Положение о подразделении — оформление — Положение о структурном подразделении оформляется на общем бланке организации. Обязательными реквизитами положения о структурном подразделении являются: наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.
Что должно содержать положение?
Виды положений — Наш словарик Положение – это организационно-правовой документ, регламентирующий порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.
- Положение об организации;
- положения о структурных подразделениях, например Положение о бухгалтерии или Положение об отделе кадров;
- положения, определяющие деятельность комиссии или группы, например Положение об экспертной архивной комиссии;
- положения, регламентирующие работу должностных лиц, например Положение о генеральном директоре;
- положения, регулирующие организационные отношения по какому-либо конкретному вопросу, например Положение об аттестации работников или положение о работе с заявлениями и претензиями физических лиц.
Практическая польза положений состоит в том, что в них максимально конкретно прописано, кто и что должен делать, какие задачи выполнять и за что нести ответственность. В свою очередь, это значительно облегчает контроль за выполнением поручений руководителя.
Когда два отдела организации «перебрасывают» друг на друга выполнение какой-либо задачи, затягивая ее решение, и не могут договориться между собой, кто и что будет делать, помогут разобраться положения о подразделениях. Поэтому дальновидные руководители обычно лично заинтересованы в том, чтобы было подготовлено положение об их отделе и чтобы оно было настолько подробным, насколько это возможно.
Самый простой пример: отдел хочет сдать в архив неоформленные документы – в скоросшивателях или вовсе россыпью. Документы не отсортированы и неизвестно, к каким делам они относятся. Начальник отдела настаивает на том, что разбирать эти документы и формировать их в дела должен секретарь.
Какие бывают виды положения?
Положения бывают двух видов: 1) типовые (разрабатываемые государственными или отраслевыми органами управления для однотипных предприятий, структурных подразделений, комиссий (например, Типовое положение об отделе кадров); 2) индивидуальные (разрабатываемые для конкретного предприятия, структурного подразделения,
Чем утверждается Положение об отделе?
Положение об отделе — ответственность — Положения о структурных подразделениях визируются руководителем службы кадров, юристом, заместителем руководителя организации, курирующим данное подразделение, а также руководителем других структурных подразделений, с которыми данное подразделение взаимодействует в работе.
Для чего нужны Положения об отделе?
Разработка нормативного положения для каждого отдела позволяет регламентировать его повседневную деятельность, определить основные задачи, очертить внутреннюю структуру и распределить зоны ответственности. Такой документ можно составить для каждой службы или лаборатории, для отдельных цехов, участков и бюро.
Что такое положение простыми словами?
Положение (нормативный акт) — свод правил, законов, касающихся чего-нибудь: Городовое положение Положение о сбережении лесов
Кто разрабатывает документ положение?
Проект положения разрабатывает, как правило, руководитель структурного подразделения на основании типового положения о соответствующей службе.
В чем разница между положением и регламентом?
В чем разница между регламентом, положением, инструкцией и правилами в части цели и содержания каждого из документов? Вопрос На одном из этапов разработки инструкции по делопроизводству у нас в компании возник вопрос: «А в чем разница между регламентом, положением, инструкцией и правилами в части цели и содержания каждого из документов?» Мы перестроили порядок по информационно-справочной документации (раньше все делалось только через служебные записки), но встал вопрос по организационно-правовым документам.
организационная документация (документы этой подсистемы являются правовыми актами);распорядительная документация (документы этой подсистемы – также правовые акты);справочно-информационные документы;документы по личному составу;договорная документация.
Положение, правила, инструкция, а также устав, штатное расписание, структура и штатная численность являются документами подсистемы организационной документации. К организационным документам относятся и новые виды создаваемых в настоящее время документов – концепция, стратегия, политика,
- На общепонятийном уровне определения видов организационных документов закрепляются словарями – энциклопедическими, русского языка и специальными отраслевыми.
- В профессиональной сфере делопроизводства и архивного дела названия видов документов должны, конечно же, употребляться в терминологическом значении.
Рекомендуем проанализировать цели создания и функциональное назначение организационных документов, которые закреплены в определениях их видов, зафиксированных в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974):
« положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения, структурного подразделения»;« инструкция – правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан».
Такую же юридическую природу имеют регламент и правила, определения и функциональное назначение которых были зафиксированы отраслевым словарем – Кратким словарем видов и разновидностей документов (М., 1974):
« регламент – свод правил, определяющих порядок работы учреждения, предприятия»;« правила – свод обязательных для выполнения требований, норм».
В словарях фиксируется актуальное употребление того или иного слова в конкретном значении. В настоящее время новый словарь видов и разновидностей управленческих документов готовит ВНИИДАД, обобщая современную практику. Регламент как свод правил (название вида известно с 18 века, с петровских времен), правила и положение как свод правил, регулирующих определенную отрасль или направление деятельности, одинаково допустимы для наименования видов издаваемых организационных документов.
Опыт «лучших практик» показывает, что в настоящее время организации самостоятельно устанавливают видовой состав издаваемых организационных документов, разрабатывая и утверждая на высшем уровне принятия решений (совет директоров, правление) соответствующий стандарт или классификатор видов и разновидностей документов, которые подлежат обязательному применению в данной организации (конечно же, с учетом классификатора бизнес-процессов, классификатора функций или вопросов и участков деятельности организации).
При разработке подобного стандарта учитываются требования действующего законодательства, указания вышестоящих и контролирующих организаций, «лучшие практики» и обычаи делового оборота, практика государственных органов и органов местного самоуправления.
Определяются подробно цель создания, функция и даже структура текста (в общем виде) применяемого организационного документа. Пример В организации могут издаваться административные регламенты (по функциям и услугам, если брать пример с государственных органов) и технические регламенты (преимущественно по производственным процессам, по процессам контроля и поверки приборов и оборудования; обратите внимание, что на федеральном уровне утверждаются технические регламенты на продукцию, имеющие силу федерального закона).
Исходя из требований законодательства в государственных органах разрабатываются и утверждаются положения о подразделениях и служебные должностные регламенты, Должностные инструкции, положения о должностях руководителей (например, положение о должности генерального директора, положение о должности члена совета директоров и т.п.) и положения о структурных подразделениях разрабатываются в организациях на основе требований подзаконных нормативных правовых актов.
Производственный процесс в целом может регламентироваться инструкцией, а одна из его составных частей (один из процессов) возможно регламентировать правилами его реализации, схемой или блок-схемой, Регламентация видового состава документов в процессе разработки и регламентации процедуры, бизнес-процесса, функции и услуги (государственной, муниципальной, оказываемой клиентам организации и т.п.) способствует управляемости организации, повышает качество управления, позволяет оценивать его по показателям эффективности и обеспечивать реальный переход на электронный документооборот.
Читать подробнее: В чем разница между регламентом, положением, инструкцией и правилами в части цели и содержания каждого из документов?
Какой документ называют положением?
Положение – это нормативный правовой акт, определяющий правовой статус, подчиненность, структуру, место в структуре, задачи, функции и другие аспекты деятельности организации или ее отдельных составных частей (подразделений, должностей, коллегиальных органов). Положение определяет систему управления организацией.
Кто утверждает положения в организации?
— Наиболее распространенным видом положения является документ, который регламентирует общую деятельность организации или деятельность ее структурного подразделения в частности. Если положение касается организации в целом, то оно определяет статус предприятия, его компетенцию, а также порядки ликвидации и реорганизации.
- Положения, касающиеся структурных подразделений, фиксируют порядок разграничения их функций.
- Какие нюансы имеют эти внутренние документы организации? Все положения имеют унифицированный формуляр и оформляются на общем бланке предприятия.
- В обязательном порядке они должны содержать информацию о наименовании предприятия или подразделения, дату и гриф утверждения.
Сам текст положения включает в себя цели, задачи, функции, права и обязанности, общие положения, руководство. Положения должны быть утверждены директором, завизированы юристом и подписаны непосредственно теми, кто их разрабатывал. Это могут быть заместители руководителя или руководители структурных подразделений.
Кто подписывает положения?
Классификация — По содержанию различают положения:
о предприятии, организации, учреждении, фирме, заведении и т.д., об их структурных подразделениях — комиссиях, бюро, группах и т.п. с регламентацией порядка их образования, структуры, функций, компетенции, обязанностей и организации работы, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу; об организации и проведении различных мероприятий — культурно- и спортивно-массовых, конкурсов, смотров и т.п.; структуру и содержание таких положений определяют учреждения, которые являются организаторами мероприятий.
Положения бывают типовые и индивидуальные:
Типовые положения разрабатывают высшие органы для системы предприятий, организаций, учреждений, фирм. индивидуальные — создаются по указанию руководства на основании типовых положений непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях, фирмах.
Проект положения подписывает руководитель структурного подразделения, а утверждает руководитель высшего ранга, которому непосредственно подчиняется данное подразделение. На втором экземпляре в случае необходимости оформляют реквизиты согласования и отметку об исполнителе.
Чем политика отличается от положения?
В отличие от Политики, Положение как раз направлено на регулирование деятельности людей и подразделений.
В чем разница между правилами и инструкцией?
В регламенте содержатся основные положения, в соответствии с которыми осуществляется деятельность органа власти. Инструкция — это документ, который устанавливает последовательность действий (операций) по осуществлению определенного вида работ.
Что такое положение простыми словами?
Положение (нормативный акт) — свод правил, законов, касающихся чего-нибудь: Городовое положение Положение о сбережении лесов
Что такое положение как документ?
Положение – это нормативный правовой акт, определяющий правовой статус, подчиненность, структуру, место в структуре, задачи, функции и другие аспекты деятельности организации или ее отдельных составных частей (подразделений, должностей, коллегиальных органов).
Что такое положение в юриспруденции?
ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЕ — нормативный правовой акт, который детально регламентирует правовой статус, организацию, порядок деятельности определенных государственных органов, организаций и учреждений или системы однородных органов, учреждений, организаций, а также определяет их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами.П.
В чем разница между положением и регламентом?
В чем разница между регламентом, положением, инструкцией и правилами в части цели и содержания каждого из документов? Вопрос На одном из этапов разработки инструкции по делопроизводству у нас в компании возник вопрос: «А в чем разница между регламентом, положением, инструкцией и правилами в части цели и содержания каждого из документов?» Мы перестроили порядок по информационно-справочной документации (раньше все делалось только через служебные записки), но встал вопрос по организационно-правовым документам.
организационная документация (документы этой подсистемы являются правовыми актами);распорядительная документация (документы этой подсистемы – также правовые акты);справочно-информационные документы;документы по личному составу;договорная документация.
Положение, правила, инструкция, а также устав, штатное расписание, структура и штатная численность являются документами подсистемы организационной документации. К организационным документам относятся и новые виды создаваемых в настоящее время документов – концепция, стратегия, политика,
- На общепонятийном уровне определения видов организационных документов закрепляются словарями – энциклопедическими, русского языка и специальными отраслевыми.
- В профессиональной сфере делопроизводства и архивного дела названия видов документов должны, конечно же, употребляться в терминологическом значении.
Рекомендуем проанализировать цели создания и функциональное назначение организационных документов, которые закреплены в определениях их видов, зафиксированных в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974):
« положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения, структурного подразделения»;« инструкция – правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан».
Такую же юридическую природу имеют регламент и правила, определения и функциональное назначение которых были зафиксированы отраслевым словарем – Кратким словарем видов и разновидностей документов (М., 1974):
« регламент – свод правил, определяющих порядок работы учреждения, предприятия»;« правила – свод обязательных для выполнения требований, норм».
В словарях фиксируется актуальное употребление того или иного слова в конкретном значении. В настоящее время новый словарь видов и разновидностей управленческих документов готовит ВНИИДАД, обобщая современную практику. Регламент как свод правил (название вида известно с 18 века, с петровских времен), правила и положение как свод правил, регулирующих определенную отрасль или направление деятельности, одинаково допустимы для наименования видов издаваемых организационных документов.
Опыт «лучших практик» показывает, что в настоящее время организации самостоятельно устанавливают видовой состав издаваемых организационных документов, разрабатывая и утверждая на высшем уровне принятия решений (совет директоров, правление) соответствующий стандарт или классификатор видов и разновидностей документов, которые подлежат обязательному применению в данной организации (конечно же, с учетом классификатора бизнес-процессов, классификатора функций или вопросов и участков деятельности организации).
При разработке подобного стандарта учитываются требования действующего законодательства, указания вышестоящих и контролирующих организаций, «лучшие практики» и обычаи делового оборота, практика государственных органов и органов местного самоуправления.
Определяются подробно цель создания, функция и даже структура текста (в общем виде) применяемого организационного документа. Пример В организации могут издаваться административные регламенты (по функциям и услугам, если брать пример с государственных органов) и технические регламенты (преимущественно по производственным процессам, по процессам контроля и поверки приборов и оборудования; обратите внимание, что на федеральном уровне утверждаются технические регламенты на продукцию, имеющие силу федерального закона).
Исходя из требований законодательства в государственных органах разрабатываются и утверждаются положения о подразделениях и служебные должностные регламенты, Должностные инструкции, положения о должностях руководителей (например, положение о должности генерального директора, положение о должности члена совета директоров и т.п.) и положения о структурных подразделениях разрабатываются в организациях на основе требований подзаконных нормативных правовых актов.
Производственный процесс в целом может регламентироваться инструкцией, а одна из его составных частей (один из процессов) возможно регламентировать правилами его реализации, схемой или блок-схемой, Регламентация видового состава документов в процессе разработки и регламентации процедуры, бизнес-процесса, функции и услуги (государственной, муниципальной, оказываемой клиентам организации и т.п.) способствует управляемости организации, повышает качество управления, позволяет оценивать его по показателям эффективности и обеспечивать реальный переход на электронный документооборот.
Читать подробнее: В чем разница между регламентом, положением, инструкцией и правилами в части цели и содержания каждого из документов?