Кто Осуществляет Государственный Контроль И Надзор?

Кто Осуществляет Государственный Контроль И Надзор
Статья 16. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона. Принципы и формы осуществления государственного контроля (надзора) Статья 16. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

Принципы и формы осуществления государственного контроля (надзора) 1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к низковольтному оборудованию, его территориальными органами.2.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключительно на стадии обращения низковольтного оборудования.4.

  • При осуществлении визуального контроля проверяются наличие маркировки низковольтного оборудования и ее соответствие требованиям настоящего Федерального закона.5.
  • При осуществлении инструментального контроля с помощью испытаний (измерений) устанавливается соответствие низковольтного оборудования требованиям настоящего Федерального закона путем отбора образцов и проведения испытаний (измерений) по правилам и методам, установленным национальными стандартами, включенными в перечень национальных стандартов, утвержденный Правительством Российской Федерации, или по правилам и методам, утвержденным Правительством Российской Федерации.6.

В случае выявления нарушений требований настоящего Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к низковольтному оборудованию, его территориальные органы вправе: 1) выдавать предписания об устранении нарушений и устанавливать обоснованный с учетом характера нарушений срок для исполнения предписаний; 2) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; 3) направлять в органы, выдавшие сертификат соответствия, или органы, зарегистрировавшие декларацию о соответствии, информацию о необходимости приостановления или прекращения действия декларации о соответствии или сертификата соответствия; 4) привлекать изготовителя, продавца или лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; 5) принимать решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве низковольтного оборудования, не соответствующего требованиям настоящего Федерального закона.7.

  1. Не допускается требовать от изготовителя, продавца или лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, иные документы для оценки соответствия или для обязательного подтверждения соответствия, за исключением документов, указанных в и настоящего Федерального закона.
  2. Читать подробнее: Статья 16.
  3. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

Принципы и формы осуществления государственного контроля (надзора)

Кто осуществляет государственный надзор?

Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации Данный документ (в ред. Федерального от 30.12.2021 N 437-ФЗ) в отношении отдельных органов с 1 января 2023 года.1.

Государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.2.

Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации в подведомственных государственных органах осуществляют федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации.3.

Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным, Открыть полный текст документа Читать подробнее: Статья 67.

Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Какие органы осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и об охране труда?

ТК РФ Статья 353. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в ред. Федерального от 28.06.2021 N 220-ФЗ) (см. текст в предыдущей )

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждается Правительством Российской Федерации.

Открыть полный текст документа Читать подробнее: ТК РФ Статья 353. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Кто осуществляет контроль?

Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции | ГАРАНТ Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции 1. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.2.

Что такое государственный контроль и надзор?

Государственный контроль (надзор) в России — деятельность контрольных (надзорных) органов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

  1. Данное определение введено Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»,
  2. То же самое определение применяется и к муниципальному контролю, регулируемому указанным законом.
  3. Закон разработан Минэкономразвития России по поручению Президента Российской Федерации,

Вследствие принятия закона Минэкономразвития России наделено полномочием по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Закон содержит ряд законодательных новелл, ранее не распространенных на такую большую сферу общественных отношений.

В чем разница между надзором и контролем?

Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов. Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.

Кто является надзорным органом?

Статья 26. Контрольные (надзорные) органы 1. Контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании.2.

Осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля или отдельных полномочий по их осуществлению в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов Российской Федерации, может быть возложено на государственные или муниципальные учреждения.3.

Определение федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных федеральных органов исполнительной власти и их полномочий осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

  1. В ред. Федерального от 11.06.2021 N 170-ФЗ) (см.
  2. Текст в предыдущей ) 4.
  3. Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенных полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий осуществляются в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.5.

Определение органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.6.

В случае возложения полномочий по осуществлению отдельного вида федерального государственного контроля (надзора) на публично-правовую компанию федеральным законом о виде контроля устанавливается, что принятие нормативных правовых актов, отнесенное настоящим Федеральным законом к полномочиям контрольных (надзорных) органов, осуществляется публично-правовой компанией или федеральным органом исполнительной власти.7.

Федеральными законами о видах контроля, законами субъектов Российской Федерации, предусматривающими возложение полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля или отдельных полномочий по их осуществлению на государственные или муниципальные учреждения, определяются органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по принятию нормативных правовых актов, отнесенными настоящим Федеральным законом к полномочиям контрольных (надзорных) органов.

Что является государственным надзором?

Государственный надзор — это деятельность специальных государственных органов по надзору за неподведомственными им лицами, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований нормативно-правовых актов, в процессе которого могут применяться меры государственного принуждения,

Что относится к государственному контролю?

1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее — государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.2.

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся: 1) мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания; 2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие ; 3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; 4) рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе; 5) проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности ; 6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; 7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора ; 8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу; 9) деятельность органов внешней разведки Российской Федерации; 10) деятельность органов государственной охраны ; 11) деятельность органов федеральной службы безопасности ; 12) деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

(п.12 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ) 4. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.5.

Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации.6. Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.7.

Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля (далее также — вид контроля) устанавливаются в соответствии с частью 8 настоящей статьи.8. Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами (далее — федеральный закон о виде контроля).

  • Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее — закон субъекта Российской Федерации о виде контроля).9.
  • Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.10.

Федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю.

Какие инспекции относятся к государственным органам надзора?

Российское законодательство предусматривает систему органов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая нормы об охране труда. В соответствии со ст.356 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правитель­ством РФ.

Федеральная инспекция труда (ФИТ) – это единая централи­зованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда), которые находятся в ведении Минтруда России.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор груда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Принципы деятельности, основные задачи и полномочия Федеральной инспекции труда изло­жены в ст.355 и 356 Трудового кодекса РФ.

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осу­ществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объ­единениями работодателей, другими организациями.

Главными исполнителями основных задач и полномочий федеральной инспекции груда являются государственные инспекторы труда (по правовым вопросам и охране труда). Права государственных инспекторов труда При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда пользуются правами, предусмотренными статьей 357 Трудового кодекса РФ.

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;
  • принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Читайте также:  Как Витамин Д Влияет На Давление?

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Обязанности государственных инспекторов труда Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя о ее проведении в соответствии с ее назначением;
  • проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя и в предусмотренных законом случаях – копии документа о согласовании проведения проверки;
  • не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
  • знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
  • учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • соблюдать сроки проведения проверки, установленные законом;
  • не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
  • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Следует подчеркнуть, что федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в отношении любых работодателей – юридических лиц (организаций) независимо от организационно-пра­вовой формы и формы собственности, работодателей физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники, а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договора.

  1. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
  2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
  3. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), находящееся в ведении Минздрава России.

Руководство деятельностью Ростехнадзора и Роспотребнадзора осуществляет Правительство РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Государственный надзор за соблюдением требований по безопасно­му ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется Ростехнадзором, который проверяет соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горной, горно-химической, нерудной, нефте- и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей про­мышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, (ранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

Полномочия Ростехнадзора определены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется Ростехнадзором при проведении им федерального государственного энергетического надзора.

Государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности осуществляется Ростехнадзором и Роспотребнадзором при проведении ими соответственно федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности.

Государственный надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется Роспотребнадзором и Федеральное медико-биологическое агентство России (ФМБА). Полномочия Роспотребнадзора и ФМБА России определены Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 и от 11.04.2005 N 206 соответственно.

В соответствии со ст.353 Трудового кодекса РФ ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в подведомственных организациях, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов РФ.

  1. Главную роль в системе органов государственного контроля (надзора) осуществляет прокуратура.
  2. В соответствии со ст.1 и 2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»: Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением зако­нов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными липами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и со­действия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Кто осуществляет контроль за состоянием условий труда?

Контроль за состоянием условий и охраны труда в организации осуществляется руководителями и специалистами, на которых приказами (распоряжениями) возложены эти функциональные обязанности, службой охраны труда или специалистами по охране труда, комитетом (комиссией) по охране труда.

Кто осуществляет федеральный государственный надзор в сфере труда?

ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

  • Утверждено
  • постановлением Правительства
  • Российской Федерации
  • от 1 сентября 2012 г. N 875

Список изменяющих документов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.07.2015, от 18.11.2016, от 16.02.2017, от 08.09.2017, от 22.11.2017, от 09.02.2018, от 30.04.2018, от 27.12.2019 ) 1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности (далее — федеральный государственный надзор в сфере труда).

  • В ред. Правительства РФ от 22.11.2017 N 1409) (см.
  • Текст в предыдущей ) 2.
  • Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (далее — работодатели).

Федеральный государственный надзор в сфере труда с применением риск-ориентированного подхода осуществляется в отношении работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

  1. 3. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым Российской Федерации, другими федеральными законами, настоящим Положением и иными решениями Правительства Российской Федерации:
  2. руководителем Федеральной службы по труду и занятости — главным государственным инспектором труда Российской Федерации;
  3. заместителями руководителя Федеральной службы по труду и занятости — заместителями главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
  4. руководителем структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, — главным государственным инспектором труда;
  5. заместителями руководителя структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, — главными государственными инспекторами труда;
  6. начальниками отделов структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, — главными государственными инспекторами труда, их заместителями;
  7. главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами труда отделов структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда;
  8. главными государственными инспекторами труда в субъектах Российской Федерации;
  9. заместителями главных государственных инспекторов труда в субъектах Российской Федерации;
  10. руководителями структурных подразделений соответствующих территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости — главными государственными инспекторами труда, их заместителями;
  11. главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами труда соответствующих территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее — государственные инспекторы труда).

(п.3 в ред. Правительства РФ от 13.07.2015 N 701) (см. текст в предыдущей ) 4. Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

  1. В ред. Постановлений Правительства РФ от 13.07.2015, от 22.11.2017 ) (см.
  2. Текст в предыдущей ) 5.
  3. Сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г.

N 373.6. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

  • Взаимодействие осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.7.
  • Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.8.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Трудовым Российской Федерации.

  • КонсультантПлюс: примечание.
  • С 1 января 2018 года положения абзацев второго — четвертого пункта 8 данного документа (в редакции Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080), применяются при проведении плановых проверок работодателей, относящихся к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 года — при проведении плановых проверок всех работодателей.

При проведении плановых проверок всех работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, государственные инспекторы труда используют (списки контрольных вопросов).

(абзац введен Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080) В проверочные листы (списки контрольных вопросов) включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателю — юридическому лицу и работодателю — физическому лицу, зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

(абзац введен Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080) Предмет плановой проверки всех работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

  • 10. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
  • а) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • б) поступление в федеральную инспекцию труда:
  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
Читайте также:  Для Чего Нужна Метрология Стандартизация И Сертификация?

(в ред. Правительства РФ от 18.11.2016 N 1213) (см. текст в предыдущей ) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем; (абзац введен Правительства РФ от 30.04.2018 N 530) обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со Трудового кодекса Российской Федерации; КонсультантПлюс: примечание.

  1. в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
  2. 11. Организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, подлежат проверке с учетом следующих особенностей:
  3. а) в отношении их проводятся только выездные плановые и внеплановые проверки;
  4. б) доступ для государственных инспекторов труда в эти организации осуществляется в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченным органом управления использованием атомной энергии по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости;
  5. в) проведение проверок откладывается во время маневров или учений, в период проведения контртеррористической операции, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций до окончания соответствующих мероприятий или ликвидации указанных последствий.

12. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении работодателей — субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений государственных инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий — не более чем на 50 часов, в отношении микропредприятий — не более чем на 15 часов.

(в ред. Правительства РФ от 13.07.2015 N 701) (см. текст в предыдущей ) Сроки и порядок расследования несчастных случаев на производстве при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда определяются в соответствии с Трудовым Российской Федерации.13.

При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда пользуются правами, предусмотренными Трудового кодекса Российской Федерации. (п.13 в ред. Правительства РФ от 27.12.2019 N 1914) (см. текст в предыдущей ) 13(1). Государственные инспекторы труда при проведении проверок исполняют обязанности, предусмотренные Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

(п.13(1) введен Правительства РФ от 13.07.2015 N 701) 14. По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной, Руководитель Федеральной службы по труду и занятости и главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации отменяют решения, вынесенные государственными инспекторами труда с нарушениями требований к их организации и проведению, установленных Российской Федерации.

В ред. Правительства РФ от 13.07.2015 N 701) (см. текст в предыдущей ) Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.15.

По результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности в соответствии с Российской Федерации.16.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную Российской Федерации.17. В целях применения при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда риск-ориентированного подхода деятельность работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее соответственно — юридические лица, индивидуальные предприниматели), подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г.

N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска согласно,

  • 18. Отнесение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категориям риска осуществляется:
  • а) решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
  • б) решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

(п.18 введен Правительства РФ от 16.02.2017 N 197) 19. В случае пересмотра решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к одной из категорий риска решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя считается отнесенной к категории низкого риска. (п.19 введен Правительства РФ от 16.02.2017 N 197)

  1. 20. Проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
  2. для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  3. для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  4. для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
  5. для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.
  6. В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

(п.20 введен Правительства РФ от 16.02.2017 N 197)

  • 21. На официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков:
  • а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • б) основной государственный регистрационный номер;
  • в) индивидуальный номер налогоплательщика;
  • г) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • д) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • е) указание на категорию риска, дата принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.

(п.21 введен Правительства РФ от 16.02.2017 N 197) 22. Размещение информации, указанной в настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. (п.22 введен Правительства РФ от 16.02.2017 N 197) 23.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя федеральная инспекция труда предоставляет ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска, в срок, установленный Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г.

N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». (п.23 введен Правительства РФ от 16.02.2017 N 197) 24. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в установленном порядке в федеральную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.

Сколько видов государственного контроля существует?

Общее количество видов государственного контроля (надзора) – 199.

Для чего нужен государственный контроль?

Госконтроль как механизм повышения эффективности и качества услуг в соцсфере Нина Павловна НИКОНОВА, РАНХиГС при Президенте РФ: «В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года В.В. Путин в числе ключевых принципов для новой модели госуправления назвал „повсеместное внедрение новых форм и методов контроля.

  • Главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан.
  • Особого внимания требует система контроля надзорных органов».
  • Президент особо указал на прямую зависимость демократии как возможности выбирать власть и возможности эту власть контролировать, оценивать результаты ее работы».

Природа и назначение контроля Контроль имеет двойственную природу. С одной стороны, это важнейшая функция ряда дефиниций, включая такие основополагающие, как занятость, рождаемость, уровень жизни. С другой стороны, это функция управления, характерная для оценки субъектов хозяйственной деятельности, сопоставимой с заданными параметрами в виде плана, прогноза, критериев, показателей.

При этом контроль дополняет другие функции и оказывает решающее воздействие на конечный результат. Государственный контроль в социальной сфере с теоретической точки зрения целесообразно рассматривать как подсистему управления эффективностью и качеством услуг, предоставляемых организациям и физическим лицам, обеспечивающую ее ориентирование на конечный результат — реализацию социальной политики в области образования, здравоохранения, науки, культуры.

Основное назначение госконтроля в широком смысле состоит в оценке эффективности и качества предоставляемых услуг и результатов деятельности субъектов социально-экономической деятельности, использующих ресурсы, выделяемые государством за счет бюджета и привлекаемые в виде частных инвестиций.

Его важнейшая задача — достижение сбалансированности и бесперебойности функционирования социальной сферы через обеспечение единства и целостности социально-экономической политики, осуществляемой на федеральном, региональном и местном уровнях, проверку исполнения обязательств органов исполнительной власти и социальных льгот, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Госконтроль можно рассматривать как основу формирования и функционирования государственной информационной системы, раскрывающей социально-экономическую ситуацию в обществе, в отдельно взятых организациях и учреждениях социальной сферы, используемой органами, наделенными полномочиями в процессе управления эффективностью и качеством услуг.

  1. Анализ исторической ретроспективы показывает, что в ХIХ веке в России госконтроль рассматривался в контексте процедуры проверки исполнения решения, принятого тем или иным государственным органом, или наблюдения с целью проверки, включая государственное учреждение, ее осуществляющее.
  2. Состояние правовой базы Следует отметить, что законодательная база госконтроля до конца не сформирована.

Базовый Федеральный закон от 16 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» требует согласования с отраслевыми федеральными законами, конкретизации в целях единства терминологии, форм и методов работы, организации контрольных мероприятий для отдельных сфер деятельности.

  • Согласно Закону № 294-ФЗ государственный контроль представляет особый вид деятельности уполномоченных органов государственной власти.
  • При этом отсутствует определение государственного надзора.
  • Госконтроль и государственный надзор выступают как синонимы.
  • Контроль в данном определении включает и мониторинг — систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, а также анализ и прогнозирование исполнения обязательных требований.

В законе конкретизируются такие понятия, как мероприятия по контролю и проверка. В то же время не приводится весь перечень инструментов государственного и муниципального контроля. Это сужает сферу его применения, поэтому требуется принятие федерального закона о внесении изменений в Закон № 294-ФЗ.

  1. Анализ нормативной правовой базы показал, что ряд федеральных законов в силу специфики предмета правового регулирования должен отражать взаимосвязь с методами осуществления госконтроля.
  2. Например, Федеральный закон от 27 июля 2010 г.
  3. 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» необоснованно игнорирует вопросы государственного и муниципального контроля применительно к государственным и муниципальным услугам.

Государственная услуга не может осуществляться вне механизма госконтроля. Тем более что реестр государственных и муниципальных услуг является инструментом осуществления именно госконтроля. Помимо этого органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, обязаны иметь соответствующие административные регламенты, а это также инструмент государственного и муниципального контроля.

  1. Государственный и муниципальный контроль и надзор важны для соблюдения прав заявителей — получателей государственных и муниципальных услуг.
  2. В силу указанных выше обстоятельств необходимо внести изменения в Закон № 210-ФЗ в части четкого определения роли и механизма государственного и муниципального контроля при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Важнейшим инструментом госконтроля является лицензирование. Общие требования к нему регламентируются Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом в законе дается ссылка на то, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона № 294-ФЗ.

  1. Эта ссылка важна в силу того, что в отношении получателя лицензии лицензирующий орган проводит документарные и внеплановые выездные проверки.
  2. Кроме того, в отношении лицензиата лицензирующий орган проводит документарные, плановые и внеплановые выездные проверки.
  3. Одновременно Закон № 99-ФЗ практически дублирует положения Закона № 294-ФЗ в части предмета проверок.

Хотя в Законе № 294-ФЗ контроль содержательно рассматривается как комплекс мероприятий, то есть направленные действия должностных лиц. Указанная юридическая неточность также требует устранения в целях применения единой трактовки путем принятия изменений в рассматриваемые федеральные законы.

В свою очередь лицензионный контроль, регламентируемый Законом № 99-ФЗ, является формой государственного контроля, что также требует четкого законодательного определения. Контроль в образовании и здравоохранении Госконтроль в сфере образования регламентирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Данный закон содержит ряд неточностей. Использование термина «государственная регламентация», в которую включены государственный контроль, лицензирование и государственная аккредитация, следует признать некорректным. Лицензирование и государственная аккредитация относятся к инструментам госконтроля.

  • В этой связи необходимо внесение изменений в закон.
  • Регулирование госконтроля в сфере здравоохранения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2011 г.
  • 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • Определение госконтроля в нем отсутствует.
  • Основным видом контроля здесь можно считать контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Согласно статье 87 указанного закона он включает в себя государственный контроль, ведомственный контроль и внутренний контроль. Подробно указанные формы контроля раскрываются в данном федеральном законе. При этом следует отметить, что фактически здесь приведен лишь набор инструментов разных форм контроля.

Читайте также:  Какое Давление Должно Быть В Шинах Psi?

Ведомственный контроль необоснованно выведен за рамки госконтроля. Закон содержит ряд терминологических и смысловых неточностей, требующих принятия соответствующих изменений. Государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств регламентирует Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Необходимость и целесообразность государственного регулирования цен на лекарственные препараты долгое время вызывали дискуссии. В конкурентной среде необходимость в нем минимальна. Однако в современных условиях на рынке лекарственных препаратов имеется множество нарушений, связанных с обязательным обеспечением жизненно важными лекарственными препаратами отдельных категорий нуждающихся.

В этой связи государственное регулирование цен на лекарственные препараты призваны обеспечить федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств и региональный государственный контроль применения цен на лекарственные препараты, а также применение мер ответственности за нарушение ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Наиболее четко надзорная функция прописана в отношении сферы здравоохранения и может служить образцом для ее более детального отражения в федеральных законах, регулирующих правоотношения в других отраслях экономики и социальной сферы. Это особенно важно для практического применения госконтроля как механизма повышения эффективности и качества услуг.

  • Чем шире спектр применяемых методов в целях выявления и пресечения нарушений, тем эффективнее механизм госконтроля и надзора.
  • Функция защиты Важнейшая составляющая государственного контроля — контроль правового обоснования возникновения и исполнения социального обязательства в виде заключения соответствующего государственного контракта, договора, соглашения или иного правового акта.

Однако полноценной защиты от недобросовестных участников аукционов, конкурсов на поставки продукции, товаров и услуг социального характера базовый Федеральный закон № 94-ФЗ так и не создал. Оценку ему дал Президент России в Послании Федеральному собранию.

  1. Он отметил: «Настоящей „питательной зоной» для коррупции стали госзакупки».
  2. Принятая государственная контрактная система должна создать целостный механизм планирования и прогнозирования, осуществления закупочных процедур, исполнения контрактов, аудит и контроль полученных результатов.
  3. Во главу угла ставится конечный результат, и госконтроль получает совершенно новое звучание.

Система разграничения полномочий очень важна для госконтроля в социальной сфере. В перспективе роль и масштабы процессов перераспределения в бюджетной системе будут меняться. Это обусловлено переходом на программно-целевые методы планирования. Для выравнивания развития социальной сферы в территориальном разрезе должны быть разработаны сквозные «дорожные карты» развития для каждого уровня управления с учетом утвержденных социальных нормативов потребления услуг в отдельной социальной отрасли.

Активизация госконтроля на этом направлении позволит устранить перекосы в социальной сфере. Необходимо принять меры к повышению ответственности каждого участника социального процесса за выполнение государственных обязательств. Множественность контрольных органов объективно приводит к дублированию. Проблема могла бы быть эффективно решена путем закрепления в Законе № 294-ФЗ положений по разделению целей, задач и полномочий между федеральными, региональными и местными органами внутреннего контроля, с одной стороны, и органами внешнего контроля — с другой.

Следует отметить, что Счетная палата РФ в своей деятельности в основном ориентирована на исполнение федерального бюджета, в то время как госконтроль в широком смысле, включая использование ресурсного потенциала в экономике, социальную сферу, а также контроль лицензирования, проверок, аккредитаций, остается вне поля ее деятельности.

Новый федеральный закон о Счетной палате позволит частично решить эту проблему. Социалка: реалии и перспективы Назревшим является также вопрос о повышения эффективности и качества работы Рособрнадзора и Росздравнадзора. Должны быть четко разграничены их контрольные и надзорные функции, установлен административный регламент для должностных лиц.

Важнейшее направление госконтроля — повышение заработной платы работникам образовательных и медицинских учреждений, в том числе в рамках региональных программ модернизации. Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что заработная плата в социальной сфере отстает от заработной платы в экономике и составляет менее 80% от ее величины.

Зарплата работников сферы образования ниже, чем зарплата работников сферы здравоохранения. Кроме того, темпы роста зарплат в экономике и социальной сфере также не совпадают. Значительное улучшение в уровнях зарплаты было связано с реализацией приоритетных национальных проектов и региональных программ модернизации.

Проблема обусловлена тем, что помощь федерального центра регионам на модернизацию региональных систем общего образования и здравоохранения предусмотрена только на три года. Законодательное закрепление норм по уровню заработной платы учителей и медицинских работников и механизмов их реализации отсутствует.

  1. Федеральные органы власти должны предпринять меры к тому, чтобы в планах социально-экономического развития субъектов РФ были предусмотрены средства на увеличение заработной платы учителям и медицинским работникам.
  2. Госконтроль в социальной сфере включает контроль исполнения федеральных целевых программ (ФЦП), государственных программ и приоритетных национальных проектов (ПНП).

Установлено, что в целом 20,3% от проверенных в 2011 году средств были израсходованы в социальной сфере с нарушениями. Это существенный негативный рост по сравнению с 2010 годом, когда аналогичный показатель составлял 10%. Выявленные нарушения можно объединить в группы: неправомерное расходование и неэффективное использование ресурсов, несоответствие ресурсов данным отчетности, нарушения порядка ведения отчетности, нарушения порядка учета и ведения реестра федерального имущества.

Исследование показало, что наиболее распространенными являются следующие нарушения в учреждениях социальной сферы: превышение объемов государственных и муниципальных услуг, принятых и подлежащих оплате; нарушение правил и порядка ведения отчетности; нарушение сроков выполнения мероприятий, включенных в госпрограммы.

За 2011 год, по данным Росфиннадзора, было возмещено средств и взыскано штрафов с учреждений социальной сферы за выявленные нарушения на сумму 171,4 млрд руб. В целях устранения выявленных недостатков целесообразно принять следующие меры:

создать целостную систему госконтроля на базе официального сайта информации о государственных и муниципальных учреждениях, при составлении отчетов отражать информацию об объемах и качестве государственных и муниципальных услуг в социальной сфере; предусматривать мероприятия госконтроля социальной сферы по повышению ответственности государственных заказчиков — координаторов ФЦП за достижение результатов в соответствии с ожидаемым эффектом и установленными программными индикаторами; усилить госконтроль выполнения социальных обязательств субъектами РФ по переданным Российской Федерацией полномочиям, в том числе в ходе реализации ФЦП и ФАИП; обеспечивать взаимоувязку и взаимодействие аудита эффективности и качества государственных услуг и государственного контроля в социальной сфере. Акцент должен быть сделан на достигнутых результатах в области эффективности и качества государственных социальных услуг; стимулировать широкое взаимодействие субъектов госконтроля и органов, наделенных полномочиями в социальной сфере, с целью формирования полноценной нормативной правовой базы по результатам предварительного, текущего и последующего контроля; оценивать предложения органов государственной власти и органов местного самоуправления с точки зрения их социальной отдачи.

Для дальнейшего развития госконтроля необходимо:

повысить результативность государственного контроля эффективности обеспечения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в социальной сфере, пересмотреть полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению контроля с позиции критериев результативности и качества оказания государственных и муниципальных социальных услуг; принять расширенные административные регламенты, четко определив круг обязанностей участников и предмет внешнего и внутреннего контроля, их формы, методы и объекты; повысить меры ответственности за нарушения, выявленные в ходе проведения предварительного, текущего и последующего государственного контроля, законодательства в социальной сфере.

Контроль и эффективность Помимо внешнего государственного контроля огромную роль играет внутренний контроль. Уполномоченные в области госконтроля федеральные органы власти должны осуществлять внутренний контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности.

  1. В рамках предварительного внутреннего контроля должны быть разработаны стандарты, методические указания и другие методические инструменты и осуществлены мероприятия, направленные на предотвращение возможных нарушений в области лицензирования, аккредитации, экспертизы и ценообразования.
  2. В рамках текущего контроля должна быть отлажена строгая система контроля со стороны должностных лиц уполномоченных контрольных органов с необходимым набором инструктивных документов в соответствии с административным регламентом, обеспечивающая эффективность и результативность мероприятий.

Последующий контроль — это контроль проведенных мероприятий, аудит результативности и аудит эффективности. Центральным моментом здесь является необходимость выстраивания полной и достоверной системы отчетности, отражающей результаты оказания государственной услуги, выполнения государственного заказа, базирующейся на соответствующих нормативных документах, стандартах, регламентирующих этот процесс.

  1. Формирование структурных подразделений, обеспечивающих внутренний контроль, все еще не завершено.
  2. Вместе тем следует отметить что остается слабой методическая база внутреннего контроля и аудита.
  3. Отсутствует постановление Правительства РФ об утверждении порядка осуществления внутреннего контроля в федеральных органах исполнительной власти.

Перспективным для госконтроля в социальной сфере является развитие аудита эффективности, который помимо функции контроля обеспечивает прозрачность деятельности органов власти, предоставляет полную информацию о результатах их работы, а также стратегического аудита социально-экономического развития.

Значительная доля показателей, предусмотренных документами стратегического планирования развития РФ, не охвачена мониторингом статистических показателей деятельности субъектов планирования. Все большее значение приобретают прогностическая и стратегическая задача органов госконтроля, способность выявлять наиболее узкие места в социально-экономической политике и оперативно информировать общество о вытекающих из этого рисках.

Утверждение «дорожных карт» в образовании и здравоохранении — важный шаг в направлении повышения эффективности и качества государственных услуг. В то же время ряд вопросов не проработан. К примеру, есть понимание необходимости коренных изменений в подходах и инструментах осуществления госконтроля, но конкретные направления совершенствования порядка проведения проверок, действенности предписаний в случае выявления нарушений, меры ответственности должностных лиц не нашли должного отражения в нормативных правовых документах.

Кто осуществляет надзорные функции?

Статья 26. Контрольные (надзорные) органы 1. Контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании.2.

Осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля или отдельных полномочий по их осуществлению в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов Российской Федерации, может быть возложено на государственные или муниципальные учреждения.3.

Определение федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных федеральных органов исполнительной власти и их полномочий осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

  • В ред. Федерального от 11.06.2021 N 170-ФЗ) (см.
  • Текст в предыдущей ) 4.
  • Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенных полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий осуществляются в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.5.

Определение органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.6.

В случае возложения полномочий по осуществлению отдельного вида федерального государственного контроля (надзора) на публично-правовую компанию федеральным законом о виде контроля устанавливается, что принятие нормативных правовых актов, отнесенное настоящим Федеральным законом к полномочиям контрольных (надзорных) органов, осуществляется публично-правовой компанией или федеральным органом исполнительной власти.7.

Федеральными законами о видах контроля, законами субъектов Российской Федерации, предусматривающими возложение полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля или отдельных полномочий по их осуществлению на государственные или муниципальные учреждения, определяются органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по принятию нормативных правовых актов, отнесенными настоящим Федеральным законом к полномочиям контрольных (надзорных) органов.

Кто осуществляет надзор как вид контроля?

1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее — государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.2.

  1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.3.
  2. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся: 1) мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания; 2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие ; 3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; 4) рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе; 5) проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности ; 6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; 7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора ; 8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу; 9) деятельность органов внешней разведки Российской Федерации; 10) деятельность органов государственной охраны ; 11) деятельность органов федеральной службы безопасности ; 12) деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

(п.12 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ) 4. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.5.

Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации.6. Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.7.

Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля (далее также — вид контроля) устанавливаются в соответствии с частью 8 настоящей статьи.8. Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами (далее — федеральный закон о виде контроля).

Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее — закон субъекта Российской Федерации о виде контроля).9. Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.10.

Федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю.

Сколько надзорных органов в России?

Общее количество видов государственного контроля ( надзора ) – 199.