent, Добываемая на различных месторождениях нефть, отличается от эталона и от величины этого отличия зависит ее цена.

  1. Власти РФ продолжают попытки создать российский бенчмарк нефти и сделать маркерными 2 сорта российской нефти:
  2. — Urals — для поставок в Европу;
  3. — ESPO (ВСТО) — для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Современные требования к бенчмарку нефти: — стабильное качество; — надежность поставок, долгосрочные объемы добычи; — заметность на рынке, наличие значительного количества потребителей этого сорта нефти; — развитая нефтетранспортная система (НТС), обеспечивающая гарантированные поставки потребителям нефти; — развитый ликвидный рынок биржевых инструментов:; фьючерсов, форвардных сделок, спрэдов и тд.

  • Хотя лед тронулся, 2016 т на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже () началась торговля фьючерсами на нефть сорта Urals, и за 1 полугодие 2017 г объемы торгов фьючерсами нефти сорта Urals зсоставили 3,2 тыс биржевых договоров общим объемом 3,2 млн барр нефти на сумму 160,8 млн долл США.
  • Без бенчмарка сложно торговать нефтяными фьючерсами в российской валюте.
  • Названия сортов нефти
  • Почти каждая нефтедобывающая страна поставляет на мировой рынок несколько сортов нефти.
  • Химический состав нефти отличается от скважины к скважине.
  • Saharan Blend (Алжир), Girassol (Ангола), Oriente (Эквадор), Iran Heavy (Иран), Basra Light (Ирак), Kuwait Export (Кувейт), Es Sider (Ливия), Bonny Light (Нигерия), Qatar Marine (Катар), Arab Light (Саудовская Аравия), Murban (ОАЭ) and Merey (Венесуэла).
  • Плотность сорта Mars составляет 28,9 о API, серосодержание — 2,05 %.
  • Таблица сортов нефти
  1. На фьючерсной бирже IPE в Лондоне котируется сорт Brent, который добывают в Северном море, на нью-йоркской бирже NYMEX котируется сорт West Texas Intermediate (WTI), а в Сингапуре — азиатский сорт Tapis.
  2. Остальные сорта, в зависимости от свойств, торгуются с надбавкой или с дисконтом по отношению к эталонным сортам.
  3. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) имеет собственный эталонный показатель, так называемую корзину, которая представляет собой средневзвешенный показатель отпускных цен для следующих семи сортов нефти: Saharan Blend (Алжир), Minas (Индонезия), Bonny Light (Нигерия), Arab Light (Саудовская Арабия), Dubai (Объединенные Арабские Эмираты), Tia Juana (Венесуэла) и Isthmus (Мексика).
  4. Краткое описание сортов нефти

В настоящем разделе дано краткое описание ведущих сортов нефти. Образцы российской нефти Сорта российской нефти В настоящее время выделено 9 основных сортов российской нефти: Sokol («Сахалин-1»), Vityaz («Сахалин-2»), Rebco, Espo (ВСТО), ARCO, Novy Port, Sakhalin Blend: — Urals; — Siberian Light; — Sokol (проект Сахалин-1); — Vityaz (проект Сахалин-2); — ESPO (ВСТО); — REBCO (Russian Export Blend Crude Oil); — в 2014 г анонсирован новый сорт нефти ARCO с Приразломного месторождения в Печорском море; — в 2014 г Газпром нефть представила новый сорт легкой нефти Novy Port Новопортовского НГКМ с Ямала.

  • — в 2015 г выведен новый сорт нефти Sakhalin Blend, который является смесью нефти сорта Vityaz с газовым конденсатом с и предполагает получение большего количества бензина и дизельного топлива.
  • В качестве эталонов для котировки российской нефти используются: Brent Dated и Dubai.
  • Brent — это сорт нефти, являющийся мировым эталоном по качеству, свойствам и составу нефти, являющимся наиболее оптимальными для переработки и производства нефтепродуктов, использующийся как эталон в установлении цены.
  • Brent Dated используется для оценки российских сортов нефти Urals, Siberian Light, ESPO, Sokol.
  • Dubai — это сорт нефти, добываемый в Эмирате Дубаи и использующийся как эталон в установлении цены на другие сорта экспортной нефти в регионе Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
  • Нефть сорта Dubai
  • Dubai — используется для оценки российских сортов нефти ESPO, Sokol.
  • Ниже мы подробнее остановимся на основных маркерных сортах российской нефти.
  • Сорт нефти Urals (Юралс)

Urals — это сорт высокосернистой нефти (содержание серы около 1,3%), которая представляет собой экспортную смесь из нефти, добываемой в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) и Татарстане (тяжелую, высокосернистую нефть Урала и Поволжья смешивают с легкой западносибирской нефтью).

Основные производители нефти Urals — это Роснефть, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз, Газпром нефть, и Татнефть. Стоимость российской нефти определяется дисконтированием цены на сорт Brent, поскольку российская нефть считается менее качественной ввиду высокого содержания серы, а также тяжелых и циклических углеводородов, и не является бенчмарком.

Недостатки Urals:

  • больше тяжелых фракций, что приводит к росту плотности;
  • концентрация серы в 2–3 раза больше, чем в Brent и WTI.

Это ухудшает свойства Urals, что делает более дешевым. Обычно Urals продается с дисконтом 10 — 15% относительно сорта Brent. λ = 0,89 — это корректирующий коэффициент сорта Urals к сорту Brent. То есть цена сорта Urals обычно = цена сорта Brent*λ. Но, бывают исключения, когда из-за санкций, к примеру, против нефтегаза Венесуэлы г, тяжелая высокосернистая нефть становится дефицитной или еще чего.

В последнее время в России предпринят ряд шагов для того, чтобы повысить качество нефти Urals путем исключения из нее высокосернистой татарстанской нефти (в республике Татарстан планируется построить новые нефтеперерабатывающие мощности для того, чтобы из местной нефти делать бензин, а не пускать ее в нефтепровод).

Сама по себе Западно-Сибирская нефть приемлемого качества. За рубежом она известна под маркой Siberian Light.

  1. В России фьючерс на нефть сорта Urals торгуется на рынке ФОРТС на бирже РТС.
  2. Добыча российской нефти Urals
  3. Нефть сорта Urals поставляется через порт Новороссийск и по системе магистральных нефтепроводов (МНП) Дружба, через порты Приморск, Усть-Луга на Балтике.
  4. Urals имеет плотность 860-871 кг/м 3 (31-32 о API), содержание серы 1,2-1,3%.
  5. В 1 тонне содержится 7,28 нефти Urals,
  6. Сорт нефти Siberian Light (Сибериан Лайт)

Siberian Light — это сорт нефти (содержание серы около 0.57%), которая представляет собой смесь из нефти, добываемой в ХМАО.

  • Основные производители нефти Siberian Light — это Роснефть, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз, Газпром нефть.
  • Основные поставки идут через порт Туапсе.
  • Плотность Siberian Light составляет 845-850 кг/м 3 (36,5 о API), содержание серы 0,57%.
  • Сорт нефти Rebco (Ребко)
  • Rebco (Russian Export Blend Crude Oil) — это сорт, используемый в торговле на Nymex (Нью-Йоркская товарная биржа).
  • Подразумевает поставку Urals FOB Приморск.
  • Сорт нефти Sokol (Сокол)
  • Sokol — это нефть, добываемая в проекте Сахалин-1, экспортируется через порт Де-Кастри (Хабаровский край).
  • Плотность составляет 37,9 о API, содержание серы — 0,23%.
  • Сорт нефти Vityaz (Витязь)
Читайте также:  Какой Характер Носят Требования Международных Стандартов Iso Серии 9000?

Vityaz — это сахалинская нефть, добываемая в рамках проекта Сахалин-2. Экспортируется через порт Пригородное (Сахалин). Цена привязана к стоимости сорта Dubai.

  1. Ее основными покупателями стали Япония (33,9%), Южная Корея (33,6%), Китай (24,8%), Тайвань (1,6%), Филиппины (1,6%), США (1,5%), говорится в отчете об устойчивом развитии Sakhalin Energy за 2010 г.
  2. Сорт нефти Витязь — это легкая, малосернистая нефть, похожая по качеству на легкую сырую нефть из Омана.
  3. Нефть сорта Витязь получила название от производственно-добывающего комплекса Витязь, в рамках которого на 1 м этапе проекта Сахалин-2 велась добыча этого сорта нефти.
  4. В настоящее время нефть сорта Витязь, добываемая с платформы Моликпак, поступает по Транссахалинской трубопроводной системе (Транссахалинская трубопроводная система) непосредственно на нефтетерминал отгрузки, расположенный на юге острова Сахалин.
  5. Сорт нефти ESPO (Eastern Siberia-Pacific Ocean)
  6. ESPO — это сорт восточносибирской нефти, поставляемая по МНП Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).
  7. Цена нефти ESPO сейчас имеет привязку к сорту Dubai Crude.
  8. В 2012 г премия к цене составляла 4,4 долл США/баррель, в 2010 г — дисконт 0,4-1,4 долл США/барр.
  9. Espo поставляется в страны Азии, а также на западное побережье США, где конкурирует с аляскинской нефтью сорта ANS.
  10. Плотность Espo составляет 34,8 о API, содержание серы — 0,62%.
  11. В 1 тонне Espo содержится 7,39 барреля.
  12. Сорт нефти ARCO (Arctic Oil ) — сорт арктической нефти, с 2014 г добываемой на Приразломном месторождении на шельфе Печорского моря.
  13. Более тяжелая и сернистая по сравнению с другими сортами экспортной российской нефти.
  14. Поэтому ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на ориентированных на такую нефть НПЗ северо-западной Европы.
  15. Плотность ARCO — 906 кг /м 3, ), 24 о API, содержание серы -2,3 %, низкое содержание парафина.
  16. Предполагается дисконт к цене сорта Urals порядка 3-5 долл США/ барр.
  17. Сорт нефти Brent (Брент)
  18. Нефть сорта Brent (brent oil или brent crude oil) — это низкосернистый сорт нефти, добываемой в Северном море.
  19. Свойства Brent: плотность около 38°API, серы 0,2-1%, плотность WTI составляет 40°API (стандарт American Petroleum Institute — Американского нефтяного института), содержание серы — 0,4-0,5%.
  20. Кроме сорта Brent выделяют следующие сорта нефти: Brent Sweet, Light Crude, Oseberg and Forties.
  21. Сорт нефти WTI (ВТИ)

West Texas Intermediate (WTI) или Texas Light Sweet — это эталонный сорт нефти. Добывается в штате Техас (США). В основном используется для производства бензина и поэтому на данный тип нефти высокий спрос в США и Китае.

  • Плотность составляет 39,6 о API, содержание серы — 0,24%.
  • Название Brent складывается из 1 х букв названий слоев Broom, Rannoch, Etieve, Ness and Tarbat и происходит от одноименного месторождения, открытого в 1970 г.
  • Месторождение Brent расположено в северной части грабена Викинг Центрально-Североморской рифовой системы Североморского нефтегазоносного бассейна.

Нефть месторождения является одним из основных компонентов т.н. смеси Brent.

  1. Нефть Brent считается самой подходящей для производства бензина и средних дистилляторов.
  2. Обычно перерабатывается на Северо-западе Европы, затем, если цена подходит для экспорта в Восточный залив США или в Среднеземноморье.
  3. Сорт нефти Sweet crude oil
  4. Свойства : серы -менее 0,5%, плотность — 37° API — 42° API.
  5. Sweet указывает на небольшое количество сероводорода и углекислого газа. Sweet crude используется для производства бензина/
  6. Среди производителей сырой нефти sweet: Саудовская Аравия, Румыния, Судан, Великобритания (нефть сорта Brent Crude), США (нефть марок: West Texas Intermediate, Low Sweet Mix, New Mexican Sweet, North Texas Sweet, Oklahoma Sweet, South Texas Sweet, Nevada Great Basin Sweet, Wyoming Sweet, Louisiana Sweet), Оман, Йемен, Нигерия, Малайзия, Канада, Индонезия.
  7. Сорт нефти Light Sweet crude oil
  8. Cвойства: низкое содержание воска, плотность 34° API — 42° API.
  9. Нефть с высокой вязкостью тяжело транспортировать, переработанную нефть с пониженным содержанием парафина стали называть light crude.
  10. Нефть с существенно более высоким содержанием парафина стали называть heavy (тяжелой нефтью).
  11. Нефть light и sweet отражают разницу физических свойств.
  12. У нефти light (более жидкая) более высокая плотность API, чем у нефти heavy( более густая нефть).
  13. Термин sweet отражает низкое содержание серы.
  14. Сорт нефти Saharan Blend

Saharan Blend — это сорт нефти, добываемый в Алжире. Используется при установлении цены на сорта экспортной нефти в регионе Персидского залива. Плотность составляет 45° API, содержание серы — 0.09%. Входит в экспортную корзину ОПЕК. Сорт нефти Es Sider (Эс сайдер) Es Sider — это ливийская высококачественная марка нефти с низким содержанием серы. Входит в корзину ОПЕК.

  • Цена экспортной ливийской нефти Es Sider жестко привязана к биржевым котировкам европейского сорта Brent и включает в себя следующие сорта:
  • Экспорт ливийской нефти сорта Es Sider
  • — Es Sider (36-37° АРI);
  • — EI Sharara (44° API);
  • — Zueitina (42° API);
  • — Bu Attifel (41° АРI);
  • — Brega (40° API);
  • — Sirtica (40° API);
  • — Sarir (38° API);
  • — Amna (36° API);
  • — EI Bouri (26° API).
  • Сорт нефти Arab Light

Arab Light — это сорт нефти, добываемая в Саудовской Аравии. Используется при установлении цены на другие сорта экспортной нефти в регионе Персидского залива. Плотность составляет 32.8° API, содержание серы — 1.97%. Входит в экспортную корзину ОПЕК.

  1. Сингапурская биржа SIMEX
  2. Фактически является смесью нефтей, добываемых на шельфовых месторождениях Brent, Oseberg и Forties между побережьями Норвегии и Шотландии.
  3. Компоненты Oseberg и Forties были добавлены в данную смесь только в 2002 г и с тех пор этот сорт нефти также называют BFO.
  4. Является одной из основных сортов нефти, торгуемых на международных нефтяных биржах.
  5. История появления сортов нефти:
  6. История сорта Urals.
  7. Российский Urals вышел на мировой рынок в 1970 х гг.
  8. Высокосернистый сорт, образующийся при транспортировке по нефтепроводной системе Транснефти нефти с месторождений Урала, Поволжья и Западной Сибири, привязан через понижающий коэффициент к цене Brent.
  9. Рынок сбыта Urals ограничен географией МНП Дружба и поставками по морю из портов черноморского региона, поэтому полноценным маркерным сортом он считаться не может.
  10. В 2006 г был начат проект торговли новой экспортной маркой на базе Urals — REBCO (Russian Export Blend Crude Oil).
  11. Однако на NYMEX за 6 лет не было заключено ни одной сделки по фьючерсам на REBCO.
  12. Всего в настоящее время в России существует 6 экспортных сортов нефти с условными названиями по способу доставки покупателям: Усть-Луга (с содержанием серы 1,7%), Приморск (1,45%), Дружба (1,6%), Новороссийск-1(1,5%), Новороссийск-2(0,6%) и собственно ESPO/ВСТО (0,53%).
  13. История сорта WTI
  14. WTI (West Texas Intermediate) — западнотехасский средний сорт, служит маркером для импортируемой в США нефти.
  15. В 1970 х гг из-за эмбарго арабских государств-членов ОПЕК и исламской революции в Иране стоимость нефти выросла примерно в 10 раз, что вынудило американское правительство ввести государственное регулирование внутренних цен на н/продукты.
  16. После отказа от госрегулирования в 1981 г WTI стал эталонным сортом для торговли в США.
  17. В 1983 г на бирже NYMEX были запущены торги фьючерсами на WTI.
  18. Объем текущей добычи сорта также не превышает 1% мирового, однако к нему привязано примерно 2/3 всех торгуемых в мире нефтяных фьючерсов.
  19. Основой ценообразования WTI является баланс запасов на нефтяном хабе Кушинг (Оклахома), что делает формирование биржевой цены уязвимой перед манипуляциями.
  20. Поэтому ряд ближневосточных поставщиков США в 2010 г перешли на альтернативный сорт Argus Sour Crude Index (ASCI).
  21. История сорта ESPO.

ESPO — получила свое название по аббревиатуре строящегося стратегического нефтепровода из Сибири на Дальний Восток — Восточная Сибирь — Тихий Океан. По этому нефтепроводу (ВСТО) нефть с месторождений Восточной Сибири будет экспортироваться в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

  • Новый сорт нефти фактически представляет собой смесь с параметрами разных месторождений, уже введенных в эксплуатацию.
  • Превосходит по качеству Urals.
  • Новая нефть по содержанию серы почти такая же, как лучшая низкосернистая Siberian Light.
  • К тому же экспортная смесь Urals в большой степени привязана к различным сортам нефти, в силу чего ее цена колеблется по отношению к ним.
  • Маловероятно, что российская нефть Espo послужит индикатором для Ближнего Востока, но для Азиатско-Тихоокеанского региона это вероятно.
  • Сорта Brent, Light Sweet и WTI лидируют
  • Brent и WTI относятся к так называемому сорту Light Sweet Crude Oil — малосернистой легкой нефти, на которую и приходится большая часть мирового спроса.
  • Из легких сортов сырой нефти на НПЗ получают больше бензиновых фракций, чем в среднем из других сортов.
  • Меньшим спросом пользуются и, следовательно, более низкую цену имеют тяжелые сорта сырой нефти, из которых при переработке получают большое количество тяжелого мазута.
  • К таким сортам относится, например, Maya (Мексика).
  • Из тяжелых сортов нефти тоже можно получать топливо, но со значительно большими затратами на переработку.
  • Винтерсхалл добывает в основном легкие и среднетяжелые виды нефти.
  • Наибольшим спросом пользуются так называемые легкие сорта нефти: из них можно изготовить большое количество бензина и высококачественных продуктов для химической промышленности.
  • К этим сортам относится нефть, добываемая Винтерсхаллом в Айтингене на юге Германии, и нефть ливийских месторождений Ас-Сарах и Нахла.
  • Нефть месторождений Барнсторф и Эмлихгейм — среднетяжелая, из нее добываются преимущественно дизель и мазут.
  • Чем тяжелее нефть, тем выше издержки на ее переработку.

Читать подробнее: Сорта нефти. Маркерный стандарт, бенчмарк

Почему российская нефть дешевле?

Почему российская нефть Urals дешевле нефти Brent | Финтолк Вот уже месяц как российская нефть Urals продается с рекордной скидкой в 35 долларов по отношению к эталонному европейскому сорту Brent. Стоп. А почему вообще российская нефть всегда стоила дешевле? В чем разница между сортами? Финтолк решил объяснить, что происходит.

Причина нынешней скидки на российскую нефть — по большей части политическая. Со всех сторон санкции, желающих купить репутационной выгоды ради — все меньше, вот и приходится торговать дешевле. По законам рынка. Но ведь и до начала военной спецоперации баррель (159-литровая бочка) нефти Urals всегда стоил на доллар-два дешевле нефти Brent, добываемой в Евросоюзе.

Почему так? У нас какие-то неправильные нефтяники, и они делают неправильную нефть? Конечно же, нет. Дело в том, что нефть — это на самом деле смесь жидкостей и различных примесей. И в разных местах планеты пропорции разные. Основных факторов, по которым сорта отличают между собой, два: легкость нефти и содержание в ней серы. Легкость нефти зависит от того, каких жидкостей в ее составе больше — легких или тяжелых. Легкие — это, например, бензин, керосин, растворители. Они стоят дороже, соответственно, и нефть, где их больше, ценится выше. Тяжелые — это мазут. Он дешевый, и бывают ситуации, когда все остальные составляющие нефти продали, а желающих купить мазут не нашлось. Сера создает проблемы при переработке нефти. Потому что для производства из нефти всего того, для чего нефть, собственно, выкачивали из недр, серу сначала приходится отфильтровывать. А это довольно сложный процесс, который продажей извлеченной серы не окупается. Это, кстати, не повод думать, что с нефтью России как-то особенно не повезло. Brent именно потому и эталонный сорт, что у него так все хорошо с характеристиками. На самом деле на рынке подобной нефти не так уж и много. А еще в России добывается полный аналог Brent — называется Siberian Light,

  • Но по пути в нефтепроводе к нему добавляется тяжелая и высокосернистая нефть Поволжья, которую тоже нужно как-то продавать — вот из этой смеси и получается Urals.
  • Конечно, на цену влияют и другие факторы.
  • Например, количество того или иного сорта нефти на рынке.
  • Дело в том, что нефтеперерабатывающие заводы обычно заточены на работу с конкретным сортом нефти, и поэтому резко закупить другой не могут.

Несколько лет назад был даже скандал, когда на НПЗ в Белоруссии случайно подали нефть с высоким содержанием серы, и дорогое оборудование просто вышло из строя. Да, сейчас фактор санкций для цены на российские углеводороды — решающий. Однако не стоит забывать и о том, что сейчас ситуация со скидками на Urals довольно интересная. Хотите обсудить эту статью? Подпишитесь на наш Читать подробнее: Почему российская нефть Urals дешевле нефти Brent | Финтолк

Почему нефть тяжелая?

Пло́тность не́фти (объёмная ма́сса) изменяется в пределах 730—1040 кг/м³. На практике для её измерения чаще используют единицы измерения грамм на кубический сантиметр (г/см³) и соответственно плотность нефти колеблется в пределах 0,730—1,040 г/см³. Наиболее распространенные величины плотности нефти — 0,82-0,90 г/см³. По плотности выделяются несколько классов сырой нефти :

супер лёгкая — до 0,78 г/см³ — super light — выше 50 в градусах API — газовый конденсат (например — Алжирский конденсат группы Ин-Аменас); сверх лёгкая — 0,78-0,82 г/см³ — extra light — 41,1-50 в градусах API (например — Казахстанский Тенгиз, Саудовский Шайба); лёгкая — 0,82-0,87 г/см³ — light — 31,1-41,1 в градусах API ; средняя — 0,87-0,92 г/см³ — medium — 22,3-31,1 в градусах API ; тяжёлая — 0,92-1 г/см³ — heavy — 10-22,3 в градусах API ; сверх тяжёлая — более 1 г/см³ — extra heavy — до 10 в градусах API — битум.

Для нефти низкой плотности характерно преобладание метановых углеводородов, низкое содержание смолисто — асфальтеновых компонентов, во фракционном отношении — высокое содержание бензиновых и керосиновых фракций. Тяжёлые нефти имеют повышенную концентрацию смолисто — асфальтеновых компонентов.

Какой сорт нефти в России?

Российские сорта нефти На сегодняшний день в РФ производится семь сортов нефти : Urals, Siberian Light, ESPO, Sokol, Vityaz, ARCO, Sakhalin Blend. Их можно дифференцировать по различным критериям, ключевыми из которых являются качество и котируемость на международных биржах.

Где добывают особо легкую нефть?

В России маркерные сорта — это тяжелая Urals и легкая нефть Siberian Light, ESPO. В Великобритании — Brent, в Норвегии — Statfjord, в Ираке — Kirkuk, в США — Light Sweet и WTI. Часто бывает, что страна производит 2 сорта нефти — легкую и тяжелую. Например, в Иране это Iran Light и Iran Heavy.

Что такое Высоковязкая нефть?

Высоковязкая тяжелая нефть -альтернатива традиционной нефти I Б.С.Рачевский, профессор РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, д.т.н., ЦаоБо, аспирантРГУ нефти и газа имени И.М.Губкина (Китай) В статье показана актуальность проблемы истощения запасов традиционной нефти и целесообразность ее замены на альтернативную высоковязкую тяжелую нефть.

Рассмотрены способы подготовки высоковязкой нефти к транспортировке по трубопроводам. Особое внимание уделено способам снижения вязкости тяжелой нефти, в том числе микроволновым излучением. _Ключевые слова: традиционная нефть, высоковязкая нефть, подготовка к транспортировке, снижение вязкости. беспеченность топливными ресурсами определяет национальную энергобезопасность и развитие экономики любого государства.

Современное экономическое развитие стран мира в течение трех последних десятилетий привело к многократному увеличению потребления энергетических ресурсов, в первую очередь нефти как сырья для производства нефтепродуктов. В свою очередь нефтепродукты являются основным энергоресурсом для двигателей внутреннего сгорания, основная доля которых приходится на автотранспорт, количество которого растет в последние годы высокими темпами.

  1. В настоящее время мировой парк автомобилей составляет около 1 млрд ед.
  2. И состоит на 30 % из грузовых и на 70 % из легковых автомобилей.
  3. Каждый год в мире производятся примерно 45 млн автомобилей, причем 25 миллионов заменяют выводимые из эксплуатации транспортные средства, а 20 миллионов составляют ежегодный прирост мирового автопарка.
Читайте также:  Какие Функции Документов Можно Отнести К Основным?

Подсчитано, что в среднем в год один автомобиль потребляет 2,2 т бензина или дизельного топлива, а весь мировой автопарк — порядка 2,2 млрд т моторного нефтяного топлива, на производство которого потребуется как минимум 4 млрд т нефти. С другой стороны, доказанные мировые запасы традиционной нефти составляют около 162 млрд т.

  • Если тратить нефть только на производство нефтяных моторных топлив, то ее хватит в среднем по миру не более чем на 40 лет (162 млрд / 4 млрд = 40 лет).
  • При этом с учетом имеющихся геологических запасов и нынешнего уровня добычи по странам традиционной нефти в Саудовской Аравии хватит на 80 лет, в Иране — на 70 лет, в Венесуэле — на 58 лет, в Ливии — на 56 лет, в Мексике -на 43 года, в России — на 22 года, в Китае -на 21 год, в Норвегии — на 19 лет, в США — на 10 лет, в Великобритании — на 5 лет.

Поскольку запасы традиционной нефти, основного в настоящее время энергоносителя на нашей планете, заметно истощаются, одной из важных проблем топливно-энергетического комплекса является применение альтернативных углеводородных топлив. Мировая практика уже успешно использует некоторые виды такого топлива.

Это природный газ в компримированном и сжиженном виде, Однако растущее энергопотребление и большие запасы нетрадиционной труднодоступной нефти заставляют вовлекать в разработку и эти месторождения, наиболее перспективными из которых можно считать залежи тяжелой высоковязкой нефти (ВВН). Важнейшей составляющей сырьевой базы нефтяной отрасли нефтедобывающих стран мира, в том числе и России, являются запасы высоковязкой тяжелой нефти.

По оценкам, ее запасы составляют от 790 млрд до 1 трлн т, что в 5-6 раз больше остаточных извлекаемых запасов нефти малой и средней вязкости, составляющих примерно 160 млрд т. Геологические запасы высоковязкой нефти в России составляют до 75 млрд т, однако их применение требует использования специальных дорогостоящих технологий, так как такая нефть сложна в переработке, из-за высокой вязкости ее сложно перекачивать, она плохо протекает по скважине, и даже при больших запасах трудно отбирать большие дебиты.

К сожалению, пока добыча высоковязкой нефти достаточно часто нерентабельна. Как и всякое новое перспективное производство, освоение ресурсов, транспортировка и организация переработки высоковязкой нефти требуют перспективных методов воздействия на тяжелую нефть с целью снижения ее вязкости. Высоковязкая нефть — это нефть, в состав которой входит большое количество тяжелых углеводородов.

Вязкость ВВН быстро увеличивается при снижении температуры, и застывает такая нефть при сравнительно низких температурах. В состав ВВН входит большое количество парафинов. При высоких температурах ВВН является маловязкой жидкостью, однако при снижении температуры ниже начала кристаллизации в ней начинают выделяться кристаллы парафина, количество которых увеличивается по мере снижения температуры нефти.

  1. Обычным способом перекачка такой нефти нерациональна, так как велико гидравлическое сопротивление течению.
  2. Вязкость в пластовых условиях для месторождений тяжелой ВВН варьируется от относительно небольших значений 20 МПа-с до величин, близких к значениям природного битума (9000 МПа-с).
  3. При этом большинство месторождений имеют вязкость в пределах 1000 МПа-с.

Залежи ВВН встречаются в диапазоне глубин от 300 до 1500 м и выше. Наиболее значимые залежи находятся на глубине 1000.1500 м. Операционные затраты по добыче и транспортировке тяжелой нефти в 3-4 раза превосходят эти затраты для легкой нефти, что связано с высокой плотностью и вязкостью тяжелой нефти.

Переработка тяжелой ВВН более затруднительна, энергоемка и, как следствие, во многих случаях низкорентабельна и даже убыточна. Поэтому добыча и транспортировка высоковязкой нефти требуют применения специальных технологий, позволяющих уменьшить гидравлическое сопротивление ВВН при ее движении в трубопроводе или снизить вязкость тяжелой нефти.

Потери энергии на трение при транспортировке высоковязкой нефти оказываются настолько большими, что ее перекачка оказывается нецелесообразной. Для того, чтобы получить возможность транспортировать высоковязкую нефть, необходимо улучшить ее текучесть. Существуют различные способы разработки тяжелой нефти, которые различаются технологическими характеристиками, позволяющими улучшить текучесть этого продукта.

Так, разработаны способы, улучшающие текучесть высоковязкой нефти при транспортировке ее по трубопроводам. Их можно 42 разделить на две группы: способы, при которых реологические свойства перекачиваемой нефти не меняются, и способы, основанные на изменении этих свойств, К первой группе относятся: • создание с помощью механических устройств (насадки, спирали и т.д.) пристенного внутреннего слоя из маловязкой жидкости (нефть, нефтепродукты, вода с добавлением поверхностно-активных веществ и без них); • уменьшение шероховатости внутренней стенки трубопровода или изменение его геометрии (трубы с внутренним покрытием, телескопические трубопроводы); • уменьшение эквивалентной длины трубопровода (последовательная перекачка партий нефти и воды).

Способы перекачки высоковязкой нефти, основанные на изменении реологических характеристик транспортируемой жидкости, относятся ко второй группе, и их можно разделить на физические и физико-химические. К физическим способам относятся следующие: • повышение температуры потока нефти в печах или теплообменниках, расположенных в отдельных пунктах трассы трубопровода, с использованием для этого различных видов топлива (перекачиваемый продукт, утилизация тепла промышленных производств и т.д.); • повышение температуры потока нефти за счет внешнего или внутреннего электрообогрева трубопровода с тепловой изоляцией или без нее (гибкие ленты, кабели, разогрев за счет скин-эффекта и т.д.); при этом возможен разогрев всего объема жидкости или только пристенного слоя.

Физико-химические способы можно разделить на пять типов: • перекачка в виде эмульсий нефти в воде с использованием стабилизирующих поверхностно-активных веществ (ПАВ) и без них; • разбавление перекачиваемой нефти маловязкой нефтью и другими углеводородными разбавителями (нефтепродукты, газовый конденсат и т.д.); • термообработка путем нагрева нефти до определенной температуры с последующим ее охлаждением в заданном режиме до температуры перекачки; • обработка депрессорной присадкой всего объема нефти или только пристенного слоя потока; • обработка высоковязкой нефти микроволновым облучением.

В историческом аспекте первоначально был разработан способ транспортировки нефти в нагретом состоянии, а в 40-50-х гг. XX века предложены такие технологии как гидротранспорт высоковязкой нефти, применение углеводородных разбавителей и маловязкой нефти, а также термообработка.

Позднее появились предложения по использованию при перекачке химических соединений, повышающих текучесть па-рафинистых видов нефти и депрессоров (стимуляторы потока). В мировой и отечественной практике накоплен значительный опыт эксплуатации трубопроводов, перекачивающих высоковязкую нефть. На большинстве из них для снижения вязкости нефти используют подогрев,

Одним из самых крупных «горячих» трубопроводов является «Узень — Самара». Несмотря на распространенность этого метода перекачки ему присущи серьезные недостатки, так как он ведется при температурах около 60.80 °С. Это приводит к большим затратам тепла, причем сжигается огромное количество перекачиваемого сырья, что отрицательно влияет на окружающую среду.

  1. Так как температура перекачиваемых продуктов значительно выше температуры окружающего пространства, неизбежно активное влияние «горячих» трубопроводов на сложные природные условия, например, на зоны вечномерз-лых грунтов.
  2. Эффективным способом трубопроводного транспорта высоковязкой нефти является ее перекачка в смеси с маловязкой нефтью и нефтепродуктами.

Вязкость таких смесей снижается, что обусловливает уменьшение энергозатрат. Обычно концентрация маловязкого углеводородного разбавителя в смеси составляет 30 % (об.), Препятствием к широкому внедрению этого способа является, как правило, отсутствие необходимого количества разбавителя в местах добычи высоковязкой нефти, а доставка его туда часто бывает экономически нецелесообразной.

  • При гидротранспорте нефти в виде эмульсии «нефть в воде» с применением стабилизирующих ПАВ эффект снижения вязкости достигается за счет отсутствия контакта частиц нефти друг с другом и с внутренней поверхностью трубопровода, так как она смачивается водой.
  • Недостатками этого метода улучшения текучести высоковязкой нефти являются энергетические затраты на перекачку воды, которая обычно составляет 25.30 % общего количества транспортируемой нефти, а также необходимость очистки воды от ПАВ на конечном пункте нефтепровода перед ее дальнейшим использованием,

Гидротранспорт требует высокой степени надежности насосного оборудования и электроснабжения, так как даже кратковременные остановки перекачки в холодный период года могут привести к замораживанию трубопровода на участках значительной длины. Кроме того, при гидротранспорте изменение соотношения воды и нефти может привести к обращению фаз, то есть к образованию стойких обратных водонефтяных эмульсий, более вязких, чем сама нефть.

При такой технологии в условиях отрицательных температур должна применяться теплоизоляция трубопроводов. Практика эксплуатации «горячих» трубопроводов показала, что можно уменьшить прочность кристаллической структуры и снизить вязкость высо-копарафинистой нефти путем ее термообработки, которая подразумевает нагрев нефти до определенной температуры (около 90 °С) с последующим охлаждением в динамическом и статическом режимах с заданной скоростью (10.20 град/ч).

При нагреве нефти в процессе термообработки твердые парафиновые углеводороды растворяются, и снимается вся ее тепловая и механическая предыстория. При ее охлаждении начинают образовываться кристаллы парафинов, которые вступают в контакт с асфальто-смолистыми веществами, подавляющими способность парафинов образовывать гель и тем самым смещающими начало процесса структурообразо-вания в область более низких температур,

  • Основным недостатком этого метода является то, что повторный нагрев тер-мообработанной нефти в значительной степени снижает эффект термообработки и ухудшает ее реологические характеристики при хранении.
  • Восстановление исходных реологических характеристик некоторых видов нефти после термообработки наступает через 3.4 суток из-за теплового движения частиц, которое способствует образованию сплошной структурной сетки из парафинов,

Перспективным способом перекачки по трубопроводам высокопарафинистой нефти является ее обработка депрес-сорными присадками, улучшающими текучесть и снижающими температуру застывания этой нефти. В течение последних 20-30 лет как за рубежом, так и в России проводились широкие лабораторные и промышленные исследования по разработке нефтяных депрессоров и определению области их применения,

  1. Действие указанных присадок различно: одни снижают температуру застывания нефти, другие уменьшают напряжение сдвига и вязкость.
  2. Наилучшие образцы объединяют вышеперечисленные качества, и высокопарафинистая нефть, обработанная ими, приобретает 44 ньютоновский характер течения в диапазоне температур, при которых обычно она представляет собой неподвижную массу.

Неньютоновское поведение высо-копарафинистой нефти при ее перекачке по трубопроводам обусловлено появлением и развитием в ней кристаллической структуры парафиновых углеводородов. Введение в нефть депрессорной присадки приводит к изменению формы и размеров кристаллов парафина, но не снижает его количество в растворе.

Механизм действия присадок объясняется созданием на поверхности кристаллов защитного барьера в период их выделения из раствора, который препятствует построению кристаллической структуры, охватывающей всю жидкую фазу нефти. В результате понижается температура образования геля, и сформировавшаяся кристаллическая структура имеет более низкую механическую прочность, чем без депрессора.

Способы ввода депрессора могут быть различны. Основным требованием к ним является обеспечение высокой степени его смешения с нагретой до 50.60 °С нефтью. Недостаток этого способа — высокая стоимость присадок. Представляет значительный интерес обработка высоковязкой нефти микроволновым облучением, которая проводится с целью снижения вязкости нефти.

  1. Микроволновой (или сверхчастотный) диапазон — это диапазон электромагнитных волн, частоты которых лежат в интервале от 300 МГц до 300 ГГц, что соответствует диапазону длин волн от 1 мм до 100 см.
  2. Нагревание диэлектрических материалов микроволновым излучением обусловлено диэлектрическими потерями.
  3. Микроволновой нагрев является объемным, когда поглощение энергии происходит распределенными центрами, в состав которых входят компоненты с большой величиной мнимой части диэлектрической проницаемости (фактор диэлектрических потерь) — молекулы смол и асфальтенов.

Рост температуры идет быстрее по сравнению с обычным нагревом, когда тепло поступает через поверхность, ограничивающую облучаемый объем. При обычном нагреве путем теплопроводности, конвекции или рационального переноса тепловой энергии передача тепла от внешних участков к внутренним обусловлена температурным градиентом.

  1. Микроволновой нагрев более быстрый, эффективный и экологически чистый.
  2. Кроме того, важную роль играет «нетепловой эффект», заключающийся в селективном воздействии на определенные химические группы и связи.
  3. Исследование механизмов воздействия микроволнового излучения на тяжелую вязкую нефть все еще находится в начальной стадии.

Нами проведены экспериментальные и теоретические исследования воздействия микроволнового облучения на вязкость тяжелой нефти, которые показали эффективное снижение ее вязкости при воздействии микроволнового облучения. Изменения микроструктуры нефти практически необратимы, и новые параметры остаются стабильными по меньшей мере около двух месяцев.

Микроволновое воздействие можно охарактеризовать как «тепловым», так и «нетепловым» эффектом воздействия на тяжелую нефть. Эти многокомпонентные сложные системы являются природными дисперсными системами, в которых высокомолекулярные компоненты (асфаль-тены, смолы и парафины) вследствие значительных потенциалов межмолекулярных взаимодействий формируют коллоидные частицы различной морфологии.

Наряду с изменениями надмолекулярных структур на различных уровнях иерархии происходят необратимые химические изменения (разрыв молекулярных связей длинных алка-новых цепей или ароматических фрагментов в надмолекулярных структурах, обусловленный пи-взаимодействиями).

  1. Это ведет к увеличению содержания ароматических и алкановых молекул меньшей молекулярной массы в дисперсионной среде.
  2. Эффективность и целесообразность применения того или иного способа добычи и транспортировки высоковязких видов нефти зависит от множества факторов.
  3. Тем не менее в конкретных случаях выбор возможного способа определяется техническими и экономическим ограничениями.

Упомянутые выше способы транспортировки высоковязкой нефти и проведенные исследования свидетельствуют о том, что процесс обработки ВВН микроволновым излучением перспективен в качестве основы для развития новых технологий повышения эффективности ее добычи и транспортировки, а значит и получения экономических преимуществ.

С учетом того, что энергия является основой человеческого существования, и спрос в мире на энергоносители с годами увеличивается, а ресурс традиционной нефти снижается, решение проблемы обеспечения энергобезопасности заставило специалистов обратить внимание на технологии, позволяющие заменить традиционную нефть.

Одной из них стала технология использования высоковязкой тяжелой нефти с наиболее эффективным способом ее добычи и транспортировки. Литература 1. Рачевский Б.С. Развитие энергетики сжатого и сжиженного природного газа как переходного этапа к водородной энергетике // Транспорт на альтернативном топливе.-2009.

— №3 (9).-С.16-20.2. БоЦао, Рачевский Б.С. Использование газомоторного топлива на автотранспорте в Китае // Транспорт на альтернативном топливе. -2014. — №6 (42). — С.57-61.3. Рачевский Б.С. Сжиженные углеводородные газы — альтернатива нефти и нефтепродуктам // Транспорт на альтернативном топливе. — 2009. -№4 (10).

-С.7-10.4. Агапкин В.М., Челинцев С.Н. Перекачка высоковязких и застывающих нефтей и нефтепродуктов за рубежом. -М.: ВНИИОЭНГ, РНТС «Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов», 1974. — 88 с.5. Губин В.Е., Губин В.В. Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов.

М: Недра, 1982. — 296 с.6. Черникин В.И. Перекачка вязких и застывающих нефтей.- М.: Гостоптехиз-дат, 1958. — 162 с.7. Писаревский В.М., Поляков В.А., Сощенко А.Е., Черняев В.Д., Прохоров А.Д., Челинцев С.Н. Трубопроводный транспорт нефтей с аномальными свойствами.- М.: Нефть и газ, 1997. — 56 с.8. Агапкин В.М.

Трубопроводы для транспортировки высоковязкой и застывающей нефти.- М.: Информнефтегазстрой, 1982. — 36 с.9. Беккер Л.М., Конради В.В., Коротков В.П., Туманян Б.П., Челинцев С.Н. Применение депрессорной присадки при трубопроводном транспорте смесей высокозастывающих нефтей северных месторождений Тимано-Печорской нефтегазовой провинции //Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов.-1994.-№ 11.- С.11-12.10.