Каков Основной Принцип Системы Стандартизации В Российской Федерации?

Каков Основной Принцип Системы Стандартизации В Российской Федерации
Стандартизация. Принципы стандартизации Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Выступая в качестве одного из элементов технического регулирования, стандартизация базируется на определенных исходных положениях — принципах, которые отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обеспечивают достижение целей и задач развития стандартизации, определяют условия ее эффективной реализации.1) Принцип добровольного применения стандартов,

В контексте Закона «О техническом регулировании» добровольность стандартов — это не только главный принцип стандартизации, но и основной элемент, определяющий правовой статус стандартов в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются исключительно на добровольной основе.

Однако, говоря о добровольности стандартов, необходимо учитывать ряд следующих положений. Во-первых, требования, предусмотренные в стандартах, например, для изготовителя той или иной продукции, который добровольно пожелал следовать им, указав на это, например, при маркировании продукции, приобретают обязательную силу.

  • Во-вторых, нельзя исключать возможности обязательного применения стандартов, как в целом, так и отдельных положений, в случае прямого указания на это в договорах, контрактах.
  • Если стороны договора выразили свое волеизъявление придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то и исполнение этих требований будет обязательным.

Такое положение соответствует общим нормам Гражданского кодекса РФ о договорах и обязательствах (в т.ч. их исполнении). Таким образом, принцип добровольного применения стандартов указывает на право изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно (т.е.

  • По собственному желанию, без принуждения) возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах.
  • Добровольность — это всегда возможность выбора.2) Принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц,
  • Посредством объективного учета мнения при разработке стандартов обеспечивается удовлетворение необходимых потребностей всех заинтересованных в этом сторон.

Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и (или) физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта.

  • Учет мнения заинтересованных сторон при разработке национальных стандартов достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при которой принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны, и сближаются несовпадающие точки зрения.
  • При разработке стандартов организации, также должны обеспечиваться условия для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации.

При разработке стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги, следует учитывать мнение и представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.3) Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Международные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок.

Поэтому преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным. Данный принцип в целом отражает положения абз.1 п.8 ст.7 Закона «О техническом регулировании», с той лишь разницей, что при разработке проектов технических регламентов международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве их основы.

  • При этом долженствование подразумевает обязательность.
  • В рассматриваемом принципе такая обязательность не предусматривается.4) Принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации,

Настоящий принцип указывает на недопущение установления в стандартах требований (например, необоснованных ограничений или завышенных требований) к продукции, связанным с ней процессам, а также работам и услугам, которые могут создать дополнительные барьеры, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности, и тем самым препятствующие достижению целей стандартизации, либо противоречащие им.5) Принцип недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам,

Одной из целей стандартизации является содействие соблюдению требований технических регламентов. Соответственно этой цели стандарты могут дополнять, конкретизировать (но не дублировать) какие-либо требования технических регламентов, обеспечивая тем самым повышение минимально установленного в них уровня безопасности, но никак не противоречить им.6) Принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов необходимо воспринимать с учетом положений абз.2 п.2 ст.15 Закона «О техническом регулировании», в соответствии с которыми национальные стандарты подлежат применению равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объектов технического регулирования, а также выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

В стандартах организаций могут содержаться сведения, составляющие коммерческую тайну (секрет производства), Применение таких стандартов лицами, не являющимися работниками организации, разработавшей и утвердившей стандарт, может осуществляться только с согласия самой организации на договорной основе.

  • Кроме того, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.
  • В соответствии с этим представляется весьма затруднительным обеспечить условия для единообразного применения стандартов организаций.
  • Единообразие в применении может проявляться в том случае, если стандарты организаций разработаны, например, в рамках холдинга или акционерного общества, имеющего разветвленную сеть дочерних обществ.

В таком случае входящие в их состав общества будут равным образом и в равной мере применять утвержденные головной организацией стандарты. Интересно отметить, что ранее в Законе РФ «О стандартизации» было напрямую указано, что государственные (ныне — национальные) стандарты, а также стандарты отраслей не являются объектом авторского права (п.4 ст.6).

обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации; обоснованность разработки национальных стандартов; открытость процессов разработки национальных стандартов; обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей; однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты; прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов; применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.

Особо следует обратить внимание на то, что в Концепции в качестве первостепенного указан принцип добровольности применения национальных стандартов и обязательности их соблюдения в случае принятия решения об их использовании, В ГОСТ Р 1.0-2004 также закреплено, что национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения (п.6.2.).

В Законе «О техническом регулировании» (ни в одной из его статей, ни в одной из существующих редакций) не содержится оговорки о том, что если изготовитель (продавец, исполнитель) добровольно принимает на себя обязательства в части выполнения требований стандартов (например, производит продукцию в соответствии с определенным стандартом), то соблюдение этих требований становится для него обязательным.

Такое дополнение весьма важно, поскольку позволяет связать нормы гражданского законодательства (в т.ч. в сфере защиты прав потребителей) и законодательства в области технического регулирования, и вполне заслуживает официального закрепления в Законе. Не будет лишним дополнить Закон принципом обязательного соблюдения требований стандартов в случае указания на применение их в договорах, контрактах, заключаемых между изготовителем (продавцом, исполнителем) и приобретателем.

К слову сказать, подобное положение, касающееся стандартов предприятий, которые также как и ныне существующие национальные стандарты и стандарты организаций имели статус добровольных, содержалось в Законе РФ «О стандартизации». Так, в частности, в абз.2 п.2 ст.8 регламентировалось, что требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Читать подробнее: Стандартизация. Принципы стандартизации

Что составляет основы системы стандартизации в России?

Система стандартизации России » Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

  • Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном официальном уровне, основная функция которых заключается в руководстве работами по стандартизации.
  • Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.

выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции); рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления; обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы; осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники; руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации; участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов; издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации; повышение качества отечественной продукции и ее конкуренто-способности на мировом рынке; нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда; обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов.

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций). Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устра-нение монополизма в этой области. ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов: ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации.

Читайте также:  Что Делать Если Постоянно Скачет Давление?

Основные положения; ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов; ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий; ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации.

обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии; обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции; обязательные требования к контролю качества продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции; параметрические ряды и типовое конструирование изделий; основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции; положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать:

защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды; повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства; совместимость и взаимозаменяемость продукции; содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства; создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов; устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда; безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.

Правильное использование возможностей стандартизации на предприятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:

снижение себестоимости производства стандартной продукции; увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повышения его качества; рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на более качественные изделия; уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности производственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции.

Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему : I. Техническое законодательство – правовая основа ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.

II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стандартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

III. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р; общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ; межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ; отраслевые стандарты – ОСТ; технические условия – ТУ; стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП; стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).

  1. Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства).
  2. Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам.

На уровне предприятия стандартизация учитывает специфику производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов и др. Эти нормы закрепляют в стандартах предприятий. Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических документов по стандартизации – технические условия (ТУ),

  1. ТУ – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию.
  2. Они регламентируют взаимоотношения изготовителей и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки.
  3. ТУ разрабатываются на продукцию, на которую стандарты не устанавливаются.

ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов. По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции.

  1. Если работы по стандартизации на конкретном предприятии непосредственно направлены на повышение качества продукции, то затраты на их проведение первоначально выше ожидаемых результатов.
  2. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного качества растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно большим ценам.

Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать не только дополнительные затраты предприятия по улучшению качества, но и обеспечить в будущем более высокую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпускавшаяся ранее.

  1. Если проводимые на предприятии работы по стандартизации не меняют качество выпускаемой продукции, то затраты на их проведение непосредственно перекрываются получаемой в рамках предприятия экономией сырья, материалов, времени, трудовых и финансовых ресурсов.
  2. Так, например, проведение работ по унификации сырья и материалов обеспечивает сокращение их типоразмеров в запасах предприятия, снижение уровня самих запасов, значительное сокращение необходимых складских площадей, улучшение материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их оборачиваемости и др., что в свою очередь положительно влияет на снижение издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия.

К основным задачам службы стандартизации предприятия в общем случае относятся:

ведение (хранение и актуализация) фонда нормативно-технической документации предприятия; разработка технических условий на выпускаемую продукцию; экспертиза и согласование проектов нормативно-технических до-кументов, поступающих на предприятие со стороны; разработка необходимых стандартов предприятия.

Если служба стандартизации предприятия выполняет функции базовой организации по стандартизации в своей подотрасли, то в круг ее первоочередных обязанностей входят также следующие:

разработка проектов стандартов на продукцию и методы ее испытаний для своей подотрасли; согласование проектов стандартов смежных отраслей; экспертиза и согласование проектов технических условий, разработанных предприятиями на продукцию, закрепленную за базовой организацией.

Если служба стандартизации предприятия выполняет функции головной организации по стандартизации в своей отрасли, то в перечень ее обязанностей входит также координация работ по стандартизации с директивными органами, Госстандартом России и его организациями, другими министерствами и ведомствами, соответствующими организациями этой отрасли.

Что относится к основным принципам стандартизации?

Основные принципы стандартизации Рисунок 1. Принципы стандартизации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ Методы и принципы стандартизации охватывают широкую сферу общественной деятельности, включающую в себя технические, научные, экономические, хозяйственные, эстетические, юридические и политические аспекты.

  • На территории России действует государственная концепция стандартизации (ГСС), которая объединяет и упорядочивает организационные работы по стандартизации в масштабе всего государства, на всех уровнях масштабного производства и управления на базе комплекса учрежденных законом стандартов.
  • Принципы стандартизации часто основывается на последних достижениях техники, науки и практического опыта, что определяет экономические и прогрессивные решения многих отраслевых, народнохозяйственных и внутрипроизводственных задач.
  • Объективно объединяя прикладные и функциональные науки, данная методика способствует усилению их целенаправленности для быстрого внедрения научных достижений в практическую деятельность.
  • Стандартизация формирует организационно-техническую базу изготовления высококачественного сырья, что придает предприятиям свойства самоорганизации.

Определение 1 Стандарт – это эталон, образец или модель, которые принимаются за исходное для сопоставления с ними других аналогичных объектов. Как нормативно-технический документ этот критерий определяет комплекс правил, норм, требований к действующему объекту стандартизации и утверждается профильными структурами.

Стандартизация как вид практической деятельности основывается на определённых исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации демонстрируют реальные закономерности процесса разработки стандартов, определяют её необходимость в управлении народным хозяйством, обосновывают условия для более эффективной реализации и тенденции развития.

На сегодняшний день можно выделить такие важные принципы стандартизации:

  1. Добровольное использование стандартов и обеспечение комфортных условий для их единообразного применения.
  2. Внедрение международного стандарта как фундамента для разработки национального стандарта.
  3. Недопустимость реализации препятствий для масштабного производства и обращений готовой продукции.
  4. Сбалансированность требований и интересов сторон, которые изготавливают, разрабатывают м потребляют продукцию, то есть учет законных нужд перечисленных сторон.
  5. Комплексность стандартизации – предполагает исследование каждого объекта как основной части более сложной концепции. Такая системность характеризует совместимость всех элементов производства.
  6. Опережающее развитие стандарта и динамичность. Как известно, стандарты формирует реально существующие закономерности в народном хозяйстве. Однако научный и технический прогресс вносит свои корректировки в процессы самоуправления быстрыми темпами. Поэтому стандарты необходимо постепенно адаптировать к происходящим на практике переменам. Динамичность осуществляется посредством проведения периодической проверкой стандартов, внесением в них незначительных изменений.
  7. Эффективность и рентабельность методов стандартизации. Использование стандартов должно приносить экономический или социальный эффект, а это возможно сделать только посредством улучшения ресурсов, повышения надёжности, информационной и технической совместимостью. Направленные на обеспечение безопасности жизни людей методики обеспечивают мощный социальный эффект.
  8. Гармонизация элементов сложной системы. Этот прием предполагает создание гармонизированных стандартов и недопустимость определения таких методов, которые полностью противоречат техническим регламентам.
  9. Объективность проведения проверки требований. Стандарты устанавливают правовые нормы и требования к основным свойствам исследуемого объекта стандартизации, которые должны быть корректно проверены, включая обеспечивающие безопасность для жизни условия. Этот процесс зачастую осуществляется, как правило, техническими инструментами измерения (устройствами, приборами, способами химического анализа). Оценка требований к услугам может проводиться также посредством экспертных и социальных методов.
  10. Технико-экономическая целесообразность — подразумевает проведение мероприятий по стандартизации, создание любого стандарта согласно потребностям изготовителя и потребителя. Эти действия направлены на решение сложных задач на соответствующих уровнях управления и производства.

Научная методика и применение передового опыта определяют тот факт, что требования и характеристики, включаемые в определенный стандарт, должны соответствовать передовому уровню техники и науки, базироваться на результатах опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

В чем заключается стандартизация?

Стандартиза́ция — деятельность по разработке, опубликованию и применению стандартов, по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости и качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, единства измерений, экономии всех видов ресурсов, безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

  • Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач,
  • За реализацию норм стандартизации отвечают органы стандартизации, наделенные законным правом руководить разработкой и утверждать нормативные документы и другие правила, придавая им статус стандартов.

В области промышленности стандартизация ведет к снижению себестоимости продукции, поскольку:

позволяет экономить время и средства за счет применения уже разработанных типовых ситуаций и объектов; повышает надежность изделия или результатов расчетов, поскольку применяемые технические решения уже неоднократно проверены на практике; упрощает ремонт и обслуживание изделий, так как стандартные узлы и детали — взаимозаменяемые (при условии, что сборка осуществлялась без пригоночных операций).

Читайте также:  Какой Орган Отвечает За Давление В Организме?

Стандартизация может быть малоэффективной в случаях, когда основной целью разработки изделия является достижение очень высоких функциональных характеристик, которые возможны при значениях основных параметров, не соответствующих стандартным.

Какая организация является основным органом по стандартизации в РФ?

По состоянию на 1 января 2013 года функции национального органа по стандартизации возложены Правительством Российской Федерации на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Чем установлены правовые основы стандартизации в России?

ФГБУ «РСТ» — Разъяснения по вопросам распространения документов по стандартизации — ФГБУ «РСТ» Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, установлены Федеральным законом от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации».

В соответствии со ст.28 которого, информационное обеспечение национальной системы стандартизации реализуется посредством ведения Федерального информационного фонда стандартов, создания и эксплуатации федеральных информационных систем, необходимых для его функционирования, официального опубликования, издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов в особом порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации (Минпромторгом России).

Согласно ст. ст.,, Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, своды правил входят в состав обязательного экземпляра документов, постоянное хранение которых возложено на Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»).

Учитывая, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», документом является материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией, который имеет реквизиты и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения, согласно с ч.1 ст.5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Также в п.3 ч.3 указанной статьи установлено, что информация подразделяется на несколько видов, в том числе информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Учитывая особенности разработки, принятия и применения документов по стандартизации, установление такого ограничения доступа к информации обеспечивает использование заинтересованными лицами только достоверной (эталонной) информации, а также направлено на исключение возможности распространения иной информации под видом документов по стандартизации.

На основании Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации (Росстандарт) в целях формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов организует предоставление по запросам юридических лиц, физических лиц информации о документах, содержащихся в данном фонде, а также выдачу в установленном порядке копий таких документов на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и передаваемого заявителю, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставление информации о документах, содержащихся в данном фонде, копий документов национальной системы стандартизации в соответствии с принятыми международными обязательствами Российской Федерации в сфере стандартизации.

Согласно п.5 Положения о порядке формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 «О федеральном информационном фонде стандартов» организационно-техническое обеспечение формирования, ведения Фонда и пользования им осуществляет оператор Фонда, определяемый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии из числа подведомственных ему организаций.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.07.2016 оператором Федерального информационного фонда стандартов определено Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»).

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.07.2016 «О совершенствовании системы распространения документов по стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» является уполномоченной организацией по распространению документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, международных стандартов, региональных стандартов и иных документов по стандартизации, составляющих Федеральный информационный фонд стандартов, в том числе путем предоставления права распространения таких документов другим организациям на договорной основе.

  1. В том числе актуализированных сведений размещаются Росстандартом на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  2. Кроме того, согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Учитывая, что документы по стандартизации не являются нормативно-правовыми актами, а также, документы по стандартизации (за исключением стандартом организаций и переводов) не являются объектами авторского права и авторским правом не охраняются, в Российской Федерации установлен специальный правовой режим использования документов по стандартизации, в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» такие документы подлежат предоставлению или распространению в соответствии с Федеральными законами «О техническом регулировании» и «О стандартизации в Российской Федерации».

Таким образом, на основании изложенного, согласно Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах по стандартизации, а в соответствии со ст.

ст., Федерального закона от 29.06.2016 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации (Росстандарт) организует официальное опубликование, издание и распространение в установленном порядке документов национальной системы стандартизации и общероссийский классификаторов, в том числе предоставление таких документов и их копий заинтересованным лицам.

  1. Тексты документов по стандартизации, полученные из источников, не упомянутых выше, не имеют статуса официальных изданий документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, носят информационный характер.
  2. Организации, предоставляющие документы с использованием информационно-правовых/справочно-правовых систем, не имеют соглашений о распространении документов в области стандартизации с Росстандартом и его подведомственными организациями и документы, полученные из неофициальных источников, могут быть недостоверными, неактуальными и вводить потребителей в заблуждение.

Читать подробнее: ФГБУ «РСТ» — Разъяснения по вопросам распространения документов по стандартизации — ФГБУ «РСТ»

Что относится к основным задачам стандартизации?

Цели и принципы стандартизации Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг; рациональное использование ресурсов; техническая и информационная совместимость; сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; взаимозаменяемость продукции.

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Каковы цели и принципы стандартизации согласно закону РФ о техническом регулировании?

Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами (ст.12): — добровольного применения стандартов ; — максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; — применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением

В чем состоит основная функция органов по стандартизации?

Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Какие методы являются основными в области стандартизации продукции?

Наиболее применяемыми в работах по стандартизации методами являются : 1) упорядочение объектов стандартизации ; 2) параметрическая стандартизация; 3) унификация; 4) агрегатирование; 5) комплексная стандартизация; 6) опережающая стандартизация.

Что является стандартом?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 августа 2022 года; проверки требуют 7 правок, Станда́рт (от англ. standard ) — нормативный технический документ, устанавливающий нормы, правила, требования к объекту стандартизации.

Каким документом определены организация и принципы стандартизации в РФ?

Федеральный закон ‘О стандартизации в Российской Федерации ‘ от 29.06.2015 N 162-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс

Кто занимается стандартизацией в России?

Деятельность в области национальной стандартизации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 71, пункт «р») находится в ведении Российской Федерации и регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ,

Что относят к российским службам стандартизации?

К российским службам стандартизации относятся научно-исследователь- ские институты Ростехрегулирования (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

В чем заключаются основные функции Госстандарта России?

Основные функции Росстандарта — Основными функциями Росстандарта можно назвать:

работа с российскими стандартами качества, включая утверждение программы по их составлению и принятию: разработка, экспертиза проектов, принятие и введение в действие новых стандартов качества, а также учет национальных стандартов, их обновление и создание условий, при которых все нормы и правила в данной области были доступны заинтересованным лицам;обеспечение соответствия системы стандартизации РФ согласно интересам национальной экономики;создание комитетов по стандартизации и координация их деятельности;участие в составлении стандартов на международном уровне с учетом интересов РФ, а также представление государства в международных компаниях, деятельность которых связана со стандартизацией;утверждение знаков соответствия.

Какие методы являются основными в области стандартизации продукции?

Наиболее применяемыми в работах по стандартизации методами являются : 1) упорядочение объектов стандартизации ; 2) параметрическая стандартизация; 3) унификация; 4) агрегатирование; 5) комплексная стандартизация; 6) опережающая стандартизация.

Что является объектом стандартизации Мэк?

Международная электротехническая комиссия (МЭК) В 1881 г. состоялся первый Международный конгресс по электричеству, а уже в 1904 г. правительственными делегациями конгресса было решено создать специальную организацию по стандартизации этой области. Эта организация получила название «Международная электротехническая комиссия» (МЭК) и начала работать в 1906 г.

  • Советский Союз входил в МЭК с 1922 г., Россия стала правопреемником СССР и представлена в МЭК Госстандартом РФ.
  • Российская сторона принимает участие более чем в 190 технических комитетах и подкомитетах МЭК.
  • Штаб-квартира находится в Женеве, рабочие языки — английский, французский, русский.
  • Основными объектами стандартизации являются: материалы для электротехнической промышленности (жидкие, твердые, газообразные диэлектрики, медь, алюминий, их сплавы, магнитные материалы); электротехническое оборудование производственного назначения (сварочные аппараты, двигатели, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, кабель и др.); электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы); изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.); электронное оборудование бытового и производственного назначения; электроинструменты; оборудование для спутников связи; терминология.
Читайте также:  Какая Зарплата У Специалиста По Охране Труда?

Организационная структура МЭК представлена: высшим руководящим органом МЭК является Совет. Основным координационным органом является Комитет действий, в подчинении которого работают комитеты по направлениям и консультативные группы: АКОС — консультативный комитет по вопросам электробезопасности электробытовых приборов, радиоэлектронной аппаратуры, высоковольтного оборудования и др.; АСЕТ — консультативный комитет по вопросам электроники и связи занимается, так же как и АКОС, вопросами электробезопасности; КГЭМС — координационная группа по электромагнитной совместимости; КГИТ — координационная группа по технике информации; рабочая групп по координации размеров.

  1. Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих международные стандарты, аналогична структуре ИСО: это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).
  2. МЭК сотрудничает с ИСО, совместно разрабатывая руководства ИСО/МЭК и директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам.

Самостоятельный статус в МЭК имеет Международный специальный комитет но радиопомехам (СИСПР), так как является совместным комитетом участвующих в нем заинтересованных международных организаций (создан в 1934 г.). Стандартизация измерения радиопомех, излучаемых от электрической и электронной аппаратуры, имеет большое значение в связи с тем, что почти во всех развитых странах на уровне законодательств регламентируются допустимые уровни радиопомех и методы их измерения.

Что является документом по стандартизации?

Вносится Правительством Российской Федерации555391-6 Проект —

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, внесении изменений, отмене и применении документов по стандартизации, указанных в, устанавливает организационные и правовые основы национальной системы стандартизации и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, внесением изменений, отменой и применением в соответствии с федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации стандартов, имеющих обязательный характер и утверждаемых нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного использования устанавливаются правила, общие принципы и характеристики объекта стандартизации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; документы национальной системы стандартизации — национальные стандарты, в том числе основополагающие национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, правила стандартизации, рекомендации по стандартизации; консенсус — согласие квалифицированного большинства членов технического комитета по стандартизации в отношении требований (правил, общих принципов, характеристик) к объекту стандартизации, достигаемое по правилам, установленным национальным органом Российской Федерации по стандартизации; межгосударственный стандарт — региональный стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации — Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации; международная организация по стандартизации — организация по стандартизации, членами которой являются национальные органы по стандартизации; международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией по стандартизации; национальный орган Российской Федерации по стандартизации — орган, уполномоченный настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации на выполнение функций по организации работ в национальной системе стандартизации, а также на участие в качестве национального члена в деятельности соответствующей международной или региональной организации по стандартизации и представление Российской Федерации в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации; национальный основополагающий стандарт — национальный стандарт, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов; национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом Российской Федерации по стандартизации; объект стандартизации — продукция, работы (услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, испытания (исследования, измерения) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты, обеспечивающие достижение целей стандартизации; официальное опубликование документа национальной системы стандартизации — первая публикация текста документа по стандартизации на русском языке типографским способом уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке организацией от имени национального органа Российской Федерации по стандартизации или первое размещение на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста документа по стандартизации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью; правила стандартизации — документ по стандартизации, принимаемый национальным органом Российской Федерации по стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения национальных основополагающих стандартов, а также определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ; предварительный национальный стандарт — документ по стандартизации, который принят национальным органом Российской Федерации по стандартизации на ограниченный срок с целью накопления опыта в ходе практики его применения для последующей разработки на его основе национального стандарта; проектный технический комитет по стандартизации — форма сотрудничества юридических и физических лиц (организаций, органов государственной власти, специалистов) на добровольной основе для решения целевых задач по организации и проведению работ по стандартизации в соответствии с установленной компетенцией в случае, если соответствующий технический комитет по стандартизации не создан, а также в случае, если указанная работа по стандартизации затрагивает вопросы компетенции нескольких технических комитетов по стандартизации; региональная организация по стандартизации — организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции; региональный свод правил — свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации; региональный стандарт — стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации; рекомендации по стандартизации — документ по стандартизации, принимаемый национальным органом Российской Федерации по стандартизации, содержащий советы организационного и методического характера, касающиеся проведения работ по стандартизации и способствующие применению соответствующего национального стандарта, или положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в национальном стандарте (предварительном национальном стандарте); свод правил — документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными полномочиями, содержащий технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и применяемый в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов; свод правил иностранного государства — свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства; стандарт — документ по стандартизации, разработанный на основе консенсуса и принятый в установленном порядке, устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы и характеристики объекта стандартизации; стандарт иностранного государства — стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства; стандарт организации — документ по стандартизации, принятый организацией, в том числе общественным объединением, некоммерческой организацией, инженерным и (или) научно-техническим обществом, государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, изготовителем продукции, исполнителем работ, услуг и другими любыми субъектами хозяйственной деятельности для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований (испытаний), измерений и разработок; стандартизация — деятельность по установлению правил, общих принципов и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности применительно к объектам стандартизации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; технические условия — вид стандарта организации, принятый изготовителем продукции или исполнителем работ, услуг, устанавливающий требования к безопасности и качественным показателям выпускаемой продукции (работы, услуги), а также к методам ее контроля и приемки; технический комитет по стандартизации — форма сотрудничества юридических и физических лиц (организаций, органов государственной власти, специалистов) на добровольной основе для организации и проведения работ по стандартизации в соответствии с установленной компетенцией.Целями стандартизации являются:1) содействие научно-техническому прогрессу, модернизации экономики Российской Федерации и ее устойчивому развитию;2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;3) снижение технических барьеров в торговле;4) содействие улучшению качества жизни населения страны;5) установление требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда;6) обеспечение необходимого уровня обороноспособности, мобилизационной готовности и безопасности государства;7) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;8) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в том числе общественной, экономической, экологической, промышленной, транспортной, продовольственной, информационной, а также безопасности при использовании атомной энергии;9) повышение конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг);10) обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;11) предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение;12) содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;13) обеспечение исполнения договорных обязательств сторон по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, в том числе при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд, путем использования стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных национальными стандартами;14) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;15) рациональное использование ресурсов, в том числе повышение энергоэффективности и снижение энергопотребления; 16) обеспечение соответствия национальной системы стандартизации положениям Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации и нормативным правовым актам Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере технического регулирования;17) содействие экономической интеграции государств — членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств;18) содействие трансферту технологий и наилучших лабораторных практик;19) активизация работы в международных и региональных организациях по стандартизации;20) расширение применения информационных технологий в сфере стандартизации;21) координация разработки международных, региональных и национальных стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации.Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципах:1) добровольности применения национальных стандартов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;2) обязательности применения и исполнения документов по стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), предусмотренной ; 3) недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, оказанию услуг и выполнению работ в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ;4) открытости процессов разработки документов национальной системы стандартизации и соблюдения прав интеллектуальной собственности; 5) обеспечения права участия всех заинтересованных сторон в разработке документов по стандартизации; 6) достижения при разработке и утверждении национальных стандартов согласия заинтересованных сторон;

Читать подробнее: О стандартизации в Российской Федерации от 19 июня 2015

Что такое систематизация объектов?

Систематиза́ция (от др.-греч. σύστημα «целое; состоящее из частей» + facere «делать») — мыслительная деятельность, в ходе которой исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного принципа. Один из основных видов систематизации — классификация, то есть распределение объектов согласно группам подобия и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов ).

К систематизации приводит, кроме того, формирование причинно-следственных взаимоотношений между изучаемыми фактами (к примеру, в курсе истории ), вычленение основных единиц материала, что даёт возможность рассматривать определённый объект как часть единой системы. Систематизации предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение,

Также обозначает совокупность результатов процессов, которые собраны в единое целое, впоследствии представляя собой некую систему,